Gerda написал(а):Интересно, что русский танец изначально был задуман как часть партии Одетты
У меня, к сожалению, ссылка не открывается.
Но открывается вот здесь
https://research-journal.org/art/russki … jzovskogo/
Толкатель ядра написал(а):Очень спорно утверждение Рыжовой Т.А. о том, что Русский танец был частью партии Одетты. Русский танец исполнялся в 3 акте, на балу, а Одетта появлялась там (по крайней мере, по либретто) в единственном эпизоде:
Разгадка этого утверждения таится здесь:
"Интересно, что в постановке «Лебединого озера» 1877 года некоторое участие принял и Мариус Петипа. Все началось с конфликта между Анной Иосифовной Собещанской и Петром Ильичом Чайковским. Назначенная первой исполнительницей партии Одетты Собещанская, осталась без сольного выхода в третьем действии и отказалась участвовать в спектакле. Амбициозная танцовщица обратилась к Мариусу Ивановичу с просьбой сочинить для нее соло. Признанный мэтр использовал для постановки музыку Людвига Минкуса, но, как пишет Ю.А. Бахрушин, Чайковский «наотрез отказался включать в балет музыку другого композитора», а балерина не желала отказываться от созданного для нее в Петербурге танца [1, С. 162]. Чтобы решить проблему, Петр Ильич сочинил новый номер, по своему ритмическому рисунку точно повторяющий музыкальный фрагмент Минкуса, и вариацию."
https://research-journal.org/art/russki … jzovskogo/
В результате, так и остаётся загадкой, по чьему же требованию был сей танец создан - Карпаковой, как утверждает её правнук, или Собещанской, как гласит предание.
Толкатель ядра написал(а):Да и утверждение о том, что вводился «русский танец, как дань патриотизму в условиях начавшейся войны между Россией и Турцией", как-то не стыкуется с простыми фактами: русский танец был уже на первом представлении, т.е. 20 февраля 1877 года (о чем есть отзыв Д. Мухина), а война с Турцией началась в апреле.
Ну, предвоенные настроения наверняка ощущались уже в конце февраля.
Толкатель ядра написал(а):В общем и целом - что происходило тогда, в 1877 году, в частности, в финале. Был ли он реально трагическим, и задумывал ли его таким сам Чайковский, или это, например, просто Рейзингер так поставил?
Я сейчас скажу страшную вещь:
Чайковский вообще ничего не задумывал.
Он получил заказ и исполнил его соответственно либретто.
А также пожеланий дирекции, прим и т.д.
То, что хотел сказать Чайковский, он сказал своей музыкой.
Конец у Райзингера был таков, как описано в либретто.
Чтобы понять, что происходило с Чайковским во время создания ЛО, лучше читать, думается мне, его переписку с близкими.
Толкатель ядра написал(а):А вообще, вопрос всем форумчанам: у кого есть доступ к содержимому ресурса elibrary? Потому что тогда на мои вопросы могут найтись некоторые ответы, ибо на elibrary есть вот такая статья С. Конаева 2015 года:
"ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО" П.И. ЧАЙКОВСКОГО. ПОСТАНОВКА МОСКОВСКОГО БОЛЬШОГО ТЕАТРА В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ (1875-1883).
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29793308&pff=1
Это абсолютно отвратительный снобский ресурс, не заинтересованный в том, чтобы кто-то там что-то читал даже за деньги: для регистрации надо указать место работы! Они совсем офонарели? Какое им дело, кто где работает? Да и не только место работы. Они там личные данные собирают, а не несут просвещение в массы. Результат - 10 (!) просмотров статьи Конаева.
Толкатель ядра написал(а):Я, конечно, понимаю, что над этим бьются балетоведы уже много лет. Но одно дело сведения, которые доступны, в частности из трудов Слонимского, Житомирского, Демидова, Бомонта, Уайли и т.д., совсем другое - вот эти новые открытия, содержащиеся в труде Конаева. Ведь это преподносилось, как чуть ли не сенсация.
Вы знаете, дорогой Толкатель ядра, основное слово здесь преподносится.
Потому что кто такой Конаев в сравнении с другими упомянутыми?
Ну, нашёл он там какой-то клавир и что?
И вообще, что это за научный работник, который не отвечает людям, каким-то непостижимым образом проявившим интерес к его персоне?
Да он должен был бежать и падать от радости, что кому-то интересен.
Но там свои дела - они с Зозулиной устраивают разборки в балетоведческих группах, меняют администраторов, чистят ряды.
Куда уж до заинтересованных балетоманов.
Мне доводилось писать Владимиру Васильеву, Патрику де Бана, младшему Бар(т), Ирине Колесниковой, в Гамбург, Дортмунд, Мюнхен - это всё имена и организации не в пример Конаеву. И все они отвечали. Быстро и подробно.
А вот Конаев выше этого.
Жаль.
Но есть интересное интервью Сергея Боброва
https://krskdaily.ru/2014/10/theatre/bobrov-swan-lake
А ещё есть доступ к чему-то, что как-то связано с творением Конаева, но как, мне из построения данного сайта не понять.
https://en.tchaikovsky-research.net/pages/Bibliography_(2015/42)
https://en.tchaikovsky-research.net/pages/Swan_Lake
Толкатель ядра написал(а):При чем там "Поэтические воззрения славян на природу"
Ну, вся эта сказка есть такое воззрение.
Это, кстати, подробно разбирается у Бомона.
Толкатель ядра написал(а):Заканчивалось ли все гибелью героев, или после гибели было еще что-то? Тем более, что музыка в конце как бы намекает на оптимистический исход
Так исход по-любому оптимистический: герои воссоединились. Озеро успокоилось, лебеди спокойно себе плавают и никто их больше туда-сюда не переколдовывает (на радость защитникам животных).
Толкатель ядра написал(а):ди и слова Юровского о встречающих их под водой наядах и русалках тоже вносят смуту.
Вот прямо мне сейчас страшно хочется, чтобы Юровский и приставленный к нему хореограф (кстати, он упоминает, с кем хочет работать?) осуществили эту постановку. Потому что тогда мы сможем найти ответ на вопрос, откуда он это взял. Может, это просто фигура речи?
Впрочем, надо подумать, как спросить его самого