Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Поэзия

Сообщений 181 страница 210 из 240

181

Дорогой Mikhail, я по первому образованию технарь. К какой категории отнести второе? Наверное,  всё же гуманитарное. По первому образованию трудилась недолго и только в самом  начале карьеры, поэтому мало что задержалось в памяти. Лопиталь у меня ассоциируется с бесконечно большими и бесконечно малыми величинами, но суть не помню. Вот такая неудача.
Однако, Ваше умение придать действию совершенно  неожиданный поворот очень заценила, даже  без понимания пресловутого правила уважаемого г-на Лопиталя.
Вот бы Вам сочинить какой-нибудь сюжетец, хитроумно закрученный, чтобы читателю пришлось мозги  включить на полную мощность и основательно ими поработать, этакая тренировка  для мозга и воображения...

0

182

Спасибо за идею, Айрин, постараюсь.

0

183

Иосиф Бродский

Памятник Пушкину

          ...И Пушкин падает в голубо-
          ватый колючий снег
           Э. Багрицкий.

     ...И тишина.
     И более ни слова.
     И эхо.
     Да еще усталость.
     ...Свои стихи
     доканчивая кровью,
     они на землю глухо опускались.
     Потом глядели медленно
     и нежно.
     Им было дико, холодно
     и странно.
     Над ними наклонялись безнадежно
     седые доктора и секунданты.
     Над ними звезды, вздрагивая,
     пели,
     над ними останавливались
     ветры...

     Пустой бульвар.
     И пение метели.
     Пустой бульвар.
     И памятник поэту.
     Пустой бульвар.
     И пение метели.
     И голова
     опущена устало.

     ...В такую ночь
     ворочаться в постели
     приятней,
         чем стоять
     на пьедесталах.

+2

184

Потрясающе пронизительная поэтесса и переводчица Ольга Гришина - родом из Перхушково под Москвой, а сейчас, кажется живет в Leuven, Belgium. Долгое время состоял с ней в переписке и даже творческом тандеме.

СМОЛА

¿Si Dios por nosotros, quién contra nosotros?*

Сад бормочет глухим дождем, где ты бродишь, сон,
Каждый новый день, что прыжок со скалы отвесной.
Мысль о смерти приходит чаще, чем почтальон,
А звонки ночные - страшнее, чем гром небесный.

Бесконечна щедрость светлой твоей любви
К бедной твари земной и всякой небесной птахе -
Подними с колен меня Господи, оживи.
Я уже надышалась кровью на этой плахе

О великие дружбы до первого с-глаз-долой,
Нелюбови навзрыд, ночной покаянный лепет.
Я еще не готова чертовой стать смолой -
Уж таких янтарей потом из меня налепят,

Уж таких накатают черных шаров - держись!
Лишь глаза прикроешь да разведешь руками.
Все равно я буду цепляться за эту жизнь.
Так не бей же по пальцам острыми каблуками.

Я уже не прошу, чтобы стала вином вода.
Не до жиру. Скулит под темечком: быть бы живу.
Но пожалуйста, Господи, просто скажи мне "да".

А потом завяжи глаза и веди к обрыву.
________________________________________
• Если Господь с нами, кто против нас? (исп.)

+4

185

Балетная иллюстрация к замечательному стихотворению из предыдущего поста

DARK ELEGIES

MUSIK „Kindertotenlieder“ auf Gedichte von Friedrich Rückert für Bariton und Orchester von Gustav Mahler
CHOREOGRAPHIE Antony Tudor © The Antony Tudor Ballet Trust
MUSIKALISCHE LEITUNG Axel Kober
CHOREOGRAPHISCHE EINSTUDIERUNG Amanda McKerrow und John Gardner
BÜHNE UND KOSTÜME Thomas Ziegler
LICHT Franz-Xaver Schaffer

BARITON Dmitri Vargin

TÄNZERINNEN Camille Andriot, Wun Sze Chan, Nathalie Guth, Christine Jaroszewski, So-Yeon Kim, Helen Clare Kinney, Anne Marchand, Virginia Segarra Vidal
TÄNZER Andriy Boyetskyy, Michael Foster, Marcos Menha, Boris Randzio

Duisburger Philharmoniker

+2

186

Ночной ливень

Дождь стучится в окно: "Дай войти, старина!"
А снаружи – темно, и луна не видна.
Не горят фонари, ни  звезды, ни огня
Но чернее внутри на душе у меня.

Я окно отворю, почему бы и нет?
- Заходи, - говорю. Ты ведь тоже поэт,
Если плачешь по окнам в полуночной мгле
Дробью капельных строк на холодном стекле.

Мы отчасти похожи, дери меня бес!
Низвергался я тоже с высоких небес,
Чтобы выплеснуть боль на закрытую дверь –
Мы похожи с тобой, мы похожи, поверь!

Как хотел напоить я иссохшую твердь,
На пороге событья  не дать умереть
Первым робким росткам волшебства и любви 
Ты ведь знаешь и сам - подтверди, удиви!

... Но мучительно поздно творить чудеса,
Покаянно и слёзно молить небеса
И заваливать стол миллионами строк...
Дождь стихает. Прошёл. И я вновь одинок.

+2

187

Спасибо, дорогой Mikhail!

0

188

Артюр Рембо

Первый вечер

Она была полураздета,
И со двора нескромный вяз
В окно стучался без ответа
Вблизи от нас, вблизи от нас.

На стул высокий сев небрежно,
Она сплетала пальцы рук,
И легкий трепет ножки нежной
Я видел вдруг, я видел вдруг.

И видел, как шальной и зыбкий
Луч кружит, кружит мотыльком
В ее глазах, в ее улыбке,
На грудь садится к ней тайком.

Тут на ее лодыжке тонкой
Я поцелуй запечатлел,
В ответ мне рассмеялась звонко,
И смех был резок и несмел.

Пугливо ноги под рубашку
Укрылись: "Как это назвать?"
И словно за свою промашку
Хотела смехом наказать.
Припас другую я уловку:
Губами чуть коснулся глаз;
Назад откинула головку:
"Так, сударь, лучше... Но сейчас

Тебе сказать мне что-то надо..."
Я в грудь ее поцеловал,
И тихий смех мне был наградой,
Добра мне этот смех желал...

Она была полураздета,
И со двора нескромный вяз
В окно стучался без ответа
Вблизи от нас, вблизи от нас.

1870

+1

189

Как читать и понимать хайку

Переводчик с японского — о поэзии трехстиший хайку, ее истории, переводах и о том, почему это красиво

Автор Елена Дьяконова

http://arzamas.academy/materials/703

+1

190

Когда-то наша дорогая Айрин познакомила нас с замечательным поэтом Борисом Рыжим (пост 40).
Вот посвящённый ему сайт:
http://borisryzhy.ru/
А вот что писал о нём Евгений Евтушенко
http://www.peoples.ru/art/literature/po … ris_ryzhy/

+1

191

Поль Элюар                         

                              Искусство танца

                       Хрупкий дождь черепицу держит
                           В равновесии. Балерина
                            Никогда не научится
                             Литься и прыгать,
                                 Как дождь.

+1

192

Дорогие друзья, поздравляю с первым днём осени!

Иван Бунин

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой ...

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

***
"Листья падают в саду...
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю где попало.
Листья кружатся, шуршат,
Ветер с шумом налетает -
И гудит , волнуясь, сад
И угрюмо замирает.
Но в душе - всё веселей!
Я люблю, я молод, молод :
Что мне этот шум аллей
И осенний мрак и холод?
Ветер вдаль меня влечёт,
Звонко песнь мою разносит,
Сердце страстно жизни ждёт,
Счастья просит !

Листья падают в саду,
Пара кружится за парой...
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой.
В сердце - новая любовь,
И мне хочется ответить
Сердцу песнями - и вновь
Беззаботно счастье встретить.
Отчего душа болит?
Кто грустит, меня жалея?
Ветер стонет и пылит
По берёзовой аллее,
Сердце слёзы мне теснят,
И , кружась в саду угрюмом,
Листья жёлтые летят
С грустным шумом "

+2

193

Вячеслав Иванов

Любовь

Мы - два грозой зажженные ствола,
Два пламени полуночного бора;
Мы - два в ночи летящих метеора,
Одной судьбы двужалая стрела!

Мы - два коня, чьи держит удила
Одна рука, - язвит их шпора;
Два ока мы единственного взора,
Мечты одной два трепетных крыла.

Мы - двух теней скорбящая чета
Над мрамором божественного гроба,
Где древняя почиет Красота.

Единых тайн двугласные уста,
Себе самим мы - Сфинкс единой оба.
Мы - две руки единого креста.

+1

194

Вчера исполнилось 200 лет Михаилу Юрьевичу Лермонтову

Расстались мы, но твой портрет
Я на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.

И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!
1837

Uwe Scholz Sonata, Evgenia Obraztsova ,Semyon Chudin.

+1

195

Иосиф Бродский
ОДИНОЧЕСТВО
Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклоняться данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.
1959

+1

196

Айрин написал(а):

Да. Лучше поклоняться данности

если умеешь ...

0

197

Владимир Набоков

Что нужно сердцу моему,
чтоб быть счастливым? Так немного.
Люблю зверей, деревья. Бога,
и в полдень луч, и в полночь тьму.
И на краю небыгия
скажу: где были огорченья?
Я пел, а если плакал я —
так лишь слезами восхищенья...
5 марта 1919

+1

198

.АФАНАСИЙ ФЕТ

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи -
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато,смирну и ладан

Отредактировано Рома (07-01-2017 01:46:37)

+2

199

Иосиф Бродский

Рождество

    Спаситель родился
    в лютую стужу.
    В пустыне пылали пастушьи костры.
    Буран бушевал и выматывал душу
    из бедных царей, доставлявших дары.
    Верблюды вздымали лохматые ноги.
    Выл ветер.
    Звезда, пламенея в ночи,
    смотрела, как трех караванов дороги
    сходились в пещеру Христа, как лучи.

http://sh.uploads.ru/t/JROe6.jpg

+3

200

СВЯТКИ - стихотворение Набоков В. В.

   
Под окнами полозья
пропели,- и воскрес
на святочном морозе
серебряный мой лес.

Средь лунного тумана
я залу отыскал.
Зажги, моя Светлана,
свечу между зеркал.

Заплавает по тазу
дрожащий огонек.
Причаливает сразу
ореховый челнок.

И в зале, где блистает
под люстрою паркет,
пускай нам погадает
наш старенький сосед.

Все траурные пики
накладывает он
на лаковые лики
оранжевых бубен.

Ну что ж, моя Светлана?
Туманится твой взгляд...
Прелестного обмана
нам карты не сулят.

Сам худо я колдую,
а дедушка в гробу,
и нечего седую
допрашивать судьбу.

В сморкающемся блеске
все уплывает вдаль -
хрустальные подвески
и белая рояль.

И огонек плавучий
потух, и ты исчез
за сумрачные тучи,
серебряный мой пес

Отредактировано Рома (08-01-2017 17:20:26)

+3

201

Арсений Тарковский

ПАУЛЬ КЛЕЕ

     Жил да был художник Пауль КлЕе
     Где-то за горами, над лугами.
     Он сидел себе один в аллее
     С разноцветными карандашами,

     Рисовал квадраты и крючочки,
     Африку, ребенка на перроне,
     Дьяволенка в голубой сорочке,
     Звезды и зверей на небосклоне.

     Не хотел он, чтоб его рисунки
     Были честным паспортом природы,
     Где послушно строятся по струнке
     Люди, кони, города и воды.

     Он хотел, чтоб линии и пятна,
     Как кузнечики в июльском звоне,
     Говорили слитно и понятно.
     И однажды утром на картоне

     Проступили крылышко и темя:
     Ангел смерти стал обозначаться.
     Понял Клее, что настало время
     С Музой и знакомыми прощаться.

     Попрощался и скончался КлЕе.
     Ничего не может быть печальней.
     Если б КлЕе был немного злее,
     Ангел смерти был бы натуральней.

     И тогда с художником все вместе
     Мы бы тоже сгинули со света,
     Порастряс бы ангел наши кости.
     Но скажите мне: на что нам это?

     На погосте хуже, чем в музее,
     Где порой слоняются живые,
     И висят рядком картины КлЕе -
     Голубые, желтые, блажные...
     1957

РУСАЛКА

     Западный ветер погнал облака.
     Забеспокоилась Клязьма-река.

     С первого августа дочке неможется.
     Вон как скукожилась черная кожица.

     Слушать не хочет ершен да плотвиц,
     Губ не синит и не красит ресниц.

     - Мама-река моя, я не упрямая,
     Что ж это с гребнем не сладит рука моя?

     Глянула в зеркало - я уж не та,
     Канула в омут моя красота.

     Замуж не вышла, детей не качала я,
     Так почему ж я такая усталая?

     Клонит ко сну меня, тянет ко дну,
     Вот я прилягу, вот я усну.

     - Свет мой, икринка, лягушечья спинушка,
     Спи до весны, не кручинься, Иринушка!
     1956

***
Мне опостылели слова, слова, слова,
Я больше не могу превозносить права
На речь разумную, когда всю ночь о крышу
В отрепьях, как вдова, колотится листва.
Оказывается, я просто плохо слышу
И неразборчива ночная речь вдовства.
Меж нами есть родство. Меж нами нет родства.
И если я твержу деревьям сумасшедшим,
Что у меня в росе по локоть рукава,
То, кроме стона, им уже ответить нечем.
1963-1968

+1

202

Paul Klee "Masken"

http://s0.uploads.ru/t/ILuNn.jpg

+1

203

Рахман  Кусимов
Современный романтик, рождённый поэтом.  Пишет в стиле классической русской поэзии, стихи  естественны,  наполнены смыслом и неподдельным, искренним чувством. Автор не боится  показаться старомодным, не стремиться удивить оригинальностью, не ставит цель поразить читателя своим необычным внутренним миром или замысловатыми поэтическими формами, стихи льются широко, привольно, безусильно. 
Родился в 1983 году в Перми. Жил в Перми, Алма-Ате, Москве. Учится на отделении китайского языка в одном из петербургских вузов. Всерьёз пишет стихи с двухтысячного. В 2004 году вышла небольшая подборка стихов в новом питерском литературном альманахе «Мера всех вещей». Любимые авторы – Пушкин, Хлебников, Бродский.

http://s0.uploads.ru/t/TyG47.jpg

ГОРОДСКОЕ
Если есть города, по которым я мог бы скучать,
То их больше, чем три, но и всё-таки меньше, чем пять.
/Память – это часы. Но которые движутся вспять/.

На Урале есть город с коротким названием Пермь.
Я оттуда уехал и редко бываю теперь.
Я там жил много лет, но сбежал, как испуганный зверь.

Там есть Кама-река, там растёт очень много берёз
Возле страшных высоток, в одной из которых я рос.
Это было забавно. Но не обходилось без слёз.

*
Было время другое – я в городе жил Алматы.
Там любая торговка ко мне обращалась на ты.
Выходя из подъезда, я горные видел хребты.

Там я понял одно, у тоски пребывая в чести:
Сколько лет ни живи, сколько толстых томов ни прочти, -
Поменяешься сам. Только мир не изменишь. Почти.

*

Дальше в списке – столица. Жилой полоумный массив.
Но забудь про метро, суету, предъявление ксив,
И, возможно, увидишь, что «город контрастов» красив.

Он не верит слезам, говорят. Ну а ты и не плачь,
Потеряв, что имел, потерпев миллион неудач:
С каждым новым ударом становишься более зряч.

*

Что касается города, где я теперь и живу:
То, о чём я мечтал, наконец-то сбылось наяву.
Чем не счастье, когда каждый день можешь видеть Неву?

Здесь, в смешении стилей – барокко, модерн, рококо,
Ты стоишь, замерзая, поскольку одета легко…
Может, сходим в Капеллу? Тут вроде бы недалеко…
10.09.2005

ОСТАВАЙСЯ, ДРУЖИЩЕ
Оставайся, дружище - с тобой веселей,
Нас и так за столом остаётся немного.
У меня есть вино. Если хочешь - налей.
Просто...
рано тебе собираться в дорогу.

Ты не сетуй, что нынче не те времена,
По часам то и дело стреляя глазами:
Разобраться, чья главная в этом вина -
И окажется, что виноваты мы сами.

Ты всё так же ворчлив - что тогда, что теперь;
В каждой строчке моей замечаешь прыщавость...
Но прислушайся...
Слышишь? -
Захлопнулась дверь.
Это кто-то из наших ушёл, не прощаясь.

Оставайся, дружище, хоть ты. Посидим.
Почитаем стихи, к суете непричастны,
И обсудим, как дом превращается в дым
Из-за тех, кто играет с огнём слишком часто.

Ах, ну кем же мы стали с течением дней…
Посмотри: нынче каждый из нас - недотрога...

Оставайся, дружище. С тобой веселей.
Нас и так за столом остаётся немного.

Май 2005

ЗДРАВСТВУЙ
-
здравствуй
пусть слова заполняют неспешно поверхность листа
будет надо - появится прочерк
-
здравствуй
за последнее время, ты знаешь, я очень устал
от себя самого и от прочих
-
здравствуй -
потому что из всех адресатов, пришедших на ум,
ты была <как всегда> самым первым
-
здравствуй
разгляди мою душу в режиме с названием zoom
за любым неудавшимся перлом
-
здравствуй -
это больше чем просто "привет" или там "как дела"
не дежурная, знаешь ли, фраза
-
здравствуй
и прости за напор – просто сон, где меня ты звала,
слишком сильно мне врезался в разум
<…>

здравствуй.
в письмах пишется то, что на улицах не говорят –
ни другим. ни себе, в одиночку.
-
впрочем,
твой покорный слуга – графоман, эпигон, верхогляд,
завершая письмо, ставит точку.

18.04.05
спб

Ч/б
говорила
мне пора
мне пора
собиралась
не дождавшись утра
оставляла непогашенным свет
в коридоре
и вослед
и вослед

стали третьим друг для друга плечом
рассуждали ни о чём
ни о чём
наизусть запоминали слова
в коих смысла набиралось едва

были счастливы ловили такси
от удельной колесили к лиси
пахло
свежестью
сиренью
весной
приблизительно в районе лесной

выезжали на пленэр иногда
успокаивали лес и вода
возвращались в темп столичный с трудом
сколько улиц в петербурге
дурдом

у знакомого
что редко звонит
неожиданно нашёлся зенит
и застыли эти два чудака
с фотографии смотря в облака
19.09.2009

Ошибка
иногда всё равно подкатывает, сколько ни отбивайся,
ни говори, что прошло, мол, дела забытые, всё такое,
память - это не то, что способно изящно и в ритме вальса
потанцевать немного с тобой, а после оставить в покое.

всё своим чередом, дом-работа, прохладно, минус пятнадцать,
родственники, как это порой бывает, не сидят на шее,
но часы показывают подходящее время признаться,
что соскучился по теплоте человеческих отношений.

итак, идёшь и чувствуешь себя сытым-одетым-обутым,
в темноте знакомых высматривая и не увидев оных,
зимним вечером сквозь пургу возвращаясь привычным маршрутом,
пролегающим через парк обездвиженных аттракционов.

повсюду массовая индустрия с этой её любовью,
тебя окружают слоганы, советующие, что делать,
и вдруг - вспышка - такая яркая, свет, от которого больно
(всё-таки память и вправду весьма своеобразная дева).

и, казалось бы, да, всё прошло, а вот нет, не прошло, поди ж ты;
жизнь как будто вокруг иная, а вот нет, совсем не иная,
и становится крайне досадно, так много времени выждав,
думая, что вылечился, задыхаться от воспоминаний.

приходя, ты включаешь музыку, откидываешься в кресле,
делишься с зеркалом чувствами, которые днём экономил;
тебя охватывают мысли на тему "что было бы, если", -
и ты совершаешь ошибку, например, набираешь номер.
25.12.2011

Зимнее письмо наташе-2
Если холодно, мрак, зимний вечер, и ни чай не спасёт, ни шабли, если Невский в снегу и Кузнечный - значит, здравствуй, моя Натали. Подобрав подходящее слово для приветствия / солнце - ? малыш - ?/, я письмо напишу тебе снова; ты в ответ, как всегда, промолчишь. Что молчание? Как ни гордись им, на тебя - и обидеться грех. Но из всех, кто не пишет мне писем, ты не пишешь всегда лучше всех. Жизнь идёт в направлении "мимо", и, попасть не стараясь в мишень, измеряю количеством дыма то, насколько паршиво в душе. И - на юность не рано ль молиться? - но, хотя ещё молод /скажи!/, в шуме радиоволн из столицы я всё чаще ловлю "Ностальжи". Всё смешалось. На свете, похоже, не бывает прекрасных времён. Рубикон должен быть уничтожен. Карфаген должен быть перейдён. Ах, Наташа, оставь шуры-муры, я теперь понимаю в тоске: мы с тобою всего лишь фигуры на большой чёрно-белой доске. Вечна партия в шахматы эта /замечаешь иронию, ты?/, где с одной стороны - силы света, а с другой - соответственно, тьмы. Но и пешкой немало протопав, я не шёл на поклон королю - просто я не люблю мизантропов. Я вообще никого не люблю. Что из нового? Вроде всё так же. Дом культуры снесли, говорят. Ах, Наташа, Наташа, Наташа, зря ты всё же уехала, зря, этот город "над вольной Невою" променяв на другой, с буквы "М." - так с Parlament'а lights поневоле переходят на синий L&M... Я надеюсь, письмо завершая, что мы встретимся вновь бла-бла-бла - да, Земля, может быть и большая, но она, как известно, кругла.

+2

204

Сегодня день рождения Анны Ахматовой

"Надпись на портрете"

Т. В-ой
Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.

0

205

С днём рождения, Марина!

+1

206

Великий Понедельник

БОРИС ПАСТЕРНАК

Чудо

Он шел из Вифании в Ерусалим,
Заранее грустью предчувствий томим.

Колючий кустарник на круче был выжжен,
Над хижиной ближней не двигался дым,
Был воздух горяч, и камыш неподвижен,
И Мертвого моря покой недвижим.

И в горечи, спорившей с горечью моря,
Он шел с небольшою толпой облаков
По пыльной дороге на чье-то подворье,
Шел в город на сборище учеников.

И так углубился он в мысли свои,
Что поле в уныньи запахло полынью.
Всё стихло. Один он стоял посредине,
А местность лежала пластом в забытьи.
Все перемешалось: теплынь и пустыня,
И ящерицы, и ключи, и ручьи.

Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая мне радость в твоем столбняке?

Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет».

По дереву дрожь осужденья прошла,
Как молнии искра по громоотводу.
Смоковницу испепелило дотла.

Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.

Отредактировано Рома (02-04-2018 12:06:41)

0

207

Великий Вторник.

БОРИС ПАСТЕРНАК

Дурные дни

Когда на последней неделе
Входил Он в Иерусалим,
Осанны навстречу гремели,
Бежали с ветвями за Ним.

А дни все грозней и суровей,
Любовью не тронуть сердец,
Презрительно сдвинуты брови,
И вот послесловье, конец.

Свинцовою тяжестью всею
Легли на дворы небеса.
Искали улик фарисеи,
Юля перед Ним, как лиса.

И темными силами храма
Он отдан подонкам на суд,
И с пылкостью тою же самой,
Как славили прежде, клянут.

Толпа на соседнем участке
Заглядывала из ворот,
Толклись в ожиданье развязки
И тыкались взад и вперед.

И полз шепоток по соседству,
И слухи со многих сторон.
И бегство в Египет, и детство
Уже вспоминались как сон.

Припомнился скат величавый
В пустыне, и та крутизна,
С которой всемирной державой
Его соблазнял сатана.

И брачное пиршество в Кане,
И чуду дивящийся стол,
И море, которым в тумане
Он к лодке, как посуху, шел.

И сборище бедных в лачуге
И спуск со свечою в подвал,
Где вдруг она гасла в испуге,
Когда воскрешенный вставал.

,

Отредактировано Рома (02-04-2018 22:12:54)

+1

208

. Великая среда.

БОРИС  ПАСТЕРНАК

Магдалина
II

У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые Твои.

Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.

Ноги я Твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.

Будущее вижу так подробно,
Словно Ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.

Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.

Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.

Брошусь на землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.

Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.

Отредактировано Рома (03-04-2018 18:58:42)

+1

209

Неоспоримое достоинство стихов Бориса Пастернака на библейские темы – его умение вплетать библейские цитаты в стихотворный метр, почти не изменяя их. Поэтому, если у других поэтов мы видим что угодно – размышления, переживания, собственные рефлексии на библейские темы, то Пастернак – удивительно объективен.

Тексты Писания в его стихотворениях живут, как драгоценные камни в оправе – не теряя собственного блеска, они приобретают и что-то еще: настроение и те образы и идеи, над которыми размышляет поэт. В итоге и сам библейский сюжет, мимо которого легко пройти, потому что «я это уже много раз слышал», обретая новые краски, остается в сознании читателя.

Среди «Стихотворений Юрия Живаго» библейским сюжетам формально посвящены шесть – «На Страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина I», «Магдалина II», «Гефсиманский сад». Но, поскольку в нашу задачу не входит академический анализ стихотворного цикла, мы выберем из них произвольно лишь те, которые соотносятся с идеями и настроением

Отредактировано Рома (04-04-2018 00:08:49)

+1

210

И снится мне другая
Душа, в другой одежде:
Горит, перебегая
От робости к надежде,
Огнем, как спирт, без тени
Уходит по земле,
На память гроздь сирени
Оставив на столе.

«Эвридика»
Арсений Тарковский

0