Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



John Cranko

Сообщений 1 страница 30 из 42

1

Открываем тему Джона Крэнко.
Ознакомиться с его биографией на русском языке лучше всего от Дарьи Хохловой, написавшей о нём диссертацию.
http://www.belcanto.ru/cranko_john.html
Нас интересует то, что осталось за бортом данной статьи.
K примеру, тот факт, что господин Крэнко был очень политизированным человеком, умевшим оставаться преданным своим идеалам.
Так, родившись в ЮАР, он покинул эту страну навсегда не только потому, что центр западного балета тогда был в Лондоне, но и потому, что не считал для себя возможным жить в стране жестокого апартеида. В Лондоне Крэнко знакомится с Леонидом Мясиным. И именно Мясин, как окажется, более всех повлиял на творчество Крэнко. Так, первый балет Крэнко в Лондоне - "Детский уголок" на музыку Дебюсси - был, практически, оммажем на "Фею кукол" Мясина. В книге под названием "Leonide Massine: Choreograph zwischen Tradition und Avantgarde" читаем следующее: "В Штуттгарте Мясин никогда не работал. Но если можно назвать хореографа-наследника Мясина (как сам он был легитимным наследником творчества Фокина), то это Джон Крэнко.
https://books.google.at/books?id=meUiAAAAQBAJ&pg=PA38&lpg=PA38&dq=john cranko studied by Leonide Massine&source=bl&ots=NNQb2I4Buv&sig=hhBfAoZVonleOou9CmBcnOLnRH4&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwiBvIbyg9TWAhXmNJoKHSTvCs0Q6AEIVDAI#v=onepage&q=john cranko studied by Leonide Massine&f=false

Мы  уже писали о том, что в "Укрощении строптивой", на наш взгляд, также есть отголоски творчества Мясина, а именно - "Пульчинеллы". Работы Крэнко на музыку Брамса и Скрябина тоже вдохновлены творчеством Мясина.
Продолжая говорить о приверженности Крэнко важным для него вещам, отметим, что он любил Россию как страну балета. Гастроли 1956 года БТ в Лондоне открыли для него всё богатство русской балетной традиции, Уланова потрясла своей Джульеттой, что оказало, как и весь балет Лавровского, в дальнейшем влияние на постановку Крэнко. Успехи Штуттгартского балета в Москве и Петербурге были для Крэнко наиболее ценными. Но он ненавидел тоталитаризм и возглавил всемирное движение балетных за освобождение и разрешение на выезд Валерия Панова и его супруги Галины. Он даже создал балет, посвященный Пановым - "Traces".
В конечном итоге, Крэнко был вынужден покинуть и любимый Лондон: он получил в этом просвещённом на то время городе реальный срок за гомосексуализм.
Человек, которому мы обязаны созданием первой в Германии выдающейся балетной труппы под руководством Крэнко, пригласивший опального хореографа на должность директора балета - Вальтер-Эрих Шефер.
Личность уникальная. Он родился в семье фермера. И унаследовал хозяйство отца. Уже в юности полюбив беззаветно театр и начав писать пьесы, он, тем не менее, не стал противиться воле отца и получил надлежащее сельхоз образование. И став директором Вюртембергских театров, включавших в себя драму, оперу и балет, он продолжал вести своё фермерское хозяйство, разводить свиней и варить шнапс. Оставаясь, таким образом, в позиции полной независимости от власти - ведь ему не надо было жить на зарплату директора.
Эти сведения почерпнуты из передачи немецкого телевидения. Даже те, кто немецкого не знает, могут увидеть здесь много интересного. Увидеть Крэнко с его далматинской собакой,например. Увидеть, как он даёт возможность ставить молодому Килиану, говоря при этом, обращаясь к стоящему рядом Шеферу: "Я не хочу, чтобы из него получился "маленький Крэнко", я хочу, чтобы он был самим собой".
Жаль, что другие великие хороеграфы прошлого века до вершин такой человечности подняться не смогли.

+2

2

Prokofieff: Romeo und Julia/ John Cranko Stuttgart 1973

Marcia Hardée
Richard Cragun
Egon Madsen

0

3

Отыскалась рецензия на гастроли труппы Крэнко в Нью-Йорке.
Возвращаясь с этих гастролей, Крэнко умер.

http://www.nytimes.com/1973/06/01/archi … t-met.html

0

4

Очень интересно, спасибо!

0

5

Небольшие кусочки из авторской версии "ЛО" Крэнко на основе традиционных версий.
Интересно, что это там за музыка в финале.

0

6

Немецкий ZDF канал посвятил в своё время серию передач памяти Крэнко.
Показ его балетов начинался с "Укрощения строптивой". В этом вводном слове к серии показаны исторические кадры гастролей Штуттгартского балета в 1972 году в Москве. Крэнко в беседе с Галиной Улановой и кусочки спектакля, который был восторженно встречен московской публикой.
Далее рассказывается, что Крэнко покинул свою Родину - ЮАР - по профессиональным и политическим причинам. Его духовной Родиной стал Лондон, где он недолго танцевал, руководил собственной маленькой труппой, ставил свои первые - комические - балеты. Пока его не пригласил в Штуттгарт господин Шефер, которому и посвящён балет "Укрощение строптивой". Шефер тоже говорит в этом видео. А именнo, что все головы балетного мира вдруг повернулись в сторону незнакомого до селе города Штуттгарта. Благодаря Крэнко.

0

7

Автореферат диссертации госпожи Хохловой о балете Крэнко "Онегин"

http://sias.ru/upload/ds-hohlova/hohlova_avtoref2.pdf

0

8

Диссертация:
http://sias.ru/upload/ds-hohlova/hohlova_disser.pdf

0

9

PRIVET написал(а):

Небольшие кусочки из авторской версии "ЛО" Крэнко на основе традиционных версий.
Интересно, что это там за музыка в финале.

Дорогой Privet, так Вы же сами запрашивали Тобиаса Эхингера (балетного менеджера) из Дортмундского балета, где использована в адажио эта же музыка - из Гамлета Чайковского. Вы, наверное, проверяете, запомнили ли это форумчане?
А мне многое стало ясно. Дерут они друг у друга. Значит, господин Ванг из Дортмундского балета несомненно перед своей постановкой ЛО просматривал много версий. Видимо понял, что Гамлета в ЛО фактически никто не использовал. А может быть, просто понравилось? Да ещё Тобиас Ехингер учился в балетной школе в Штуттгарте (кстати, у Пестова). Возможно, они вместе решали, но первым эту мелодию из Гамлета использовал Крэнко.
Конечно, понятно, какие авторские права на Чайковского? Конечно, их нет. В XIX веке их не было, конечно.
Интересно, а в данное случае нужно было получать права на использование музыки из Гамлета? Ведь в ЛО именно эту музыку первым использовал Крэнко.

0

10

Prima написал(а):

Вы, наверное, проверяете, запомнили ли это форумчане?

Ох, дорогая Prima!
Тут впору собственную голову проверять!
Спасибо, что напомнили о моих "подвигах".
Как же интересно, оказывается, бывает - вот так нежданно-негаданно выявляются взаимосвязи всего со всем.
Спасибо Вам большое. :flag:

0

11

+1

12


+1

13

John Cranko’s Genius Remembered in Three Part Tribute

http://seenandheard-international.com/2 … t-tribute/

0

14

Продолжателями традиций Крэнко вышедшими из Штуттгарта, являются и двое наиболее значимых немецких хореографов современной Европы - Марко Гёке, бывший до последнего времени главным хореографом Штуттгартского балета, его балет "Нижинский" будет представлен на грядущем фестивале Дианы Вишневой, и директор балета Цюриха Кристиан Шпук, знакомый москвичам по балету "Анна Каренина" в Стасике (премьера грядёт в Мюнхене).

0

15

Интересно, да))) отмечу только, что Шпук и Геке подтверждают мою идею о том, что...вот рождается гений - гений. И первое поколение, даже не учеников, а просто тех, кому повезло наблюдать его в работе - они очень сильные художники. Под стать гению. Таким был Петипа, и потом появилась блестящая плеяда авторов : Иванов, Фокин, Лопухов, Баланчин, Ваганова, Голейзовский итд. Потом приходит второе поколение, и...они уже не так уж и ярки и интересны. Так же получилось в театре. Первое поколение актёров, воспитанных Станиславским, были почти гениями. А ученики учеников - уже довольно средними.

Мне кажется, фундаментально для молодого хореографа иметь возможность наблюдать самому, как работает очень сильный хореограф. Тогда даже просто способный может развиться до очень талантливого. А вот если этого нет  - тут к таланту надо иметь очень большой опыт работы и огромную удачу.
Я не могу по другому обтяснить, почему вдруг после Петипа было так много сильных хореографов, а сейчас их практически нет. Или почему актёры сегодня так слабо играют.

Отредактировано RPC (21-10-2017 04:41:46)

0

16

RPC написал(а):

Таким был Петипа, и потом появилась блестящая плеяда авторов : Иванов, Фокин, Лопухов, Баланчин, Ваганова, Голейзовский итд.

Они, конечно, блестящие. Но до блеска Петипа кому ближе, кому дальше.

И рядом с Григоровичем почему-то никто не возрос.  :dontknow:

0

17

PRIVET написал(а):

И рядом с Григоровичем почему-то никто не возрос.

Как же мог кто-то с Григоровичем возрости, когда он никого не пущал?

0

18

директор балета Цюриха Кристиан Шпук, знакомый москвичам по балету "Анна Каренина" в Стасике (премьера грядёт в Мюнхене).

Скучнейшая хореография из одинаковых нудных дуэтов.

0

19

у Григоровича техника хореографа очень не стандартная. на мой взгляд, его нельзя назвать мастером лейтмотивов и фраз.  но также он далек, по счастью, от тех постановщиков, которые смысл балета показывают только через режиссуру. я не знаю, как лучше выразиться. Григорович оперирует крупными фрагментами. и ими он выражает идеи, действия и эмоции персонажей хореографически. он похож на Маяковского. ведь у Маяковсеого тоже практически нет последователей. они есть у Есенина, Блока, Ахматовой. а у Маяковского, хотя могу и ошибиться - нет.

мне кажется, именно поэтому долгое время на западе не особо принимали Гигоровича. приученные к тщательному плетению танцевальной фразы у Баланчина, хореография Григоровича, выстроенная не изящной вязью, а крупной кладкой, не очень нравилась западным критикам и гурманам. мне кажется, лишь недавно, его Спартак начал триумфальное шествие по Европе.
такой технике построение балета сложно научиться. наблюдать же, как мастер, Петипа или, например Баланчин, играет па и позами, выстраивая лейтмотивы и язык персонажа - тут можно многое уловить и перенять.
я только у одного сегодняшнего хореографа увидала эту попытку, оперировать фрагментами - у Варнавы. пока у него этого немного, его тоже больше заносит в чисто режиссерские решения, но я надеюсь, разовьется))

кстати, Григорович во всех балетах обладает очень чутким чувством внутреннего ритма спектакля. у него не бывет излишне длинных частей одного темпа. напротив, он чередуется, держит зрителя в напряжении. этим качеством обладал и Петипа. а вот Баланччин и многие его последователи - далеко не всегда.
Кранко в УС - очень даже обладал. прям экземлярно выстроенный балет)))

думаю, что из передыдущего поста понятно, что я не восхищаюсь творчеством ни Шпука, ни Геке. хотя последнего может не знаю в нужном обьеме.

Отредактировано RPC (22-10-2017 07:52:19)

0

20

RPC написал(а):

ведь у Маяковсеого тоже практически нет последователей. они есть у Есенина, Блока, Ахматовой. а у Маяковского, хотя могу и ошибиться - нет.

Маяковский был не на пустом месте. Вокруг него были другие футуристы -  В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, А. Крученых, братья Бурлюки. И все они были ещё и художники.
Ну и последователи - на вскидку - Вознесенский и Высоцкий.

0

21

RPC написал(а):

наблюдать же, как мастер, Петипа или, например Баланчин, играет па и позами, выстраивая лейтмотивы и язык персонажа - тут можно многое уловить и перенять.

А Григорович па и позами разве не играет?  :dontknow:
А еще судьбами тех, кто хотел ставить, но не смог. А у Крэнко смогли.

0

22

Вот на мой взгляд, играет, но не тщательно. Для него это не принципиально. Для Баланчина же, например - один из самых важных моментов.
Мне кажется, любой хореограф старается не допустить конкурентов. Это нормально. Не думаю, что Баланчин или Грам ставили себе задачу воспитать учеников, будущих постановщиков

0

23

http://s6.uploads.ru/t/o9YUM.jpg

0

24

PRIVET

И рядом с Григоровичем почему-то никто не возрос.

А как же Василев с Касаткиной:

Наталия Касаткина:

Мы происходим из Большого. Это наша альма-матер. Там мы протанцевали все, что полагается артисту, – и ведущие роли, и сольные. И там же начали как балетмейстеры. У нас были великие педагоги – это Марина Семёнова, Алексей Ермолаев, Асаф Мессерер, Касьян Голейзовский, Юрий Григорович.

Когда мы работали и начинали уже ставить спектакли как балетмейстеры, был золотой век Большого театра. Нам посчастливилось работать с Майей Плисецкой, Николаем Фадеечевым, Александром Годуновым, Екатериной Максимовой, Натальей Бессмертновой – самые лучшие участвовали в наших работах. В Большом театре мы поставили четыре балета и одну оперу, уже не как балетмейстеры, а как режиссёры.

http://www.russkiymir.ru/publications/232314/

Андрей Петров

В 1977 году А. Петров окончил балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства (ныне РАТИ), (педагоги — Р. Захаров, Е. Чанга). По окончании института проходил стажировку в Большом театре у Ю. Григоровича. Осуществил ряд оригинальных балетов на сцене Большого театра: «Калина красная» (1979, на музыку Е. Светланова), философская притча «Деревянный принц» (1981, Б. Бартока), романтическая новелла «Рыцарь печального образа» (1985, Р. Штрауса). Яркий сатирический спектакль «Эскизы» (1984) был сочинен Андреем Петровым совместно с композитором Альфредом Шнитке и в сотрудничестве с Геннадием Рождественским, который дирижировал премьерой. Другие балеты хореографа: «Двенадцать стульев» (1986, Г. Гладкова, Челябинский театр оперы и балета), «Весенняя сказка» (1987, П. Чайковского, Софийская опера). А. Петров неоднократно принимал участие в постановках Бориса Покровского. Им сочиненны танцы в опере — К. Глюка «Ифигения в Авлиде» (1988, ГАБТ) в опере-балете Н. Римского-Корсакова «Млада» (1989, ГАБТ) и в других спектаклях.

http://benois.theatre.ru/participants/jury/petrov/

Владимир Васильев при Григе поставил "Эти чарующие звуки", "Икар", "Макбет", "Анюта".

Отредактировано zetta (23-10-2017 18:28:19)

0

25

Это всё факты известные.
НО: 1. где идут балеты Васильева в достойном объёме? Даже юбилейный спектакль ставился в Казани и в БТ танцевался казанской труппой. Здорово, однако, танцевался.
2. Василёв  умер , так и не дождавшись своего театра.
3. У Петрова да, свой театр. И лично мне очень даже нравятся его авторские редакции и постановки. Но кто ещё его знает, окромя нас с Вами?
А в БТ зато идёт "Онегин" Крэнко да "Дама" Ноймайера.
Как же так получилось? Да и в Стасе не лучше получилось. В МТ немного лучше, но там вычеркнули из собственной истории Виноградова.
А вот с выходцами из Штуттгарта такого не произошло.
Трое вроде как титанов современности. У Ноймайера свой театр, у Килиана тоже был свой. Форсайту везде рады.
Про Шпука и Гёке тоже все в курсе.
Кстати, не нравится Вам драм балет Шпука. Это не беда. Скоро затанцует в БТ Каренин-народный депутат. Потому что своего хореографа в БТ нет. Позаимствовали наследника Крэнко. :cool:

+1

26

Ответ был дан, на  то, что при Григе никто не "возрос", оказалось не только "возрос", но еще при нем и ставили.

0

27

zetta написал(а):

Ответ был дан, на  то, что при Григе никто не "возрос", оказалось не только "возрос", но еще при нем и ставили.

Дорогая zetta!
Вы действительно не видите разницу между взрости "благодаря" и взрости "вопреки"?
Или Вы не читали, что писала Екатерина Максимова о том, где и как они танцевали балеты Васильева?
Или как обстояло дело с балетами Плисецкой (неважно, нравятся они кому или нет)?
Виноградова Григорович выбросил из БТ сразу после "Ассели", хотя сам молодой Виноградов рассказывал в "Сочинении танцев", как равнялся на Григоровича и как его боготворил.
А сейчас в БТ в отношении собственных хореографов выжженная земля. И не надо утверждать, что вины Григоровича в этом нет.

0

28

Столько достойных балетов в копилке, ещё телебалеты (которые можно на сцену перенести, Анюта-тоже телеверсия сначала была). Кто сейчас мешает поставить вместо заграничных изысков, которые где только не танцуют? В этом плане Михайловский из первой четверки ещё занимается российскими балетами, да и то мало.

0

29

Слово одних, против слова других:

В Большом при мне работало много балетмейстеров: начиная от Голейзовского и кончая моими учениками. Васильев поставил "Эти чарующие звуки", "Икар", "Макбет", "Анюта". Специально для Майи Плисецкой Алонсо делал "Кармен", Ролан Пети - "Гибель Розы". Она поставила "Анну Каренину", "Чайку", "Даму с собачкой". Но когда надо было меня упрекнуть, говорили: "А почему он сам не делает новые балеты?" Когда я ставил несколько спектаклей подряд, начиналось: "А почему он один ставит?" Выдержать это было сложно. Но я остался самим собой.

http://www.aif.ru/archive/1632413
и про Ратманского самого востребованного нынче хореографа;

А вам нравятся его балеты?

- Я не большой поклонник балетов Ратманского. Правда, я видел их только на кассетах. Но что касается эстрадных номеров, которые он ставит, они получаются у него неплохо.

"Мне казалось, что Ратманский более дальновиден, - говорит Виталий Вульф. - Не признавать сочиненный Григоровичем "Щелкунчик" может только человек, настроенный неблагожелательно. Солнышко мое, ты поставь сначала что-то подобное сам!"

Так ничего подобного и не поставил , как и все перечисленные вами ув.PRIVET европейские хореографы, работающие с малой формой, а не как Григ делающий масштабные спектакли  с большим количеством артистов. Хореографы рядом с Григом  формировались, но достичь его уровня у них не получилось, в отличие от "возросших" рядом с Крэнко.

Потому что своего хореографа в БТ нет.

А зачем, дорогая Privet,  в современном БТ свой хореограф, зачем ограничиваться одним хореаграфом ,  имея две сцены и приличное финансирование от государства, чего нет в европах и америках .  Свои хореографы тоже имеютсях  Самодуров, Мирошниченко, Смекалов, Варнава, Бурлака.

Отредактировано zetta (23-10-2017 21:04:17)

0

30

zetta написал(а):

Хореографы рядом с Григом  формировались, но достичь его уровня у них не получилось, в отличие от "возросших" рядом с Крэнко.

Ага.
Ни Васильеву, ни Касаткиной-Василёву, ни Виноградову так и не удалось достичь чести быть представленными на сцене БТ.
И не надо слёзных рыданий по поводу упрёков к Григоровичy, если он давал ставить другим. Можно было бы посмеяться, если бы не было так грустно.
И про уровни не надо. У каждого своё представление об уровнях. Вот Баланчин, к примеру, также уровня Григоровича (дистанционно) не достиг. Но почему-то все его хотят. В том числе и БТ.
И получается, исходя из Вашей логики, что "крэнковцы" уровня достигли, коли они на сценах Москвы.

0