Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Сергей Полунин. Sergej Polunin

Сообщений 541 страница 570 из 1000

541

"Dancing Times" by Julie Kavanagh

Танцовщик: купюры

В сентябре 2011 года ко мне обратилась голландская режиссёр-документалист Алёна ван дер Хорст, прочитавшая большую статью о Сергее Полунине, написанную мною. Она считала, что история украинского танцовщика, отягощённого феноменальным талантом, может стать основой для трогательного фильма. Я знала о существовании огромного архивного материала у Галины Полуниной, матери Сергея, поскольку она фотографировала и снимала все ключевые моменты его детства; я знала также, что в руках Ван дер Хорст он будет в целости и сохранности, поскольку она является наполовину русской и делает поэтические, человечные документальные фильмы, получившие не одну награду. Тем не менее мне казалось неправильным делать фильм о Полунине, в котором не содержалось бы портреты танцовщика - уникального классического танцовщика, каждый шаг которого может рассматриваться как оттиск балетного совершенства. Для этого был необходим глаз специалиста и я написала Алёне, что я замужем за создателем фильмов о танце Россом МакГиббоном и что мы решили заняться этим сами. ("Сделала бы то же самое на Вашем месте"). Работая над творческимпрофилем Ральфа Файянса, я познакомилась с продюсером "Кориолана" Габрэлей Тана и мы стали друзьями; Габи знала балет, понимала значение Полунина и обещала воплотить в жизнь нашу идею о документельном фильме. Через три месяца мы полетели втроём в сибирский город Новосибирск, где выступал Сергей, чтобы обсудить расписание съёмок.
Тогда у него был контракт с балетом театра Станиславского в Москве, чьим директором являлся харизматичный русский тансовщик Игорь Зеленский, бывший также директором Новосибирской балетной труппы, а теперь - ответсвенным за мюнхенский Баварский государственный балет, где Полунин "постоянный гость". После его драмтического разрыва с Королевским балетом, когда другие главные труппы отказались подписывать с ним контракты с танцовщиком, который тогда считался постоянным правонарушителем, Зеленский пришёл ему на помощь. "После моего ухода все двери начали передо мной захлопываться", - сказал Сергей. "Люди начали от меня отворачиваться. Игорь действительно помог мне выйти из этой темноты". Зеленский, чьё лицо Сергей вытатуировал в качестве благодарности на своём плече, стал фигурой отца/брата/ментора, а его жена и дети - московской семьёй танцовщика. Со своим европейским соверщенством в соединении с русским махизмом и дикой стороной собственного характера Зеленский превратился в наглядную ролевую модель, внушающую своему протеже важность самодисциплины. Вскоре их отношения переросли в симбиоз, в котором Зеленский создавал для Полунина репертуар, состоящий из балетов Кеннета МакМиллана и Фредерика Эштона, а присутствие молодого динамичного танцовщика привносило блеск и возбуждение в театр им. Станисалавского. В Новосибирске Зеленскому удавалось побуждать Сергея танцевать - также и за большие деньги (одно соло из "Щелкунчика" принесло ему бОльший доход, чем двухмесячная зарплата в Королевском балете - рассказал мне он).
Впервые мы увидели его в гала-концерте, спонсируемом газпромом в "Сибирском колизее" - самом большом театре в России. Это был "Снежный форум" - с саундтреком снежной бури, световыми эффектами снежинок в публике и программой, состоящей из зимних отрывков из мюзиклов, опер и балетов - по большей части из "Щелкунчика". Даже в плохом красном костюме Сергей выглядел благородно и утончённо, но был вынужден делать манеж под руководством глупого дирижера с хвостиком волос на голове, почти не смотрящего на сцену, что медленные аплодисменты публики постепено стихли. Я поймала себя на воспоминании о высказывании Эхтона, заметившего в разговоре со мной о Нуриеве, выбравшем Королевский балет своей труппой: " Прекрасному драгоценному камню нужна прекрасная оправа". Поскольку по контрасту Государственный театр оперы и балета со своими расшатанными креслами и резким освещением показался в лучшен случае подпорченным фальшивым украшением; физически и технически танцовщики представляли из себя пёструю массу с почти комичными жестами в пантомиме старой школы. "Они не знают, как быть естественными," - сказал Сергей, который, как в своё время Нуриев, вдыхал новую жизнь в классику 19-го века. Пока мы были там, он готовил "Жизель". Он рассказывал, что ему пришлось остановитъ гримёршу, которая пудрила его брови и собиралась нарисовать чёрные арки посередине его лба.
За стенами театра была температура -24 на заснеженных улицах, но Сергей в буквальном смысле слова жил в театре, где ему и  Зеленскому выделели комнаты за сценой. Комната Игоря была элегантной и минималистской, а комната Сергея представляла из себя не более, как келью в интернате со шкафами из ДСП и кроватью с ярким одеялом и разбросанной одеждой. Но он любил Новосибирск, в котором он был не так одинок, как в Москве, и мы планировали вернуться сюда и заснять его "существование в коконе" с Игорем, а также воспользовать хорошей сценой театра, окрашенной в чёрные тона.
В следующие месяцы мы отсняли первые кадры в Лондоне. Королевский балет возрождал "Маргариту и Армана" по случаю прощания с труппой в конце сезона Тамары Рохо и Кевин О`Хэя пригласил Сергея вернуться, чтобы быть её партнёром. Для него это было грандиозным делом - возвращение, которое просили записать, а для меня это было возмозжностью выполнить обещание, которое я дала его матери. Я уже писала о своей дружбе с Галиной Полуниной и о том, как я пригласила её в Лондон, чтобы увидеть его впервые на сцене Королевской оперы (см. newyorker.com/culture/culture-desk/sergei-polunins-dance-mom) Тот вечер, в который я сидела рядом с Галиной, которая вцепилась в мою руку, когда подняля занавес, должен был стать моим самым незабываемым балетным впечатлением; но ближе к делу - это дало нам грандиозную, мощную сцену для фильма - сцену, которую один из наших операторов, находившийся в партере и следовавший за Галиной от входа до сцены, заснял в волнующих душу подробностях.

Летом 2013 года Сергей вернулся в Лондон в "Коппелии" Ролана Пети с театром Станиславского - китчевой, слащавой версии, в которая однако содержит в себе виртуозные мужские вариации для звезды. Галина приехала по этому поводу в Лондон, как и знакомый продюсер Габи из США по имени Стивен Кантор. Высокий и мускулистый, он честно говорил о необходимости направления и путешествия для документального фильма, но мы к нему прислушались, поскольку онпредлагал внести большую сумму в бюджет. Теперь у нас были средства, чтобы заказать 8-ми минутныю вещь Расселу Малифанту и в августе мы в течение недели записывали, как Сергей работает с хореографом в первый раз. "Я всегда боялся контемпорери", - сказал мне Сергей. "Для меня балет во много раз проще. Для меня непривычно идти низко на пол - я чувствую, как будто тяну всё на себе." Тем не менее в первый день между парой были спокойные отношения, атмосфера в студии Малифанта в северном Эктоне напоминала лочти дзеновую. Для начала Сергей пытался просто копировать то, что делал Рассел. Ему было трудно справитъся с причудливым вращением на полу, но падения и в двжеения, вдохновлённые капоэйрой, пришли к нему естественным путём, а в круоных планах его говорящии руки великолепно обрамляли его славянское лицо. Идея Малифанта состояла в том, чтобы показать его виртуозность - "огромные прыжеки и вращения, эти взрывчатые движения" -но смешатЭ их с другими техниками. "Мы погрузимся в классику, но я хочу поиграть вокруг её граней, как мы входим в неё и как из неё выходим - это то, что я хочу исследовать". Росс хотел, чтобы создание соло стало сквозной темой фильма и планировал отснять законченную вещь на месте со множеством камер и с использованием техники временнОго монтажа - замораживание 24 кадров в секунду, что бы зафиксировало и удержало ексквизитную чистоту позировок Полунина в пространстве.
Однажды вечером в августе мы снимали лондонскую семью Сергея, беседовали с его другом из школы Королевского балета Джейдом Хейлом-Кристофи; его братом Филом, которого Сергей описал как "члена банды", но который был таким же мягким, как котёнок; его греческим отцом и северо-американской матерью, чей пригородный дом был убежищем для Сергея в его самые неспокойные времена. В нескольких минутах ходьбы оттуда располагалась студия тату, которой Сергей владел совместно  Энтони Лэммином, клёвым, уверенным в себе чернокожим парнем, который создал несколько тату Сергея. Последнее из них должно было стать копией изображения церкви в Херсоне, где Сергея крестили, и под жужжание тату-машины мы снимали Лэммина за работой над спиной Сергея. На кждом бедре был кусок кухонной бумаги, чтобы впитывать катящийся из-под его подмышек пот, но его болевой порог танцовщика настолько высок, что он мог естественно говорить на камеру, не поморщившись.
Осенью 2013 года мы поехали на Украину, чтобы отснять предисторию. К путешествию нас подтолкнуло и приглашение Сергея станцевать "Жизель" в Киеве со звездой балета Большого театра Светланой Захаровой, родившейся на Украине - так что на этот раз было двойное возвращение. После их пресс-конференции он посетил балетную академию, где учился, будучи ребёнком, и был явно тронут "теми же запахами и лицами". На репетициях "Жизели" с ним работал его прежний учитель Николай Прядченко, жилистый мужчина с густыми седыми волосами и морщинистой кожей, который готовил Сергея к просмотру в школу Королевского балета, учил его вариациям для европейских конкурсов и передал ему сочетание романтической мягкости и выразительности "благородного танцовщика", которыми отличался его собственный танец в бытность звездой труппы. Прядченко ужаснулся, услышав о том, что Сергей ушёл из Королевского балета - "Это не та труппа, которую покидают. Это была его основа." - и был явно шокирован на камеру, когда танцовщик признался ему, что он почти не принимал участия в классе труппы. Среди его учителей, говорил Сергей, только Прядченко "был постоянно критичным", то, как он признаётся, в чём он очень сильно нуждался. "Я работаю сам по себе, я отмечаю какие-то вещи и никто мне ничего не говорит. Так что я пытаюсь в некотором смысле обмануть людей -делаю вид, что знаю, что я делаю, а на самом деле не знаю. Николай это знает и говорит мне правду на репетициях. Он хочет меня поправлять; показывать мне нечто новое. Я пытаюсь зацепиться за ключевые моменты, которые я помню, но это не одно и то же. Если бы он был со мной каждый день, я был бы на другом уровне." (Печально для Сергея - Прядченко умер через шесть месяцев).
Из космополитичного Киева мы отправились ночным поездом в Херсон, который, казалось, находился совсем в другом мире, особенно в пригородах, где живёт  Владимир Полунин со своей матерью - обожаемой, душевной бабушкой Сергея, которая вставала в 5 утра, чтобы приготовить ему борщ. Его отец - деликатный, красивый мужчина, который отвечал на сложные вопросы с трогательной откровенностью, как и две бабушки, сидя рядом друг с другом, мать Галины поразительно более образованная, чем мать Владимира. В городе мы снимали гимназию, в которой Сергей учился с 6-ти лет, брали интервью у его педагога относительно тех качеств, которые могли способствовать тому, что он стал профессионалом. Его первая преподавательница балета устроила для Сергея специальное представление, в котором он был выведен на сцену учениками. После импровизации под меланхоличной арии в исполнении Паваротти он спонтанно поднял на руки свою учительницу и закружил. Это был эйфоричный момент. Но осталось и ещё одно неизгладимое впечатление. Сергей предложил, чтобы мы сняли встречу с его целителем, бывшим водителем такси, с такими же стеклянными глазами, как у слепого. Он провёл около 15 минут с Сергеем, бормоча, как он качал его взад и впереёд, что могло дать или не дать результата. Всё, что я знаю, это то, что это вызвало некую реакцию у Сергея, который перевёл мягкий поток слов, я была поражена достоверностью услышанного. Сергей не был удивлён.  Ребёнком он свалился с воспалением лёгких и был отпущен  из больницы после шести недель пребывания там, поскольку ничего уже нельзя было сделать. В отчаянии Галина отнесла его к целителю, который вылечил его за две недели.
Последний день съёмок, 20-е ноября, был день рождения Сергея и мы праздновали в ночном поезде, прознося тостя и чокаясь тёплым, сладким русским "шампанским" и ужиная в буфете поезда. Мы тогда этого не знали, но это было концом нашего сотрудничества.
Габи Тана пришла в восхищение от работы фотографа и видео-мейкера Дэвида ЛаШапелла и решила, что она хочет более коммерческий фильм. В видео на новую/новую версию трэка Фредди Меркури/Майкла Джексона ЛаШапелль одел Сергея в военную экипировку, которую он снимал себя, воспаряя над Гавайской землёй и влетая в залитый солнцем амбар. Это было переделано в известное теперь соло Хозьер "Отведи меня в церковь", интернетовскую сенсцию, а сегодня и центральный номер в фильме "Танцовщик". Направленный на ту же самую интернетовскую аудиторию, со Стивеном Кантором, заменившим Росса в качестве режиссёра, фильм дал Сергею ту глобальную известность, к которой он стремился. Делая акцент на страхах Полунина, а не на его артистизме, фильм стал портретом грандиозно одарённого, сконфуженного подростка. Наш документальный фильм, который рассказывал поразительную семейную историю и в котором его движения были засняты при помощи новейших технологий, высветил бы танцовщика - великого танцовщика на пике его карьеры.

+6

542

Вау. какой текст!  Огромное спасибо, дорогая PRIVET, за большой труд. :love:  Да, жалко, что такое кино не состоялось..

+2

543

Для желающих, запись из Палладиума:

Вроде ноги посуше стали со времени Спартака.
Ув.PRIVET, спасибо за перевод)

Делая акцент на страхах Полунина, а не на его артистизме, фильм стал портретом грандиозно одарённого, сконфуженного подростка.

Точнее и не скажешь.

+4

544

PRIVET написал(а):

старки написал(а):

    Аллюзия то аллюзия, но следом полилась грязь в Дэйли Мэйл  По-моему, нужно успокоиться и вспомнить , наверное, как лилась на него грязь после ухода из Р.Б. Со средствами массовой информации нужно держать "ухо востро" и "отделять зерна от плевел". Будем ждать выступлений.

Что-то я опять не в теме. О чём сыр-бор? Что за скандал, что за разборки? Из-за вот этой фотографии и этой статьи? Мы впали в детство?

http://s0.uploads.ru/t/8D6xI.jpg

http://www.dailymail.co.uk/tvshowbiz/ar … model.html

Bravo, Pamela! Her fame will help Sergei and the ballet scene. Good move!

0

545

https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5366227

Очень хорошее качество -  все из Палладиума.В танце Сергей такой уверенный, мужественный.

https://drive.google.com/file/d/0BwPJZc … w1WTA/view
видео из Палладиума   танец Сергея  Качество!!!

Отредактировано swetlana (05-03-2017 09:29:00)

0

546

Дорогой PRIVET, огромное спасибо за перевод. Вы проделали очень большую работу.
Может быть, они ещё сделают фильм. Материал-то остался.

0

547

http://www.sarahmlee.com/#mi=2&pt=1 … 0&at=0 -  прекрасные черно-белые фотографии с репетиций Sarah Lee (есть и с Владимиром Васильевым).

Отредактировано старки (09-03-2017 07:35:55)

0

548

Дорогая Privet

http://www.irishexaminer.com/lifestyle/ … 44818.html
Dancing to his own tune

Что про Натащу? Помирились:

0

549

swetlana написал(а):

Что про Натащу? Помирились:

Дорогая swetlana!
В этой статье нет даже намёка на какие-либо разногласия или ссоры и примирения. Только счастье от того, что они друг другa нашли и благодарность за её поддержку.
Так что, думаю, надо всем расслабиться и перестать реагировать на жyрналистские или пиарные уловки.
Вот сейчас они репетировали с самим Владимиром Викторовичем "Икара". Прекрасные фотографии с этих репетиций. И как же замечательно, что он сам передаёт им своё любимое детище, всеми забытое. Это же ещё и для русского балета какое великое значение имеет.
И "Нарцисс" в программе Полунина символичен: тоже один из коронных номеров Владимира Васильева. И хотя господин Полунин ставит собственного "Нарцисса", но Васильев наверняка поучаствует в процессе, тем более, что он уже с ними.
Очень и очень это всё здрово! :flag:

0

550

Cпасибо!

0

551

Произведение искусства. И я имею в виду Сергея.

https://www.youtube.com/watch?v=MOmGGe0PdoY
комментарий  , Проект Полунин поможет людям приобщиться к прекрасному
Хэтэуэй Джейн
Мы с другом говорили об утере искусства. Здесь, в Северной Америке, она была вырезана из школ, и большинство людей не знали, кто такой Сергей. Это позор. Недавнее исследование показало, что искусство - это то, что связывает людей, которые обычно никогда не пересекают пути в жизни. Я думаю, многие из нас знают это, но мне кажется, что это постоянная битва, которая пытается сохранить искусство на переднем крае всего здесь, в Соединенных Штатах. Столько раз я слышу, как люди говорят, что искусство не имеет значения, это пустая трата времени и денег в государственной школе. Тем не менее, этот спор никогда не появляется в некоторых спортивных школах. Я удивляюсь, почему искусство является такой угрозой для некоторых? Подумайте об искусстве, книгах, танцах, песнях и т. Д., Которые были запрещены или даже привезены на конгресс? Помните, когда основатель Mrs. Gore из PMRC пошел перед съездом, требуя предупредительных надписей на музыку? Или когда Дэвида Микеланджело считали порно некоторыми правыми христианскими группами? Я нахожу этот предмет интересным. Это тема, которая в основном не воспитывается. Кто-нибудь еще показывал видеоролик Сергея П. TMTC и видел, как они загорались? Я даже видел, как хороший друг порвал. Это то, что мне нравится в искусстве, и Сергей. Он настолько редкий, и совершенный, полный пакет благоговения в человеческой форме. Человек, который может летать, и совершенствовать каждое движение, как будто он даже не пытается ... Спасибо, Сергей, ты красота в его чистейшей форме.

+1

552

Вот ну совершенно случайно лента мне выдала в рекомендуемых страницах эту)).
Так как это Project Polunin, то не на Натальину страницу, а здесь помещаю:
https://instagram.com/p/BRp1SSVg9oQ/

+1

553

И, собственно, сама афиша мероприятия:
https://instagram.com/p/BRqCY1xAlF4/

+1

554

И  док. фильм "DANCER"...
https://vimeo.com/205518154

+1

555

Пресса

http://www.telegraph.co.uk/dance/what-t … ls-review/

one star

A toe-curling waste of the finest dancer of his generation - Project Polunin, Sadler's Wells, review
   
Mark Monahan, dance critic
15 MARCH 2017 • 12:00PM
Sergei Polunin is the electrifying, once-in-a-generation dancer with a fondness for the wilder side of life, who famously became the Royal Ballet’s youngest ever male principal at 19 and even more famously flounced out of the company two years later. At the time, he cited (among other things) a need for greater artistic freedom. And only this week, in an interview with a British glossy mag, the now-27-year-old Ukrainian continued to gripe about his time the RB – which was, after all, the company that made him a star.

Well, glance at how things are panning out for him, and it all starts to feel like a sad double cautionary tale: don’t bite the hand that feeds you, and be very careful indeed what you wish for. For it’s looking as if Polunin needed the Royal Ballet – for its discipline, its, rigour, its repertory – far more than the Royal Ballet needed him.

Last July, alongside with his real-life girlfriend – the similarly gifted Russian, Natalia Osipova – he starred in mixed bill that failed utterly to capitalise on their brilliance. But that evening now looks like a pinnacle of good judgment next to the new triple bill, Project Polunin, which skips from disappointing, to dismal, to desperate in three short hops.

It launches with Polunin and Osipova dancing a 15-minute snippet from a longer work, Icarus, the Night Before the Flight. Apparently chosen here to reflect Polunin’s original Russian-style training (with the added connotation perhaps of “flying too high”), it was created in 1971 by Vladimir Vasiliev, a magnificent dancer back in the day, who still cuts a noble figure. But it turns out to be Soviet-era choreography at its galumphing, melodramatic worst, set to a rebarbative score by Sergei Slonimsky that gives the couple little opportunity to shine.

The latter is true – with knobs on – of Tea or Coffee. This lamentable dollop of dance-theatre by Andrey Kaydanovskiy – allegedly about familial dysfunction – wastes four super-looking dancers and, in a world that also includes dozens of works by Pina Bausch, demonstrates no justification for its existence. Both Polunin and Ospiova sit this one out, a maybe unintentionally wise move.

However, even this (representing, we're told, the sort of direction towards which Polunin now wants to head) is nothing, in the awfulness stakes, compared with the final, brand-new, 45-minute piece, Narcissus and Echo. Created in tandem with US filmmaker and photographer Davd LaChapelle – who made the stupendous Take Me to Church video with Polunin that has so far notched up 18 million hits online – and dripping with spurious allusions to the social-media age, this short ballet takes Ovid’s famous myth and retells it with an ineptness, vulgarity and pretension that make you want to punch your own lights out.

Polunin poses hither and thither in a hideous golden G-string (think the muscleman from Rocky Horror), the women waft their arms around like women apparently did in Ancient times, two oval TV-screens flicker in the sky, and a clutch of dancers from various companies do their level best with the lacklustre steps, but never stand a chance.

Of the 11-strong cast, only Osipova (as Echo) somehow emerges unscathed, dancing with an unembarrassed lyricism and typically skittish energy that makes her seem truly like a creature from another planet. Unfortunately, by the time Polunin’s face himself is glowering at us from those screens like Derek Zoolander, and Polunin himself is being eaten alive by the stage, “another planet” is exactly where you may want to be too.

That this two-hour vanity project should climax with the story of Narcissus is excruciating enough. But arguably the biggest tragedy of the evening is that Polunin’s dancing is already not what it was. He still cuts an eye-popping, stage-dominating, Greek-god figure, and he turns beautifully. But on first night he repeatedly failed to take to the air as I know he can, and indeed, by his standards, there was what felt like an overall laziness to his aerial dancing (his rear leg often left hanging low) and to his finishing, too.

As Narcissus and Echo limped on like a sort of Carry on Ovid, my helpless giggles turned to genuine sadness that one of the most astonishing dancers of the modern era should be squandering his talents on this dreck. Add the fact that the Royal Ballet next month returns to Mayerling, a dark-as-night masterpiece that might have been tailor-made for Polunin’s technical capabilities and brooding charisma, and the whole thing is almost too much to bear.

http://www.standard.co.uk/goingout/arts … 89926.html

two stars

Project Polunin, dance review: Precocious talent needs better material
EVENING STANDARD ARTS IN ASSOCIATION WITH

The results of Sergei Polunin's solo venture are certainly unexpected, writes Lyndsey Winship

   
LYNDSEY WINSHIP

UnexpectedL Sergei Polunin's solo venture doesn't show him at his best Alastair Muir
He's the precociously talented, amply tattooed Ukrainian dancer who walked out of the Royal Ballet, earning him a bad boy rep. Now he's launching his own venture, and the results are... unexpected.

For starters, an enjoyably melodramatic Russian period piece, showcasing Polunin's sleek skills in multiple jumps and turns, where he and partner Natalia Osipova emote at each other; then a quirky contemporary work from guest dancers; but the main event is a new ballet choreographed by Polunin himself.

Narcissus and Echo aims to reflect the narcissistic tendencies of today's social media obsessives, a real-world idea, but the setting is pure Pierre et Gilles fantasy, as Polunin leaps on stage dressed in nought but a sparkly gold posing pouch and gauntlet, as if Ann Summers were doing a Greek myths theme.

What follows is folly. Nymphets in besparkled bodystockings frolic in poor-to-middling choreography; Polunin does more thrusting jumps to a soundtrack evoking sci-fi romance (by Ilan Eshkeri). As a portrait of shallowness it's very effective.

Osipova tries to pull it back with trembling vulnerability as Narcissus abandons her for his own reflection and Polunin's selfies appear projected onto the clouds, a cautionary tale from someone who has built his comeback on 20m YouTube views.

It's hard to know what to make of this camp confection. Polunin is a good dancer, but he needs better material – quick!

Until 18 March, Sadler's Wells; sadlerswells.com

https://www.thestage.co.uk/reviews/2017 … ls-london/

Sergei Polunin – Project Polunin review at Sadler’s Wells, London – ‘a tedious triple bill’

Sergei Polunin – Project Polunin. Photo: David LaChapelle
ReviewsDanceby Neil Norman - Mar 15, 2017
TWEET THIS  SHARE NOW
I would love to say that Sergei Polunin has recovered his mojo. I would love to say that Project Polunin is a worthy progression from his era at the Royal Ballet. I would love to say that humility has finally come to the most prodigiously gifted dancer of his generation. I would love to say all these things: but I cannot.

Vanity, ego and arrogance compete with each other in a war of artistic attrition in which the greatest loser is Polunin himself. The three works here – two earlier pieces receiving their UK premiere and a world premiere by Polunin himself – are poor choices, indifferently danced.

If Vladimir Vasiliev’s Icarus, The night before the Flight is the best it is only because it is a classical construct of Soviet-era ballet that is architecturally strong if ultimately unexciting.

Polunin favours expression over technique and his rapid spins and jumps are impressive even if his finishes are not. Osipova, however, seems dulled by his partnering, subjugated by his ego. Her customary fire is reduced to a glow.

About the comic ballet Tea or Coffee the least said the better. Two couples cavort and toss each other around beneath a neon light over a hot beverage to a multi-lingual soundtrack and to no purpose whatever.

But worse is to come. Polunin’s own Narcissus and Echo is an abject slice of faux Fokine exoticism, a faerie myth so diluted it drowns in its own watery juices, Swarovski jockstraps and merkins notwithstanding. He spends nearly half the ballet asleep on top of a planet and the other half showing off his tattoos in a series of uninspired semi-classical postures. On this showing, Polunin is now officially away with the fairies.

+1

556

Пресса (продолжение)
Климент Крисп -три звезды
https://www.ft.com/content/40e0399c-096 … 720a26771b


Sergei Polunin, tattooed errant Ukrainian talent and victim of ever more vapid comment in headline news — that is one image. And, Jekyll to this Hyde: Polunin as dancer of prodigious gifts, who stepped on to the Covent Garden stage 10 years ago at the age of 18 and, with no fuss or tralala, claimed it as his own. I have seen the great Russian danseurs of our time as they began their careers — Yuri Soloviev, Irek Mukhamedov, Vladimir Vasiliev — and the debutant Polunin was of their number, astoundingly gifted.

Now, after dark times and a return to the stage, he proposes a programme of works that marks his own renewed engagement with dance: “I’ve started to get joy from work again.” Would that I had felt the same about this ragbag of steps in which he stars with Natalia Osipova, and proposes an image of choreography of the most modish, self-regarding kind.

He dances and classicism smiles at his every action. Osipova dances with no less potent artistry. And the evening lurches from the well-intentioned (Vasiliev’s Icarus: a prime example of late-Soviet dance) to the downright frightful (Tea or Coffee, a titanic mistake from a Moscow choreographic project). Then there is Polunin’s own choreography for Narcissus and Echo, its score sounding as if Saint-Saëns were still alive, albeit in serious decline; its design like nothing so much as Le Douanier Rousseau in thrall to sequins; and some earnest activities by Polunin as Narcissus, Osipova as Echo, and a group of dancers being vivaciously “classical” as Nymphs, Theban Boys, and making very small bricks with far too little straw.

Polunin is a prodigy whose lustrous classicism is worn with the easy familiarity of a well-loved coat, but he needs the framework of a great ballet troupe, of a serious and demanding repertory, and of the rigours of the historic classic dance that is his birthright — and his realm.

В прошлом году он поставил ноль звезд Осиповскому проекту и "страшно ругался".

http://www.theupcoming.co.uk/2017/03/15 … re-review/ -AGNISH RAY
If there is one thing that has marked Sergei Polunin’s life, it’s flight. At 13 he set forth from his native Ukraine in search of a greater chance at a ballet career. At 21 he threw down his pumps at the doors of London’s Royal Ballet and fled to the Stanislavsky in Moscow. It is this theme of escape – in a piece inspired by the story of Icarus – with which the dancer begins the long-awaited blockbuster Project Polunin at Sadler’s Wells.

Choreographed by Vladimir Vasiliev, the first part of this triple bill tells the tale of Icarus “the night before the flight”, where Aeola (performed by Polunin’s sweetheart, the dazzling Natalia Osipova) begs him to stay with her, forsaking his escape from Crete. Greek mythology continues in the main and final piece of the evening, choreographed by the Ukrainian prodigy himself, in which the pair depict the story of Narcissus, the boy who falls in love with his own reflection, and Echo, driven to despair by Narcissus’s inability to love her.

These tragic heroes of the Greek mythology touch closely on the mystique and reputation that have surrounded Polunin throughout his career: the conflicted idealised self of a prodigious young man thrust into the public eye; the tragic hero who abandons loved ones to follow his dreams; the self-destruction of the individual in the face of adulation.

But Project Polunin, founded in 2015 to bring together dancers, choreographers and artists from other fields, seems to represent a change of direction for the “bad boy of ballet” – a gradual shift from performer to curator, choreographer and all-round dance maker. One wonders whether the guise of the enfant terrible is slowly being discarded. While Icarus dreams of taking flight, perhaps Sergei Polunin is just finding his feet.

In between the two Greek performances sits a composition of contemporary dance theatre by Andrey Kaydanovskiy – the darkly humorous tale of a family dealing with the absurd tragedy of the inevitability of death. What at first seems an odd piece to present in such a programme actually proves intriguing and represents the new areas of work (distant from the ballet clichés of good and evil, male and female, joy and sadness) that Polunin and Osipova are eager to explore further. Although the piece sometimes feels predictable and its narrative frustratingly leads to no satisfying conclusion, the deconstructive explorations of the contemporary human condition provide an interesting contrasts with the romantics of the rest of the evening.

★★★★★ (три звезды)

Отредактировано старки (15-03-2017 20:50:18)

+1

557

Кстати фильм Сергея можно заказать на Amazon

Отредактировано Paulina (15-03-2017 20:50:04)

+1

558

https://www.theguardian.com/stage/2017/ … n-pictures -  интересные фото и репортаж.
http://www.islingtongazette.co.uk/enter … _1_4933526 - " четыре звезды "   из 5.

Отредактировано старки (15-03-2017 21:04:28)

+1

559

Что-то у меня впечатление, что хороший, интересный проект. Да не в той стране показан. Вот и Кайдановскому досталось "мама не горюй". :jumping:

0

560

http://www.broadwayworld.com/westend/ar … s-20170315   - а этот критик даже в программу не посмотрел, он решил , что Полунин поставил "Чай или кофе?" :crazyfun:

0

561

"The second piece, Tea & Coffee, promised an insight into the banality of modern family life and features neither Polunin or Osipova - and that's not the only reason it is best forgotten. A work with its roots very much in Russia, ..."

Ага. И вообще корнями уходит не в Австрию, а в Россию. Ну-ну. Бедный Кайдановский. А он думал, что создаёт нечто общечеловеческое. :cool:

0

562

Немного видео (4 фрагмента) не помешает

https://www.instagram.com/p/BRor78mgcN3/

Снято как будто из оркестровой ямы?

Отредактировано Mari'Masherr (15-03-2017 23:08:25)

0

563

PRIVET написал(а):

Что-то у меня впечатление, что хороший, интересный проект. Да не в той стране показан. Вот и Кайдановскому досталось "мама не горюй".

От Кайдановского наша критика была в восторге.

0

564

kseniapp написал(а):

От Кайдановского наша критика была в восторге.

Значит к нам в стасик пусть везут, и будет горячо в Москве

0

565

А кто-нибудь знает, были планы в России эту программу показывать?

0

566

Mari'Masherr написал(а):

Значит к нам в стасик пусть везут, и будет горячо в Москве

Вы про проект или про Чай или Кофе? Чай или Кофе номинирован на ЗМ и как раз на след неделе будет спектакль в МАМТе на малой сцене и у Полунина танцевали "стасиковцы".

0

567

kseniapp написал(а):

Вы про проект или про Чай или Кофе? Чай или Кофе номинирован на ЗМ и как раз на след неделе будет спектакль в МАМТе на малой сцене и у Полунина танцевали "стасиковцы".

Нет, я про проект Полунина в целом.
Хочу его с Наташей ещё увидеть в тёплой, камерной стасиковской атмосфере.
Просто мечтаю...интересно же

0

568

Разгромные отзывы на balletcoforum от очевидцев и, кстати, довольно едкая ремарка на ревью Криспа.
Кстати, фотографии уже дают почувствовать уровень действа и каким "изобразительным" средствам было отдано предпочтение)).
Тем не менее, стопроцентно доверять британской публике не хочется, т.к. нет оснований).
Но и "тащить" всё в Стасик тоже не стоит, даже ради интереса, ИМХО.
Вот видео всех трёх опусов хотелось бы глянуть.
Особенно Икара, которого даже и не смогли сильно попинать, только отметили актёрскую несостоятельность Полунина в этой, не лишённой пафоса, роли. (Вот с пафосом и не сложилось по отзывам)).

ПС Не оставляет ощущение, что британские балетоманы все-таки злопамятны, не то, что русские. И Полунину ходу не дадут даже при удачном показе просто из принципа... не то, что мы - в Большом Нуреева как героя чествуем, в Казани ежегодные конкурсы... и славу яркого балетного явления не выверяем лояльностью к Альма Матер. А Нуреев, в отличие от, опять же, - плоть от плоти русской балетной школы и Родину покидал с известным скандалом.
Так что мало у нас с британской насмотренной публикой общего))). Хотя аргументация выглядит достаточно убедительно, ну и фотки не опровергают, чего уж там)).

Отредактировано Dias (16-03-2017 06:02:17)

0

569

Graham Watts дал две звезды, но пишет интересно и не "уничтожает" , а анализирует
http://dancetabs.com/2017/03/project-po … ho-london/

"Особенно Икара, которого даже и не смогли сильно попинать, только отметили актёрскую несостоятельность Полунина в этой, не лишённой пафоса, роли. (Вот с пафосом и не сложилось по отзывам))."-         ув.Dias Вы о чем? -  читаю регулярно английских балетоманов, у них собственная "тусовка",  английский юмор ,  иногда  очень "веселят"    ((((( например, отзыв №  22 от Quintus "Well    "I've returned inspired................... to fish out my old karate groin-guard and glue sequins on it.  Mrs Quintus is in for a real treat.

It was't great, but it had its moments, most of which belonged to poor Natalia, who can make the most of anything she's landed with.  The Soviet Icarus piece was rather dull but worthwhile as a showcase for some big jumps, and could be watched with detachment as a period piece - good too to see Vasiliev at curtain call.  That piece did get enthusiastic applause from the audience.

The second piece was  just not my cup of tea, or indeed coffee. One person would say something in German and the other would render it either correctly, over-elaborated or completely off into Spanish. People were laughing at that but I can't say I found any of it funny. Then there was a bit of slow wrestling, at which point I was lost. I hoped after the first blackout that it was over, but sadly we had to plough on for an age.

As for Narcissus, I didn't mind the music and again I enjoyed Natalia Osipova (and will happily buy her costume designer a beer), but much of the dancing felt sterile and unchallenging. The lighting and set design was unfortunate in that it made Narcissus' reflecting pool look like a mound with a small smoking volcano crater on top.  Not sure why the nymphs rather than Narcissus turned into flowers either, or why he got dragged into the volcano.  Or indeed why he was lounging on a large orange much of the time. Towards the end I really was getting the giggles, when the two TV screens were showing Sergei's selfies and he was running round the stage - it did descend into farce at that point...")   8-)

... но пропасть в понимании каких- то вещей между нами действительно велика,  и на многие вещи, в том числе в искусстве , мы смотрим разными глазами.(( И юмор разный у нас тоже. 8-) Я помню их отзывы на проект Натальи в прошлом году, где они жалели С.П., что он принимал участие в этом во всем. Сейчас они также "жалеют" Наталью. .И Пита у них "не пошел" и как это было ужасно для них.. А пафос, тем более, "советский", вообще многие не переносят..А вот лично я, бывшая "советская", когда это в меру,очень даже  люблю..

Отредактировано старки (16-03-2017 09:20:42)

0

570

"Icarus...filled with a lot of melodramatic and rather comic emotion from Polunin" - пост номер 5 на форуме в именной теме.

0