Обещанный перевод интервью в предверии показа проекта Полунин в Лондоне. Быть может, сейчас даже интереснее его прочитать - после того, как проект состоялся.
Накануне показа его нового шоу в Лондоне, включающего в себя две премьеры и редко показывемый балет из раннего русского контемпорери, мы поговорили с Сергеем Полуниным об этом шоу и вообще о жизни. Он однозначно является человеком, который хочет оставить свой след в истории ...
БМ: Мы рады Вашему предстоящему выступлению в Лондоне и можно поговорить о большом количестве вещей, но я начну с последнего заказанного Вами соло - Первое соло - в постановке Андеря Кайдановского. О чём оно и что нас ожидает?
СП: Мне действительно очень нравится то, что делает Андрей, и я верю в него и в его талант. Я хотел с ним работать и рассматриваю его как наиболее одарённого молодого хореографа. Он - восходящая звезда.
Первое соло - о двойственной природе человека, двух сторонах одной личности. Это слегка основывается на моём жизненном опыте и моей жизни и, конечно, на жизни танцовщика и на человеческой жизни. Это о той стороне, которую мы видим и той, которую мы не видим. Кем и чем является человек, когда он один?
Каков стиль этого номера? Вы упомянули Кайдановского в качестве хореографа, которого необходимо смотреть; каков его стиль и каков стиль его работы?
Он необыкновенно разносторонен концептуально и его стиль более контемпорери - здесь много рук, колен и низкой (на полу) работы. Для меня это всегда вызов - потому что я привык прямо держать спину и исполнять балетные шаги!
Вы также создаёте собственный балет - "Сатори" - ещё раз, что нас ожидает и о чём он?
В это было вложено много работы! Это моя ежедневная работа, начиная с марта. Это тоже взгляд на жизнь - это взгляд на то, что происходит в мире. Я буду танцевать свой собственный опыт - это, действительно, о пробуждении. Это о том, через что проходит человек на пути к самому себе и его истинной сущности. Я надеюсь, что этот спектакль побудит людей задуматься об их собственной жизни. Спектакль должен ощущаться так, как будто каждый из зрителей сам является героем на сцене.
Ещё много надо сделать до премьеры! (мы говорим за 11 дней до первого спектакля). Это совершенно ненормально, но я верю в то, что это будет значительная вещь. Это будет значительно и хорошо - это не нечто, знаете, слепленное на скорую руку. Для меня это совершенно особая музыка и я счастлив, что нашёл Лоренца (Дэйнжела), композитора.
Обе постановки, Ваша и соло, звучат очень лично. Правильно ли будет утверждать, что в них много от Вас самого?
Да, да, но ещё раз, я надеюсь, что это будет не просто про меня. Это будет моя жизнь, но одновременно я надеюсь, что это не будет выглядеть так, что это моя жизнь(!) - это могла бы быть жизнь любого человека и жизнь любого танцовщила. И знаете, в "Сатори" будет мать и будут тени и вещи, известные каждому из нас. У меня там будт своё путешествие. Я там буду учиться тому, как любить танец. Но каждый человек должен иметь собственные переживания, смотря этот спектакль. Музыка наверняка отправит зрителей к самим себе.
Как Вы подходите к созданию собственной работы? Очевидно, что Вам нужно давать заказы на спектакли задолго и взаимодействовать с другими создателями, но когда Вы в конце концов попадаете в студию, чтобы ставить не только для себя, но и для всех других; Вы заходите туда с ясным представлением о том, чего Вы хотите или всё значительно спонтаннее?
Директор (Габриэль Марсель дель Веккио) предоставлял мне необходимую информацию, так что я слушал музыку, но ничего не форсировал. Знаете, ты на самом деле ничего не должен знать ... для меня это было действительно так, что я доверялся переживаемому. Не так: "О, сегодня я сделаю вот столько." Я действительно прихожу и ничего не знаю. Ничего не жду. Ничего не форсирую - всё начинается с ничего. Ничего о том, что мы тут делаем (он смеётся). Ничего о том, почему мы здесь находимся, зачем я здесь и о чём эта первая минута или эта вторая минута. Это действительно понимание действия и в тот момент, когда ты начинаешь выстраивать мир вокруг себя, приходят шаги.
Я не хочу, чтобы это было чем-то особенным - это больше про ощущение - более о том, как ты ощущаешь себя изнутри. Я хочу, чтобы это осталось очень простым и ясным. В нашей жизни так много шума и так много прессинга, чтобы что-то делать. Но у истоков всё было очень простым и ясным. Ты был простым, ясным, а теперь мы всё это находим в шагах, шагах, шагах и желании показывать шаги. Всё должно быть простым и ясным.
Вы также будете танцевать "Скрябиниану" Касьяна Голейзовского. Я ничего не знал об этом произведении, пока не посмотрел старое видео о Большом балете, 1960/70-х годов и я подумал - ВАУ! - как же это опередило своё время.
Он опередил своё время приблизительно на 25 лет. И контемпорери произошло от этого - это истоки контемпорери. Не только классика, но и Баланчин вдохновлялся этим, и Григорович 20-25 лет спустя, я думаю, также черпал вдохновение в этой хореографии.
Как Вы нашли "Скрябиниану"?
У нас было совещание и мы пытались обдумать программу. Наталья Осипова тоже присутствовала, но она не сидела за столом, а тихо сидела в углу и смотрела в телефон.И она слушала наш разговор и то, к чему я стремился - одна из целей проекта состоит в том, чтобы не просто создавать новые работы, но также находить забытые прозведения и восстанавливать их - а она сказала, почему Вы не посмотрите эту работу: "Скрябиниана". И всё встало на свои места. Мы стали ходить по театрам, искать партитуры и т.д. - это подобно полному восстановлению. Но танцовщили будут танцеать по-другому. Это танцовщики нашего времени.
Но Голейзовский не должен быть забыт, потому что он дал жизнь танцу. Он много сделал для искусства танца и тоже самое для музыки, я думаю - музыка Скрябина абсолютно прекрасна и её будет исполнять оркестр. Я думаю, что музыканты очень волнуются в связи с этим, поскольку Скрябин как раз переживает ренессанс.
Мы очень рады увидеть "Скрябиниану", но могу я спросить Вас, кто является Вашими "героями танца" - кто те люди, которые являются Вашими примерами в прошлом и в настоящем?
Конечно, я видел многих. Но единственный, который оставил неизгладимое впечатление, это Владимир Васильев. Я много смотрел "Спартака", а также Барышников меня очень вдохновляет. Я научился от него многому в отношении техники, смотря на него. Действительно изучая, как он выглядит, как прыгает. Я также много читал о Рудольфе Нуриеве. Но это не значит, что я копировал его танец - я более восхищался его энергией, читая о нём, а не смотря на него. Определённую технику я получил от Владимира Васильева - как, к примеру, мужское движение. Я пытался взять как можно больше этого, а также невообразимую технику Барышникова.
Да, абсолютно невеероятная техника. Можно мне спросить, что Вас, как мы говорим в Англии, "заводит"? Что Вас делает наиболее счастливым, что Вас заставляет как бы "петь"?
То, что меня заводит, это продолжение движения вперёд, продолжение приобретения опыта. Движение вперёд - это то, что меня волнует.
Иногда кажется, что у Вас с балетом отношения любви/ненависти и Вы говорили о том, чтобы заняться в жизни другими вещами. Справедливо ли было бы утверждать, что Вы как бы иногда выпадаете из любви к балету, но это всегда происходит в нём?
Да - именно так. Я имею в виду, что нужно сказать, что это очень требовательная работа и она очень жёсткая. Так что это, эээ, не знаю, ты не можешь просто сесть и, знаете ли, размышлять и просто наслаждаться - ты должен двигаться. Будучи танцовщиков, ты должен двигаться, так что ты должен обладать постоянной энергией. Это очень утомительно, ты должен делать ежедневный класс, ты должен репетировать, чтобы оставаться в форме, ты должен учиться новому, должен выступать - давление, прессинг. Так что это не то, что мне нравится - я могу сказать, это работа - это действительно тяжёлая работа. И что касается меня, то я также начал сниматься в кино, так что вещи стали удваиваться, и проект Полунин - даже больше, утраиваться. Но это ещё более волнующе! Когда я всё это делаю, я счастлив! Но иногда не хватает только одной вещи. Я не был бы счастлив только в кино и я не был бы счастлив только в балете. Я не был бы счастлив только в проекте. Должо быть всё, тогда ты ничего не упускаешь.
Где сейчас Ваш дом - у Вас есть ощущение, что у Вас есть дом? Или Вы всегда в движении - по тому или иному поводу?
Ну, в настоящее время в движении. И так уже, кажется, с апреля. Я никогда не возвращаюсь назад (смеётся). Меня спрашивают "Когда ты вернёшься?" А я отвечаю: "Я никогда не возвращаюсь - я двигаюсь вперёд!"
Смешно - один из моих вопросов: Вы когда -нибудь сожалеете о чём-либо или только вперёд и вверх? Вероятно, Вы уже ответили на этот вопрос?
Да!
Вы всегда двигаетесь вперёд, но Вы когда-нибудь о чём-нибудь сожалеете? Вы когда-нибудь рефлектируете и думаете "Хм, может быть, стоило поступить по-другому?"
Да... Когда я ушёл из мира Королевского балета, мне открылись различные двери, а я не воспользовался этими возможностями, потому что не был к этому готов. Мне понадобилось 4, 5, 6 лет, чтобы придти к моменту, когда я был готов (факт: он ушёл из Королевского балета 24 января 2012 года - 5 лет и 10 месяцев назад). Так что было бы хорошо, если бы у меня тогда были хорошие мысли в голове и хорошие люди вокруг - и силы, чтобы сразу заняться "этим". Так что для этого нужно время, а иногда тратишь время, потому что ещё не готов. И как-то проходит год и ты остаёшься на том же месте! А потом "Теперь я готов". Но ты многому учишься, а иногда жалешь о потерянном времени.
Мне необходимо спросить: Вы думаете о том, чтобы когда-нибудь вновь выступить в качестве гостя с хорошо известной труппой, находящейся в Лондоне?
С Королевским балетом? (БМ: Да)
Мне бы хотелось. Правда. Но я хочу настоящего диалога. Понимаете, у меня такое ощущение, что диалога нет - пока- о том, как можно сделать по-другому. Так что пока я не чувствую, что они открыты для диалога об этом - открытого публичногог диалога между спонсорами, театром и администрацией, о том, как нам досточь прогресса, как мы можем по-другому относиться к танцовщикам и сделать их жизнь лучше - для меня не имеет смысла возвращаться. Я не чувствую в этом нужды для моего собственного эго. Критики рассуждают о том, почему я ушёл? Да, я это сделал, но не из тех соображений, как предполагается - это было сделано для того, чтобы добиться улучшений. Но я очень хорошо отношусь к труппе. Я думаю, она одна из лучших, если не лучшая труппа в мире. Мне бы только хотелос,. чтобы они дали хороший пример другим труппам и улучшили жизнь танцовщиков и пошли вперёд по пути развития.
Работа Королевского балета ничем не отличается от других ...
Да, но если они изменятся, то многие вещи изменятся,
У нас остаются несколько минут. У меня два вопроса, один большой и один маленький. Большой ... Вам 28 лет сейчас, где Вы хотите быть через 10 лет или где Вы видите себя через 10 лет? И другой ... Вы в последнее время сделали новые тату?
Нет! (смеётся)
Итак, где Вы будете через 10 лет?
Я не знаю. Мне бы хотелось быть в состоянии иметь достаточно поддержки, достаточно фондов, чтобы поддерживать детей во всём мире, талантливых детей. Я хочу их находить и спонсировать. И я хочу быть в состоянии иметь достаточно сил и влияния, чтобы объединять танцовщиков и давать им возможность для творчества. Объединять людей и смотреть, что они будут делать. И я хотел бы, чтобы мои проекты путешествовали по всему миру. Я бы хотел быть везде!
Это грандиозно! Вы когда-нибудь задумывались о руководстве большой балетной труппой? Ведь большинство трупп похожи на Королевский в плане управления - Вы думаете о руководстве большой труппой и осуществлении его так, как считаете нужным?
Я не хочу застревать в одном месте. Это работа в течение 24-х часов в сутки и необходимо общаться с большим количеством людей. Это самое трудное - работать с людьми. А в труппе сотни людей, с которыми надо работать. И каждый надеется на тебя и так получается, что ты, в основном, занят проблемами других людей. И я не хочу конкурировать с другими труппами. Я хочу создать платформу, где я смогу передать возможности от трупп к артистам, чтобы они могли творить. И они могли возвращаться в труппы, но я хочу дать им эту свободу движения и творчества. Я не останавливаюсь на чём-то одном; я более мобилен и это даёт возможность сотрудничать со многими,многими людьми.
Я хочу вдохновить людей на творчество. Потому что иногда в труппе ты застреваешь и не мыслишь творчески, ты просто выполняешь рутинную работу и, знаете, труппа говорит тебе, что тебе делать и ты делаешь это хорошо. Но я думаю, что каждый человек может творить и важно объединяться и генерировать идеи. Потрясающе, когда даже только два человека разговаривают, так много идей возникает. Представьте себе, если встречаются 6 человек или 8 ... Самый хороший жизненный опыт - это опыт творчества, это доставляет наибольшее удоволъствие.
Это очень счастливая и позитивная нота для завершения беседы. Я с неподдельным удовольствием радуюсь предстоящим спектаклям и балету, как его делаете Вы.
Спасибо.