Открываем тему Джона Крэнко.
Ознакомиться с его биографией на русском языке лучше всего от Дарьи Хохловой, написавшей о нём диссертацию.
http://www.belcanto.ru/cranko_john.html
Нас интересует то, что осталось за бортом данной статьи.
K примеру, тот факт, что господин Крэнко был очень политизированным человеком, умевшим оставаться преданным своим идеалам.
Так, родившись в ЮАР, он покинул эту страну навсегда не только потому, что центр западного балета тогда был в Лондоне, но и потому, что не считал для себя возможным жить в стране жестокого апартеида. В Лондоне Крэнко знакомится с Леонидом Мясиным. И именно Мясин, как окажется, более всех повлиял на творчество Крэнко. Так, первый балет Крэнко в Лондоне - "Детский уголок" на музыку Дебюсси - был, практически, оммажем на "Фею кукол" Мясина. В книге под названием "Leonide Massine: Choreograph zwischen Tradition und Avantgarde" читаем следующее: "В Штуттгарте Мясин никогда не работал. Но если можно назвать хореографа-наследника Мясина (как сам он был легитимным наследником творчества Фокина), то это Джон Крэнко.
https://books.google.at/books?id=meUiAAAAQBAJ&pg=PA38&lpg=PA38&dq=john cranko studied by Leonide Massine&source=bl&ots=NNQb2I4Buv&sig=hhBfAoZVonleOou9CmBcnOLnRH4&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwiBvIbyg9TWAhXmNJoKHSTvCs0Q6AEIVDAI#v=onepage&q=john cranko studied by Leonide Massine&f=false
Мы уже писали о том, что в "Укрощении строптивой", на наш взгляд, также есть отголоски творчества Мясина, а именно - "Пульчинеллы". Работы Крэнко на музыку Брамса и Скрябина тоже вдохновлены творчеством Мясина.
Продолжая говорить о приверженности Крэнко важным для него вещам, отметим, что он любил Россию как страну балета. Гастроли 1956 года БТ в Лондоне открыли для него всё богатство русской балетной традиции, Уланова потрясла своей Джульеттой, что оказало, как и весь балет Лавровского, в дальнейшем влияние на постановку Крэнко. Успехи Штуттгартского балета в Москве и Петербурге были для Крэнко наиболее ценными. Но он ненавидел тоталитаризм и возглавил всемирное движение балетных за освобождение и разрешение на выезд Валерия Панова и его супруги Галины. Он даже создал балет, посвященный Пановым - "Traces".
В конечном итоге, Крэнко был вынужден покинуть и любимый Лондон: он получил в этом просвещённом на то время городе реальный срок за гомосексуализм.
Человек, которому мы обязаны созданием первой в Германии выдающейся балетной труппы под руководством Крэнко, пригласивший опального хореографа на должность директора балета - Вальтер-Эрих Шефер.
Личность уникальная. Он родился в семье фермера. И унаследовал хозяйство отца. Уже в юности полюбив беззаветно театр и начав писать пьесы, он, тем не менее, не стал противиться воле отца и получил надлежащее сельхоз образование. И став директором Вюртембергских театров, включавших в себя драму, оперу и балет, он продолжал вести своё фермерское хозяйство, разводить свиней и варить шнапс. Оставаясь, таким образом, в позиции полной независимости от власти - ведь ему не надо было жить на зарплату директора.
Эти сведения почерпнуты из передачи немецкого телевидения. Даже те, кто немецкого не знает, могут увидеть здесь много интересного. Увидеть Крэнко с его далматинской собакой,например. Увидеть, как он даёт возможность ставить молодому Килиану, говоря при этом, обращаясь к стоящему рядом Шеферу: "Я не хочу, чтобы из него получился "маленький Крэнко", я хочу, чтобы он был самим собой".
Жаль, что другие великие хороеграфы прошлого века до вершин такой человечности подняться не смогли.