Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Балетная литература » Слон — он такой же, как мамонт, только несколько поменьше...


Слон — он такой же, как мамонт, только несколько поменьше...

Сообщений 31 страница 60 из 63

31

год 1999-й (1936-й)
«Что волнует зрителя балетов Дидло?»
или
«Балет пушкинской эпохи» в оригинале

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/251491.jpg  https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/935650.jpg

В журнале «Балет», № 3, 1999

+2

32

Не так уж и просто было отыскать Слонимского в статье Константиновой.  8-)

год 1984-й (1936-й)
50 лет со времени первой постановки балета «Фадетта»
или
О драматургии и хореографии «Фадетты» в оригинале

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/723407.jpg

В журнале «Советский балет», № 2, 1984

_______________________
* Ныне досадно, что не успел сделать такую же выборку из «Советского балета» и для Веры Михайловны.

+2

33

год 1974-й
«Для балета, о балете» ... о Б. В. Асафьеве

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/178973.jpg

В кн.: Воспоминания о Б. В. Асафьеве.  Л.: Музыка, 1974.

+2

34

год 1940-й

• Вместо  предисловия 
• Рождение  Московского  балета
• Адам  Глушковский

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/314274.jpg

В кн.: Глушковский А. П.  Воспоминания балетмейстера. Л.; М.: Искусство, 1940.

+2

35

Полтора десятка лет назад Предприятие «Лань» изготовило для нужд книготорговли с двух старых, добрых советских книжек почти точные копии:

• Глушковский А. П. Воспоминания  балетмейстера. 2-е изд., испр. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.

• Вальберх И. И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. 2-е изд., испр. — СПб.:  «Издательство  ПЛАНЕТА  МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/t246623.jpg   https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/t921383.jpg

И эти книги прекрасно заняли бы место в библиографии работ  Юрия Йосефовича, подлинники, которых он в своё время редактировал.  Но, эти современные вторые издания, оказались ещё и исправленными (испорченными), так что не найти нам в них статей мэтра.

год 1948-й
«У колыбели русской Терпсихоры»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/667865.jpg

В кн.: Вальберх И.  Из архива балетмейстера. М.; Л.: Искусство, 1948.

+2

36

Ю. СЛОНИМСКИЙ написал(а):

...что же до детского полонеза и мазурки [из «Пахиты»], то переодетые в «костюмы» «нахимовцев» или «суворовцев» (разумеется,  без  упоминания  имени Петипа) танцы эти вызывают и сегодня восторги зрительного зала.

год 1962-й
«Беречь наследие»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/272179.jpg

В журнале «Советская музыка», № 7, 1962

+3

37

Ю. СЛОНИМСКИЙ написал(а):

... по  сцене  ползли  танки  из  фанеры,  имитировавшие  стрельбу.  Под  один  из  них  бросался  балетный премьер  в  военной  форме  и  фанерный  танк  разваливался.  Изображая  солдат  Советской  Армии,  артисты «вели  стрельбу»  из  пулемётов.  В  другом  спектакле, играя  роли  геологов,  они  упорно  били  всамделишными кирками  по  «скалам».  В  третьем  имитировали  труд метростроевцев,  в  четвертом —  тащили  по  сцене  большой  невод,  поднимая  тучу  пыли.  Приходилось  видеть, как  некий  поэт —  герой  балетного  спектакля,  делал вид, что  декламирует  стихи.  И  уж  совсем  пародийно  выглядела  на  балетной  сцене...  защита  дипломного  проекта.  8-)

год 1977-й
«Дорогу нашему современнику»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/309855.jpg   https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/48115.jpg

В журнале «Советская музыка», № 12, 1977

+2

38

год 1964-й
«Юбилей мастера» (... о П. А. Гусеве)

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/91891.jpg

В журнале «Советская музыка», № 12, 1964

+1

39

год 1963-й
«Любовь к Отечеству»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/215933.jpg

В журнале «Советская музыка», № 9, 1963

+2

40

Ю. СЛОНИМСКИЙ написал(а):

... в  театрах  даже  не  знают,  кто  автор  сценария  «Лебединого  озера».  8-)

год 1947-й
«Современность и советский балет»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/t993801.jpg

В журнале «Советская музыка», № 1, 1947

+2

41

год 1938-й
«Молодые мастера хореографии»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/129376.jpg

В кн.: Молодые  мастера  искусства. М.; Л.: Искусство, 1938.

+2

42

А теперь — раритет!

Анна Груцынова написал(а):

...несмотря на то, что «Жизель» и «Сильфида», созданные в 1920-е годы, были первыми ранними исследованиями Слонимского, они представляют собой комплексные труды такого научного уровня, какого в наше время редко достигает бóльшая часть работ подобного жанра. Широта охвата материала, глубокое знание предмета анализа и, вместе с тем, искренняя любовь к изучаемым произведениям делают их маленькими шедеврами научно- исследовательской мысли.

год 1926-й

«Жизель»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/961686.jpg

Слонимский Ю.И.—Жизель—1926

+2

43

Постарался, однако Юрий Йосефович «камня на камне не оставить», или «всем сёстрам по серьгам»...

год 1941-й

«„ТАРАС БУЛЬБА" в Государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/672440.jpg

В журнале «Искусство и жизнь», № 1, 1941

+2

44

год 1962-й

«Лебединое озеро»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/183776.jpg

Слонимский Ю.И.—Лебединое озеро—1962

+2

45

tain написал(а):

Постарался, однако Юрий Йосефович «камня на камне не оставить», или «всем сёстрам по серьгам»...

год 1941-й

«„ТАРАС БУЛЬБА" в Государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова»

В журнале «Искусство и жизнь», № 1, 1941

А гРатмансикй ароприировал отрывок из "Тараса Бульбы" как "украинский балет"

https://www.youtube.com/watch?v=pmyay5x4Zeg

И в Новосибирске шёл этот балет. И, однако, был он, судя по всему, не так уж и плох.

https://www.youtube.com/watch?v=eXVH8cWMtzE

И вот это меня впечатлило (ничто не меняется под этой Луной)

"И  художнику  (В.  Рындину)  задача оказалась не под силу,  хотя его  всячески 
подправлял  театр.  Перед  великолепием  готики  польских  сцен  бледнеют  и 
нищают  театральные  пейзажи Украины.  Они  поверхностны, шаблонны, 
олеографичны,  а  Польша — элегантна,  благородна,  обаятельна.  Художник 
невольно  содействует  крену спектакля,  предпочтению  живописного  образа 
польских интерьеров.  Между  тем  в  гоголевских  пейзажах  Украины  так 
много  пищи  для  настоя щей  фантазии  художника."

Ах, фантазии, фантазии.... они и до Майданов доведут....

+1

46

И если уж тема получила продолжение, почитаем что пишет наш недавний юбиляр из соседней ветки — Вера Михайловна о «TARAS ver. 2.0».
Про «ver. 1.5», видимо, писал сам Р. Захаров, но о нём у нас рубрики пока нет.
Кстати от трёх огромных балетов нам остался именно захаровский «Гопак»

год 1955-й
«Балетный сезон в Ленинграде» (ТАРАС БУЛЬБА)

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/183841.jpg

В журнале «Звезда», № 9, 1955

+2

47

АААААААААААА!

Так вот, в чём дело!

Спасибо, дорогой tain!

А я-то по имеющимся кусочкам гадаю, что это Слонимский так не доволен!

Учли все его замечания и получили соответственно прекрасный балет.

Как же жаль, что всё утрачено!

Вот бы к "Бахчисарайскому фонтану" ещё и "Тараса Бульбу" заиметь!

+2

48

год 1940-й
«Искусство и ремесло»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/590147.jpg

В журнале «Искусство и жизнь», № 9, 1940

+2

49

год 1940-й
«Выразительные средства советского балета»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/678094.jpg

В журнале «Искусство и жизнь», № 6, 1940

+2

50

tain написал(а):

год 1940-й
«Искусство и ремесло»

В журнале «Искусство и жизнь», № 9, 1940

"Ленинградское  хореографическое  училище яростно  доказывает  Московскому, 
что  принимать  детей  старше 9—10  лет  в  школу  вредно,  так  как
сложившийся организм уже  не  в  состоянии  овладеть  до  конца  искусством 
танца.А  жизнь,  словно  смеясь  над  этим  схоластическим  спором, выдвигает 
Асафа  Месерера,  пришедшего  в  школу  16-летним  юношей.
Лучшие  училища  страны  не  могут  договориться, учить  с  10  или  9  лет,  а 
жизнь  выдвигает  Вахтанга Чабукиани  и  Константина  Сергеева,  пришедших 
в  школу  почти взрослыми  и  учившихся  всего  несколько  лет. Да,  жизнь 
никак  не  хочет  считаться  с обветшавшими традициями  и  устаревшей 
практикой.  В  школе  гордятся тем,  что  выпускают  молодых  артистов, 
которые  могут сделать  любое  виртуозное  па,  а  жизнь  выдвигает  против
рекордсменства  Галину  Уланову.  Она  владеет  техникой, но  думает  не  о 
рекордах,  а  о  том,  как  простыми  безыскусственными  движениями 
классического  танца,  соответствующими  её  индивидуальности,  сказать 
значительное и  важное  о  человеческих  чувствах  и  тем  поднять ремесло
плясуна  до  таких  высот,  где  хореография  становится равной  поэзии, 
музыке,  драме.
В  школе  нередко  считают  некоторых  подростков  посредственностью — и
вдруг они,  вопреки авторитетным прогнозам,  в  первом  же  спектакле 
демонстрируют 
такие артистические 
богатства, 
что 
волей-неволей 
приходится признать  их  гордостью  школы.  А  вместе  с  тем,  в  школе
возможно  такое  положение,  когда,  проучив  девушку десять  лет,  школа  не 
знает,  что  с  ней  делать  дальше. То  ли  признать  её  недостойной  дальнего 
кордебалетного угла  в театре,  то ли направить  ее...  солисткой (!?)  в 
Госэстраду. 
Весной  этого  года  мне  довелось  присутствовать  на выпускном  экзамене  в 
хореографическом  училище.  Когда обычные  способы  проверки  были 
успешно 
продемонстрированы, 
наступила 
многозначительная 
пауза. 
Завтрашние артистки  приступили  к  важнейшему  моменту  школьного
священнодействия.  Взволнованные  предстоящим  испытанием,  они  одна  за 
другой  становились  в  центре  и  начинали  стремительно  вращаться  вокруг 
своей  оси. Ликующие  лица  педагогов,  торжественное  молчание  в  зале,
нарушаемое  лишь  музыкой,  напоминающей  дробь  барабанов  во  время 
«смертного  номера»  в  цирке, — всё  это создавало  обстановку  большого 
события, большого праздника.  И  в  самом  деле,  разве  не  праздник?  Новое 
поколение  держало  главное  испытание  на  звание  советских художников 
танца.  А  я  вспомнил  слова  старого,  наивного,  как  ребенок,  идеалиста, 
балетного  деятеля  прошлого  века — Бурнонвиля:
«Так  внесём  же  искусство  в  ремесло,  но  не  позволим, чтобы  ремесло 
подменяло  искусство»."

+1

51

год 1940-й

• «Традиции и новаторство» (подписано Ю. Осипов)

• «ГАЛИНА  УЛАНОВА»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/98536.jpg

В журнале «Искусство и жизнь», № 4, 1940

+2

52

В примечании указано, что данная статья является главой из подготовленной к печати книги «Балетный сценарий». Может быть имеется ввиду загадочная, пропавшая, в своё время, книжка Слонимского — «Драматургия балета».

год 1939-й

«Поэзия и проза в балетном спектакле»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/322649.jpg

В журнале «Искусство и жизнь», № 7, 1939

+2

53

год 1939-й

«„Пленники“ балетного репертуара»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/472208.jpg

В журнале «Искусство и жизнь», № 3, 1939

+1

54

tain написал(а):

В примечании указано, что данная статья является главой из подготовленной к печати книги «Балетный сценарий». Может быть имеется ввиду загадочная, пропавшая, в своё время, книжка Слонимского — «Драматургия балета».

год 1939-й

«Поэзия и проза в балетном спектакле»

В журнале «Искусство и жизнь», № 7, 1939

"С  давних  нор  излюбленными  персонажами  балета были  птицы.  Художники 
и  постановщики  старались всегда  показать  птицу  поправдоподобнее, 
понатуральней  придумать  костюм  наподобие  птичьего,  раскрасить трико 
танцовщицы  под  цвет  ног  птицы,  закрыть  голову  артистки  клювом, 
птичьей  головой  и  т.  д.  Но  вот, пришел  скромный  балетмейстер  Лев 
Иванов  и  перевернул  все  привычные  представления.  Лебеди  в  «Лебедином 
озере»  одеты  совсем  не  по-птичьему:  на  танцовщицах  традиционные  белые 
и  черные  тюники:  несколько  пушинок  на  тюниках,  повязка  из  перьев  на
голове  —  вот  и  все.  В  костюме  нет  никакого  сходства с  лебедем  из 
Зоологического  сада. Нет  его  и   в  движениях.  Но  какое  дело  настоящему 
художнику  до  копирования  лебедя  из  Зоологического  сада?  Важнее  облик
лебедя,  каким  он  живет  в  поэтическом  сознании  людей,  —  царственная 
птица,  необычайно  гордая,  лиричная,  трепетная,  порывистая,  парящая 
высоко  в  поднебесье  или  скользящая  по  хрустальной  глади  лесного озера. 
Таким  и  рисует  лебедя  в  хореографии  Лев  Иванов.  Артистки  танцуют 
лебедей,  но  не  прохаживаются манекенами  в  подлинных  лебединых 
костюмах, 
как 
это сделали 
бы  любители  зоологической  или 
орнитологической  правды.  Трепетные  взмахи  рук,  парящие  взлеты  тела, 
плывучие  арабески—создают  хореографическими  средствами  образ  лебедя, 
невзирая  на  условность  костюмировки,  а  правильнее  сказать,  —  при  её
помощи.  Такой  образ  во  много  раз  сильнее  и  живее манекена  в  лебедином 
наряде.  Не  только  потому,  что он  художественнее,  но  и  потому,  что  он 
открывает простор  воображению,  фантазии  зрителя.
Этот  фактор  —  необходимость  творческого  восприятия  зрителя  —  нельзя 
игнорировать  в  таких  искусствах,  как  музыка  и  хореография.  Там,  где  нет
вольных  мыслей,  догадки,  фантазии,  зрителя,  где  не разбужено  его 
творческое  воображение,  не  тронуты поэтические  струны  восприятия,  там 
не  может  быть и  большого  художественного  наслаждения.  Таков  известный 
закон  танца,  и  недаром  еще  Новерр  пророчески  говорил:  «Оно  (искусство 
хореграфии.—Ю.  С.) предоставляет  каждому  зрителю  сообщать  ему  диалог,
который  будет  тем  более  верным,  чем  более  он  будет находиться  в  соответствии  с  полученным  ощущением». Эта  элементарная  истина  нередко 
попирается  в  балете,  и  зритель  отвечает  на  такую  дотошность,  железную 
логику  сценариста  и  балетмейстера  нескрываемой скукой."

+1

55

Кстати, абзац про "Зоологический сад" сам хотел взять эпиграфом, вспоминая одну нашу великую балерину; мол и педагоги не к чему — «училась у природы» — ходила в Московский зоопарк.

0

56

В мае 1938 года исполнялось 200 лет существования русской хореографической школы — бывшего Петербургского театрального училища, в то время, Ленинградского Хореографического Техникума. Так что с номером журнала Юрий Йосефович угадал (или подгадал).

год 1938-й

«Торжество русского балета»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/412612.jpg

В журнале «Искусство и жизнь», № 5, 1938

+1

57

год 1938-й

«Солисты и кордебалет»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/576937.jpg

В журнале «Искусство и жизнь», № 4, 1938

+2

58

год 1938-й

«Проблемы советской хореографии»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/36015.jpg

В журнале «Искусство и жизнь», № 3, 1938

+1

59

год 1950-й

«Балет Варламова»
(находка партитуры балета «Мальчик-с-пальчик»)

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/979863.jpg

Балет Варламова — журнал «Огонек» № 23, 1950

+1

60

Ю. СЛОНИМСКИЙ написал(а):

Помню, как он был счастлив, когда в книге о Глушковском я документально доказал, что счёт жизни Большого театра следует начинать не с 1825 года, как было принято до конца 50-х годов, а с 1776 года, школы же московского  балета  —  не с 1809 года, а с классов танцев в Воспитательном доме, то есть с 1773 года.

Любопытно, как этот момент обыграл М. М. Чулаки в своём романе «Тенор»:

— Селицкого в Большой! Вас нужно было в Большой. Теперь бы, когда праздновали двухсотлетие, наверняка орден бы получили.
— Надеюсь, и здесь меня не забудут. А вы знаете, что я знаком с людьми, которые еще праздновали столетие Большого? И не потому, что так безнадежно стар, а потому, что столетие праздновали пятьдесят лет назад, в двадцать пятом году.
— Как-то непонятно. Что же, там год за два, как на Севере?  8-)
— Прекрасно сказано! Нет, это достижение чисто архивное. В двадцать пятом году праздновали, потому что нынешнее здание Большого построили после пожара и открыли в 1825 году. У меня где-то лежит фотография; празднование столетия Большого. Там перед колоннадой снялись Луначарский и корифеи Большого — Собинов, Нежданова, старший Пирогов. А теперь праздновали, потому что разыскали в архиве указ об организации в 1776 году в Москве казенной труппы. От неё и стали вести родословную.

год 1977-й
«Воспоминания о М. М. Габовиче»

https://upforme.ru/uploads/0013/ae/d4/513/724809.jpg

В кн.: Михаил Габович. М.: Искусство, 1977

+1


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Балетная литература » Слон — он такой же, как мамонт, только несколько поменьше...