Размещaю текст Наталии Зозулиной, в деталях разъясняющий, как Юлия Степанова была выжита из Мариинского театра
http://timeculture.ru/?p=1764
Только что прошёл очередной выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, и повторилась история трёхгодичной давности. Тогда две сильнейшие выпускницы, показавшиеся в партии Никии в «Тенях», к изумлению всего балетного сообщества не стали артистками Мариинского театра. Одна заняла ведущее положение в Большом театре, другая – в московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Разумеется, может показаться, что девушки просто не устояли против искушения танцевать в столице. На самом же деле они выбрали лучшее развитие карьеры, ощутив заинтересованность в себе руководителей столичных балетных трупп – в отличие от руководства Мариинской труппы в лице и. о. заведующего Юрия Фатеева. Беда даже не в том, что у нас этим двум дарованиям предлагалось отправиться в кордебалет, а в том, что глава компании собственно и не стремился их заполучить и не сильно расстроился потере, занятый продвижением приглашаемых им выпускниц и танцовщиц других школ. Теперь вот новая вагановская звёздочка, исполнив на выпускных спектаклях заглавную партию в гран па из «Пахиты» и труднейшее па де де из «Талисмана», заслужила, на взгляд Фатеева, лишь милостивого принятия в кордебалет с унизительным испытательным сроком в целый год, хотя, еще будучи в стенах школы, она, обладательница красного диплома (что означает, прежде всего, высший балл по классике) и, к слову, лауреат международных конкурсов, танцевала на сцене театра сольные партии. К счастью для юного светила, в зале находилась репетитор Большого театра. Не заставивший себя ждать звонок из Москвы с приглашением на положение солистки (!) осчастливил приунывшую было неофитку и… лишил Мариинский театр перспективной артистки.
А как живётся в нынешней труппе «надеждам петербургского балета» прежних выпусков? Кто из подававших их стал в пятилетие Фатеева безусловным лидером? Никто. Усилиями мариинских репетиторов ведущих танцовщиц подготовили за это время из представительниц пермской школы, любимиц руководства Оксаны Скорик и Марии Ширинкиной, а ныне взялись за киевлянку Екатерину Чебыкину. Они не ограничены в количестве спектаклей, их не ставят в кордебалет, им выделяется достаточное время для подготовки сложных партий, а дебюты всегда подкрепляются повторными спектаклями. Но по их порой проблемным выступлениям (а бывает, что смотреть балеты с ними – сущее наказание!) сложно понять, в чём именно они превосходят выпускниц петербургской школы и почему из этих претенденток можно, а из тех нельзя растить прима-балерин. Великолепные по данным девочки, гордость вагановской Академии, в театре маринуются в кордебалете, откуда выходят для исполнения вариаций или даже сольных и ведущих партий, а затем вновь занимают место «у воды». Сегодня ты Одетта-Одиллия, а завтра несешь чей-то шлейф вместо миманса. Конечно, если по Станиславскому, то «нет маленьких ролей», «люби искусство в себе, а не себя в искусстве», но с точки зрения балета – это форменное издевательство, способное сломать любого. Вот загадочная Дарья Васнецова устала ждать своей судьбы, работая который год на двусмысленном положении то ли ведущей солистки, то ли вечной корифейки! Она ушла из театра, и кто теперь увидит эти роскошные, напоминающие Зубковскую, линии танца? Куда-то пропала техничная, танцующая с драйвом Валерия Мартынюк… Где гибкая и редкая красавица Мария Шевякова? Марию Аджамову, когда-то на конкурсе привлёкшую в классических вариациях внимание самой Натальи Макаровой, переквалифицировали в характерную танцовщицу!.. Более названных повезло Надежде Батоевой, переведенной из кордебалета во вторые солистки, но вместо ожидаемой после её феерического выхода в «Рубинах» столь же фееричной Китри в «Дон Кихоте» она постоянно танцует никчемную в хореографическом плане партию Золушки в балете Ратманского. Наконец, вызывает тревогу явное игнорирование руководством творческих возможностей Юлии Степановой, пожалуй, самой заметной и одарённой из молодых танцовщиц последних пяти лет. Ее трудное, с постоянными препятствиями, восхождение по карьерной лестнице весьма красноречиво говорит о том, что «не всё ладно в датском королевстве».
Её блестящее выступление в партии Феи Сирени на выпускном спектакле Академии русского балета 2009 года казалось гарантией скорого рождения новой примы. Помимо ярких природных данных, танец Степановой отмечен печатью прежней, сегодня уже редкостной, вагановской школы с её фирменной красотой и кантиленою движений, культурой пор де бра, достоинством поз. Образцовая выучка танцовщицы – результат шести лет обучения в классе Людмилы Сафроновой, ученицы Вагановой. Бывшая ведущая балерина, педагог с полувековым опытом научила, как надо танцевать всем телом, петь корпусом, дышать спиной, говорить руками. Но не эта ли прекрасная школа, за которую, кстати, руководитель Фатеев выражал свое восхищение Сафроновой, и стала причиной того, что Юлию запрятали в театре в «глухой» кордебалет? Начальство понять можно – оставайся эта артистка на виду, она слишком подчёркивала бы странность выдвижения некоторых солисток. Но та же их нехватка при большом количестве балетов всё-таки вынуждала начальство извлекать Степанову на свет.
И тогда каждый раз её дебюты вызывали неподдельный интерес. Даже эпизодические роли – Подруга Раймонды, Уличная танцовщица или Повелительница дриад в «Дон Кихоте» – служили предметом любования и выделяли артистку масштабом исполнения. До сих пор в театре вспоминают её дебют в партии Второй жены в «Бахчисарайском фонтане», а ведь эта роль раньше никогда не входила в балетные анналы. Поразительно зрело юная артистка исполнила роль коварной куртизанки Эгины в «Спартаке» Якобсона, вызвав в памяти легенду Аллы Шелест. Однако закрепить свой успех Степановой не дали. Нового выхода в Эгине она ждала, танцуя в кордебалете, года два, а в Уличной танцовщице и в образе Второй жены более не появилась. Целых три года она не исполняла прославившей её на выпуске Феи Сирени, а когда, наконец, её поставили в спектакль, то отмела все сомнения, кто лучший в этой роли. До новой большой партии – Мирты в «Жизели» – прошёл ещё один год искусственной «выдержки» танцовщицы в массовке и изредка достающихся вариациях. Закрепленная за ней небольшая заглавная роль в «Жар-птице» кардинально картины не меняла. Но после Мирты только слепец мог не признать в лице Степановой балерины, способной вести репертуар.
Прошедшей весной у неё состоялось сразу два дебюта: в партиях Гамзатти и Одетты-Одиллии. Друг за другом. Без времени на подготовку. С вечерними выходами в танцах кордебалета. Кроме того, в «Лебедином озере» ей придан был партнер, также дебютировавший в главной партии балета и, как показало выступление, едва обученный поддержкам. Но в этих экстремальных обстоятельствах Степанова провела спектакль так, будто танцевала его не первый раз – уверенно и эмоционально, с присущей ей выразительностью пластики. Фамилия Степановой появилась в анонсе «Лебединого озера» на лондонских гастролях – одно это говорило о том, что экзамен на прима-балерину в глазах руководства был сдан. Что не помешало, однако, перенести её второй спектакль в петербургской афише с мая на июль. Только что прошедшее повторное «Лебединое озеро» Степановой показало отличную динамику в усовершенствовании исполнения, работу над контрастностью двух героинь и заразительную «правду чувств» у каждой. А вот нового выхода Степановой в партии Гамзатти так и не последовало. И конечно, не уровень дебюта, запомнившегося ярким исполнением Grand pas и вариации,– тому причина…
В мае Степанова неожиданно получила центральную роль в трехактной «Сильвии» Аштона, свежей премьере. Как часто бывает в театре, то был форс-мажор: замена исполнительницы. Степанова вызов приняла и заставила удивляться весь спектакль. Образно-игровая сторона партии и на этот раз не осталась без её внимания, хотя, казалось, главной была задача справиться с текстом танцев, о которых участница премьеры, опытнейшая балерина, сказала в интервью: «Ничего подобного по трудности я не танцевала». Степанова, чей опыт далеко не столь велик, прошла марафон роли, сохранив силы для эффектного и задорного исполнения многочастной финальной вариации и коды па де де. Конечно же, роль нуждалась в новом повторении для доработки, но увы! Следующие «Сильвии» танцевали другие балерины, а Юлия была замечена во «Сне в летнюю ночь» в группе, носившей шлейф Титании. Какой же силой воли нужно обладать, чтобы в условиях такого нарочитого творческого и человеческого унижения, процветающего в Мариинской труппе при руководстве Фатеева, выходить и танцевать так, как многим и не снилось. Например, третья, самая трудная вариация в «Тенях» исполняется Степановой практически безупречно. Именно Степанова выбрана для исполнения её в «Баядерке», которую зафиксируют на видео. Будем считать данный итог на исходе пятого сезона в театре символом стойкости молодой балерины в кругу столь угнетающе действующих обстоятельств. Остается пожелать, чтобы этот порочный круг когда-то был разорван.
Отредактировано PIRUETTE (07-01-2015 11:32:20)