Довольно большая статья о Ксандере Парише от The Sunday Times с отрывками рассуждений от первого лица о себе, о Мариинке, немного о С.Полунине.
Приурочено к гостевому выступлению танцовщика с АНБ в "Жизели".
Возвращение принца
(текст Сары Кромптон)
Ксандер Париш – британец, покинувший труппу Королевского балета ради Мариинского театра в России, возвращается домой в качестве звезды.
Ксандер сидит в петербургском ресторанчике с типично русским названием. В переводе оно означает «Хочу грузинский хлеб» – вкусное, сделанное на подобие пиццы блюдо. Надо быть глупцом, чтобы его не хотеть. Английский танцовщик выглядит одновременно и как у себя дома, и как будто прилетел с дальней планеты. (прим. - т.е. ресторан «Хочу Харчо», почему-то одна из любимых забегаловок наших балетных в районе Сенной площади. Под хлебом, видимо, понимается хачапури, который совсем не харчо)
Танцовщика в нём выдаёт строгая осанка, а открытое лицо и любезная, увлечённая манера общения безошибочно определяют британское происхождение. Ко всему прочему, русская речь свободная, и администратор ресторана тепло его приветствует. Это одно из его любимых мест времяпрепровождения, когда он не танцует со всемирно известным Мариинским балетом, будучи солистом в одной из величайших компаний в мире.
Париш сильно изменился с тех пор, как первый раз приехал сюда в снежный январский день 2010 года. До того он был молодым артистом, томящимся в последнем ряду Королевского кордебалета. Теперь он - «принц», звезда «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и т.п. - всех известных классических балетов. Его благородные удлинённые линии, отточенные жёсткими русскими нагрузками, придают ему очертания совершенного danseur noble – партнёра, который всегда в нужный момент поддержит свою балерину. Плюс огромный прыжок, будто танцовщик вырывается на свободу.
Он приближается к статусу звезды: артист востребован в спектаклях с компаниями по всему миру, включая Американский Балетный Театр в Нью-Йорке. «Когда директор труппы, Юрий Фатеев, в самом начале предложил мне работу, он добавил, что я могу быть гостем, где захочу. Я спросил – каким гостем? Копьё подержать? Потому что в то время я абсолютно ничего не делал. Если бы я остался в Королевском балете, то думаю, что смог бы стать там сносным солистом, иметь неплохую жизнь и карьеру, но там я бы не сделал себе имени. Никто не сможет предугадать, каким бы я стал».
Но на самом деле, даже толика известности ничуть не изменила натуру Париша. Он чрезвычайно приятный, скромный, интересующийся миром вокруг себя, простой и добрый. «Я всегда помню в себе того мальчика, который ходил пешком в студию Аштона при Королевском балете и прятался за углом. Я, по большому счёту всё тот же парень, но с тем лишь преимуществом, что более не нахожусь в общей массе. И я рад этому. Не хочу быть неким подобием «дивы». Мне благоволит немного успеха, но я не звезда огромного масштаба. Просто я делаю свою работу и стараюсь выполнять её на максимум возможностей. Это всё, что я сам с себя спрашиваю».
В этом он, возможно, излишне скромничает. Поклонники британского балета имеют шанс сами всё оценить: с пятницы Париш будет появляться в партии Альбрехта в «Жизели» вместе с Английским Национальным балетом. «Я благодарен Тамаре Рохо за приглашение, - говорит Ксандер. – Может, это будет подспорьем для будущих возможностей. Я хотел бы находиться одной ногой в Лондоне, мне здесь нравится».
Чуть позже в этом году он планирует навестить свой родной город Халл, который назван Городом Культуры-2017 в Великобритании, и принять участие в Гала, организуемом Кевином О’Хара, директором Королевского балета, кто также родом из этого городка. «Я по-прежнему люблю КБ. Это мой дом в Лондоне, я надеюсь в один прекрасный день танцевать с ними» - твёрдо заявляет Париш. Но лишь в отношении Мариинской труппы (которая приедет на гастроли в Ковент-Гарден 24 июля) он хранит наибольшую привязанность и признательность. «У меня там столько всего приключилось…Это всё впечатляет. Я бы ни на что их не променял».
Приключение началось, когда он принимал участие в классах с Мариинской компанией во время одного из их прошлых визитов в Лондон. Директор труппы обратил внимание на того, кого не заметил Королевский балет. «У него совершенная форма для лирического балетного артиста», - однажды пояснил мне Фатеев. «К тому же, он очень трудолюбивый. Он может работать до тех пор, пока не упадёт на пол – а затем спросит, можем ли мы повторить ещё раз». Фатеев предложил Паришу возможность танцевать в Санкт-Петербурге.
После секунды колебаний Париш упаковал чемодан и уехал. Далее началась настоящая борьба. Он тосковал по дому, не говорил ни слова по-русски и был единственным английским танцовщиком в труппе, которая имеет репутацию не торопиться с решениями. Прежде всего, ему было необходимо оправдать веру Фатеева в него.
«Но они – жёсткая команда», с усмешкой говорит Париш. «Щедрых комплиментов не жди, и у них всё в открытую. Обязательно тебе скажут, если им что-то не нравится. В свой первый год, когда я был новичком в труппе, мои друзья могли подойти ко мне после спектакля и сказать «Нет..». А ведь это были мои друзья – так представьте, что другие ребята говорили. Всё было довольно чётко. Я тогда не был сильным. Мне нужно было много что постичь. Сейчас мои коллеги очень приветливы – поддерживают и уважают меня за тяжкий труд, который я проделал».
Строгость режима и тот факт, что каждому артисту положен свой педагог, устраивали Париша. «Я был ничто, - поясняет он. – Обладал сырыми задатками, но не мог воплотить их в реальные способности. Расклад, при котором мне разрешили репетировать и исполнять роли, позволил мне вырасти как артисту. Здесь структура такова, что не требует от тебя быть совершенством до выхода на сцену. Я бы никогда не справился, будь иной подход, так как я никогда не был совершенством. А в Королевском балете им нужно было быть. В МТ я допускал много ошибок, я выходил на сцену и спотыкался, я наделал много чего во время спектаклей… но через такие вещи я получал уроки, стал сильнее и стал лучше танцевать. Я изучил русский классический балет и то, как быть принцем».
Мы говорим о его друге и бывшем коллеге по Королевскому балету Сергее Полунине, с которым они часто репетировали вместе, работая далеко за полночь, так как оба были нацелены на совершенствование. Их карьеры пошли разными путями: темперамент Полунина отрывал его от балета, в то время как страстное желание Париша танцевать, наоборот, подталкивало его. «Он на два года младше меня, но был способен научить некоторым вещам, за что я ему благодарен, - говорит К