Выполняю обещание, данное ув. Privet и отчитываюсь о просмотре постановки "Баядерки" в Ростовском государственном музыкальном театре. Премьера состоялась 20 апреля 2018 года, сегодня был второй спектакль блока уже с приглашенной артисткой - Диана Косырева исполняла партию Никии (собственно, ради нее и пошла). Постановщик - Юлиана Малхасянц.
Сначала "выпускные данные". Балет в трех актах, в программке заявлено, что использованы хореографические фрагменты Чабукиани и Зубковского. Сама Малхасянц в интервью местному каналу сказала, что не хотела брать отрывки из версий Григоровича, Вихарева, Макаровой и выдавать этот винегрет за свое. Процитирую вступительное слово самой Юлианы в программке: "В партитуру постановки РГМТ включены музыкальные отрывки из произведений Минкуса, которые прежде никогда не исполнялись в спектакле на российской сцене. Это потребовало создания новых хореографических фрагментов, призванных, сохраняя стилистику Петипа, привнести в спектакль больше динамики, драматизма и лирики. Также моим большим желанием как постановщика было возвращение в спектакль финальной сцены разрушения храма. <...> Любое деяние, предательство влечет за собой расплату".
Теперь попытаюсь расписать содержание в сравнении с версией БТ, просто ее лучше знаю.
Итак, 1 действие. Начинается все с танца Магедавеи и шести факиров. Они убегают. Появляется Солор в сопровождении двух воинов, они танцуют вариацию с луками, изображая охоту (чем-то напомнило охоту из "Дочери фараона" Лакотта). Солор отсылает воинов, он мечтает о встрече с Никией. Просит Магедавею передать любимой весточку, чтобы вышла ночью, он будет ждать ее у храма. Магедавея неохотно соглашается, уходит, Солор устремляется вслед за воинами.
Дальше все "по тексту", вариация Никии классическая, дуэт с Солором в первой части во многом похож, вторая все же отличается, хотя стилистически не выламывается. Еще отличие: во время церемонии факиры танцуют с ножами, как бы нанося себе ритуальные раны.
Действие переносится ко дворцу раджи. Проходят копьеносцы, выносят раджу, он уходит во дворец, появляется Солор, проходит брамин. Дальше мы уже во дворце. К радже приходит Гамзатти (вот это ее первое появление, в начале ее нет), исполняет вариацию, текст что-то не опознала. Папа говорит доче, что замуж ей пора )) у нас обошлись вообще без портретов - сделали задник вроде условного витража. И вот за ним Солору ведут экскурсию по дворцу, а папа показывает дочери жениха во плоти, без всякой живописи, просто сквозь "стекло". Как по мне, очень даже оригинально, почему бы нет, на востоке было такое дело - вроде как лично знакомить рано, а через решетку подглядеть всегда пожалуйста. Дальше раджа зовет девушек, чтобы развлекли танцем - та самая 6+2, что и у Грига. Вот дальше уже новое: Никия появляется сама, без раба, покрывала на ней нет, она приносит Гамзатти свадебную фату. Девушки танцуют вдвоем, получается очень красивая перекличка с шарфиком из третьего акта. Интересное решение. Никия в конце просто покрывает голову присевшей перед ней Гамзатти, цветов не рассыпает. Все уходят. К оставшемуся радже приходит Солор, ему сообщают радостную новость о свадьбе, радоваться он не спешит, но с начальством не поспоришь. Дальше явление брамина и опять все по тексту. Девичьи разборки, чей Солор все-таки жених, все дела )) Гамзатти жениха Никии опять-таки через витраж предъявила, его там удачно папа по дворцу водил. Мизансцены без изменений.
2 действие. Помолвка. Проход всех, кто должен пройти, и вынос тех, кого должны вынести (божок, раджа; Солор с невестой просто торжественно вышли). Танцы девушек с веерами и с попугаями. Вариация божка: первая диагональ и проход в обратную сторону как в БТ. Служки у нас почти не задействованы, поэтому божок промежутки между диагоналями заполнял вращениями как в версии Макаровой. Круг такой же. Танец Ману классический. Индусский тоже. Джампе аналогично. Дуэт Гамзатти с Солором тоже очень похож, их сольные вариации тоже. Разве что в конце после фуэте Гамзатти у нас Солор ее подхватывал в партере (неудачно, затормозил спиной к зрителям), в БТ она спокойно докручивала сама. Монолог Никии абсолютно классический, без неожиданностей. "Корзинка" исполнена вся вниз, без высокого подъема ног. Кстати, у нас Гамзатти больше избалованная папина любимица, чем злодейка. Отравление целиком организовывал папа, прям во время монолога Никии вставал с трона и давал факиру отмашку нести корзинку со змеей. А Гамзатти вообще досматривать, как соперница помрет, не стала, ушла. Никия склянку у брамина взяла, протянула Солору, мол, пить? Тот струсил, отвернулся, и баядерка исцеляться не стала. Солор в отчаянии убежал.
3 действие. Страдания Солора, кальян, танцы факиров. Грезы, появление Теней. У нас они и в арабеск выходили и потом, выпрямляясь, поворачивались спиной к зрителям, лицом стояли только "ведущая" и крайние по бокам. Три тени+кордебалет - суть та же, рисунок несколько иной. Появление Солора - классика, но зачем-то кульминационный круг жете ан-турнан артист решил закончить пируэтом и приземлением на колено. Вся драматика сорвалась. Адажио с Никией без сильных изменений. Три тени - тоже. Коронные вариации Солора без изменений, с кабриолями (другое дело, что артист это на зубах вытаскивал). Шарфик классический, кстати, очень прилично исполненный. Заключительная диагональ Никии в прекрасном темпе и с шиком.
Финал: Солор приходит в себя у храма, видит наверху призрак Никии, пытается взойти за ним, но боги не пускают клятвопреступника, начинается буря, все рушится (у нас это все изображала проекция), Солор остается погребенный под грудой камней, над которой застыла указывающая на небо Никия.
Что касается исполнения - Диана Косырева показалась с лучшей стороны, мягкие руки, замечательная музыкальность, артистичность, неплохая техника. Все чисто, аккуратно, прекрасные вращения, шарфик без явных рывков. Я почти не видела эту исполнительницу, надо взять на заметку.
Гамзатти исполняла наша Елена Лыткина. У нее получилась такая очень юная, капризная девочка, которая сама не убьет, но папе нажалуется. Технически достойно, хотя прыжки бывали тяжеловаты.
Солор... сделал все, что смог. Денис Сапрон честно старался, спасибо ему за это. Против природы не попрешь, выше головы не прыгнешь.
Солисты тоже старались, особенно зажигали факиры и исполнители индусского танца, прямо чувствовалось, как люди отрываются )) Очень мило выступила Елизавета Мислер в Ману. Золотого божка танцевал Константин Ушаков, тоже для своих возможностей ну очень прилично.
А вот тени... во-первых, их было 24. Во-вторых, если артистки не могут синхронно выполнить арабеск, а выполнив, стоят на дрожащей ноге - с этим надо что-то делать. У меня был большой скепсис касаемо именно этой картины. Как показала практика - не зря.
В конце выводили всех причастных к постановке, публика у нас благодарная, долго хлопали и не отпускали. Сапрон все свои цветы подарил Диане, очень красивый жест получился.
Сейчас уже голова не работает, завтра, если интересно, принесу хотя бы фото (не свои, официальные, с первого ряда партера не поснимаешь).
Еще, пока вспомнила: и баядерки, и тени танцевали в мягких пышных пачках, вроде шопенок, только до колена. Я как-то раньше в этом балете такого не видела. И Золотого божка внезапно вырядили в широченные шаровары. Зачем? У артиста очень сложная партия, к чему еще жизнь усложнять? Странное решение.
Отредактировано Sitar (22-04-2018 00:54:31)