год 1999-й (1936-й)
«Что волнует зрителя балетов Дидло?»
или
«Балет пушкинской эпохи» в оригинале

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Балетная литература » Слон — он такой же, как мамонт, только несколько поменьше...
год 1999-й (1936-й)
«Что волнует зрителя балетов Дидло?»
или
«Балет пушкинской эпохи» в оригинале

Не так уж и просто было отыскать Слонимского в статье Константиновой.
год 1984-й (1936-й)
50 лет со времени первой постановки балета «Фадетта»
или
О драматургии и хореографии «Фадетты» в оригинале

В журнале «Советский балет», № 2, 1984
_______________________
* Ныне досадно, что не успел сделать такую же выборку из «Советского балета» и для Веры Михайловны.
год 1974-й
«Для балета, о балете» ... о Б. В. Асафьеве

год 1940-й
• Вместо предисловия
• Рождение Московского балета
• Адам Глушковский

В кн.: Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. Л.; М.: Искусство, 1940.
Полтора десятка лет назад Предприятие «Лань» изготовило для нужд книготорговли с двух старых, добрых советских книжек почти точные копии:
• Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. 2-е изд., испр. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.
• Вальберх И. И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. 2-е изд., испр. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.
И эти книги прекрасно заняли бы место в библиографии работ Юрия Йосефовича, подлинники, которых он в своё время редактировал. Но, эти современные вторые издания, оказались ещё и исправленными (испорченными), так что не найти нам в них статей мэтра.
год 1948-й
«У колыбели русской Терпсихоры»

В кн.: Вальберх И. Из архива балетмейстера. М.; Л.: Искусство, 1948.
...что же до детского полонеза и мазурки [из «Пахиты»], то переодетые в «костюмы» «нахимовцев» или «суворовцев» (разумеется, без упоминания имени Петипа) танцы эти вызывают и сегодня восторги зрительного зала.
год 1962-й
«Беречь наследие»

... по сцене ползли танки из фанеры, имитировавшие стрельбу. Под один из них бросался балетный премьер в военной форме и фанерный танк разваливался. Изображая солдат Советской Армии, артисты «вели стрельбу» из пулемётов. В другом спектакле, играя роли геологов, они упорно били всамделишными кирками по «скалам». В третьем имитировали труд метростроевцев, в четвертом — тащили по сцене большой невод, поднимая тучу пыли. Приходилось видеть, как некий поэт — герой балетного спектакля, делал вид, что декламирует стихи. И уж совсем пародийно выглядела на балетной сцене... защита дипломного проекта.
год 1977-й
«Дорогу нашему современнику»

... в театрах даже не знают, кто автор сценария «Лебединого озера».
год 1947-й
«Современность и советский балет»
А теперь — раритет!
...несмотря на то, что «Жизель» и «Сильфида», созданные в 1920-е годы, были первыми ранними исследованиями Слонимского, они представляют собой комплексные труды такого научного уровня, какого в наше время редко достигает бóльшая часть работ подобного жанра. Широта охвата материала, глубокое знание предмета анализа и, вместе с тем, искренняя любовь к изучаемым произведениям делают их маленькими шедеврами научно- исследовательской мысли.
год 1926-й
«Жизель»

Постарался, однако Юрий Йосефович «камня на камне не оставить», или «всем сёстрам по серьгам»...
год 1941-й
«„ТАРАС БУЛЬБА" в Государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова»

Постарался, однако Юрий Йосефович «камня на камне не оставить», или «всем сёстрам по серьгам»...
год 1941-й
«„ТАРАС БУЛЬБА" в Государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова»
В журнале «Искусство и жизнь», № 1, 1941
А гРатмансикй ароприировал отрывок из "Тараса Бульбы" как "украинский балет"
https://www.youtube.com/watch?v=pmyay5x4Zeg
И в Новосибирске шёл этот балет. И, однако, был он, судя по всему, не так уж и плох.
https://www.youtube.com/watch?v=eXVH8cWMtzE
И вот это меня впечатлило (ничто не меняется под этой Луной)
"И художнику (В. Рындину) задача оказалась не под силу, хотя его всячески
подправлял театр. Перед великолепием готики польских сцен бледнеют и
нищают театральные пейзажи Украины. Они поверхностны, шаблонны,
олеографичны, а Польша — элегантна, благородна, обаятельна. Художник
невольно содействует крену спектакля, предпочтению живописного образа
польских интерьеров. Между тем в гоголевских пейзажах Украины так
много пищи для настоя щей фантазии художника."
Ах, фантазии, фантазии.... они и до Майданов доведут....
И если уж тема получила продолжение, почитаем что пишет наш недавний юбиляр из соседней ветки — Вера Михайловна о «TARAS ver. 2.0».
Про «ver. 1.5», видимо, писал сам Р. Захаров, но о нём у нас рубрики пока нет.
Кстати от трёх огромных балетов нам остался именно захаровский «Гопак».
год 1955-й
«Балетный сезон в Ленинграде» (ТАРАС БУЛЬБА)

АААААААААААА!
Так вот, в чём дело!
Спасибо, дорогой tain!
А я-то по имеющимся кусочкам гадаю, что это Слонимский так не доволен!
Учли все его замечания и получили соответственно прекрасный балет.
Как же жаль, что всё утрачено!
Вот бы к "Бахчисарайскому фонтану" ещё и "Тараса Бульбу" заиметь!
год 1940-й
«Искусство и ремесло»В журнале «Искусство и жизнь», № 9, 1940
"Ленинградское хореографическое училище яростно доказывает Московскому,
что принимать детей старше 9—10 лет в школу вредно, так как
сложившийся организм уже не в состоянии овладеть до конца искусством
танца.А жизнь, словно смеясь над этим схоластическим спором, выдвигает
Асафа Месерера, пришедшего в школу 16-летним юношей.
Лучшие училища страны не могут договориться, учить с 10 или 9 лет, а
жизнь выдвигает Вахтанга Чабукиани и Константина Сергеева, пришедших
в школу почти взрослыми и учившихся всего несколько лет. Да, жизнь
никак не хочет считаться с обветшавшими традициями и устаревшей
практикой. В школе гордятся тем, что выпускают молодых артистов,
которые могут сделать любое виртуозное па, а жизнь выдвигает против
рекордсменства Галину Уланову. Она владеет техникой, но думает не о
рекордах, а о том, как простыми безыскусственными движениями
классического танца, соответствующими её индивидуальности, сказать
значительное и важное о человеческих чувствах и тем поднять ремесло
плясуна до таких высот, где хореография становится равной поэзии,
музыке, драме.
В школе нередко считают некоторых подростков посредственностью — и
вдруг они, вопреки авторитетным прогнозам, в первом же спектакле
демонстрируют
такие артистические
богатства,
что
волей-неволей
приходится признать их гордостью школы. А вместе с тем, в школе
возможно такое положение, когда, проучив девушку десять лет, школа не
знает, что с ней делать дальше. То ли признать её недостойной дальнего
кордебалетного угла в театре, то ли направить ее... солисткой (!?) в
Госэстраду.
Весной этого года мне довелось присутствовать на выпускном экзамене в
хореографическом училище. Когда обычные способы проверки были
успешно
продемонстрированы,
наступила
многозначительная
пауза.
Завтрашние артистки приступили к важнейшему моменту школьного
священнодействия. Взволнованные предстоящим испытанием, они одна за
другой становились в центре и начинали стремительно вращаться вокруг
своей оси. Ликующие лица педагогов, торжественное молчание в зале,
нарушаемое лишь музыкой, напоминающей дробь барабанов во время
«смертного номера» в цирке, — всё это создавало обстановку большого
события, большого праздника. И в самом деле, разве не праздник? Новое
поколение держало главное испытание на звание советских художников
танца. А я вспомнил слова старого, наивного, как ребенок, идеалиста,
балетного деятеля прошлого века — Бурнонвиля:
«Так внесём же искусство в ремесло, но не позволим, чтобы ремесло
подменяло искусство»."
год 1940-й
• «Традиции и новаторство» (подписано Ю. Осипов)
• «ГАЛИНА УЛАНОВА»

В примечании указано, что данная статья является главой из подготовленной к печати книги «Балетный сценарий». Может быть имеется ввиду загадочная, пропавшая, в своё время, книжка Слонимского — «Драматургия балета».
год 1939-й
«Поэзия и проза в балетном спектакле»

В примечании указано, что данная статья является главой из подготовленной к печати книги «Балетный сценарий». Может быть имеется ввиду загадочная, пропавшая, в своё время, книжка Слонимского — «Драматургия балета».
год 1939-й
«Поэзия и проза в балетном спектакле»
В журнале «Искусство и жизнь», № 7, 1939
"С давних нор излюбленными персонажами балета были птицы. Художники
и постановщики старались всегда показать птицу поправдоподобнее,
понатуральней придумать костюм наподобие птичьего, раскрасить трико
танцовщицы под цвет ног птицы, закрыть голову артистки клювом,
птичьей головой и т. д. Но вот, пришел скромный балетмейстер Лев
Иванов и перевернул все привычные представления. Лебеди в «Лебедином
озере» одеты совсем не по-птичьему: на танцовщицах традиционные белые
и черные тюники: несколько пушинок на тюниках, повязка из перьев на
голове — вот и все. В костюме нет никакого сходства с лебедем из
Зоологического сада. Нет его и в движениях. Но какое дело настоящему
художнику до копирования лебедя из Зоологического сада? Важнее облик
лебедя, каким он живет в поэтическом сознании людей, — царственная
птица, необычайно гордая, лиричная, трепетная, порывистая, парящая
высоко в поднебесье или скользящая по хрустальной глади лесного озера.
Таким и рисует лебедя в хореографии Лев Иванов. Артистки танцуют
лебедей, но не прохаживаются манекенами в подлинных лебединых
костюмах,
как
это сделали
бы любители зоологической или
орнитологической правды. Трепетные взмахи рук, парящие взлеты тела,
плывучие арабески—создают хореографическими средствами образ лебедя,
невзирая на условность костюмировки, а правильнее сказать, — при её
помощи. Такой образ во много раз сильнее и живее манекена в лебедином
наряде. Не только потому, что он художественнее, но и потому, что он
открывает простор воображению, фантазии зрителя.
Этот фактор — необходимость творческого восприятия зрителя — нельзя
игнорировать в таких искусствах, как музыка и хореография. Там, где нет
вольных мыслей, догадки, фантазии, зрителя, где не разбужено его
творческое воображение, не тронуты поэтические струны восприятия, там
не может быть и большого художественного наслаждения. Таков известный
закон танца, и недаром еще Новерр пророчески говорил: «Оно (искусство
хореграфии.—Ю. С.) предоставляет каждому зрителю сообщать ему диалог,
который будет тем более верным, чем более он будет находиться в соответствии с полученным ощущением». Эта элементарная истина нередко
попирается в балете, и зритель отвечает на такую дотошность, железную
логику сценариста и балетмейстера нескрываемой скукой."
Кстати, абзац про "Зоологический сад" сам хотел взять эпиграфом, вспоминая одну нашу великую балерину; мол и педагоги не к чему — «училась у природы» — ходила в Московский зоопарк.
В мае 1938 года исполнялось 200 лет существования русской хореографической школы — бывшего Петербургского театрального училища, в то время, Ленинградского Хореографического Техникума. Так что с номером журнала Юрий Йосефович угадал (или подгадал).
год 1938-й
«Торжество русского балета»

год 1950-й
«Балет Варламова»
(находка партитуры балета «Мальчик-с-пальчик»)

Помню, как он был счастлив, когда в книге о Глушковском я документально доказал, что счёт жизни Большого театра следует начинать не с 1825 года, как было принято до конца 50-х годов, а с 1776 года, школы же московского балета — не с 1809 года, а с классов танцев в Воспитательном доме, то есть с 1773 года.
Любопытно, как этот момент обыграл М. М. Чулаки в своём романе «Тенор»:
— Селицкого в Большой! Вас нужно было в Большой. Теперь бы, когда праздновали двухсотлетие, наверняка орден бы получили.
— Надеюсь, и здесь меня не забудут. А вы знаете, что я знаком с людьми, которые еще праздновали столетие Большого? И не потому, что так безнадежно стар, а потому, что столетие праздновали пятьдесят лет назад, в двадцать пятом году.
— Как-то непонятно. Что же, там год за два, как на Севере?
— Прекрасно сказано! Нет, это достижение чисто архивное. В двадцать пятом году праздновали, потому что нынешнее здание Большого построили после пожара и открыли в 1825 году. У меня где-то лежит фотография; празднование столетия Большого. Там перед колоннадой снялись Луначарский и корифеи Большого — Собинов, Нежданова, старший Пирогов. А теперь праздновали, потому что разыскали в архиве указ об организации в 1776 году в Москве казенной труппы. От неё и стали вести родословную.
год 1977-й
«Воспоминания о М. М. Габовиче»

Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Балетная литература » Слон — он такой же, как мамонт, только несколько поменьше...