«Лебединое озеро» в «Комише опер»
Текст др. Бернд Кёллингер
Перевод админа-альтруиста (@bird)
«Лебединое озеро» - это балет, в котором конкретные и уходящие глубоко в человеческую психику социальные познания Чайковского переплавились в сказочную форму. Музыка ясно отображает два мира, которые непримиримо противостоят друг другу. Принц, главный герой, находится в обоих мирах и постоянно вовлечён в них.
Он стримится к жизни в любви, радости и человеческой самореализации. Но его окружение, общество при дворе, в первую очередь Ротбарт и мать Зигфрида, княгиня, пытаются сделать из него одного из своих, умертвить его сердце, превратить в камень его чувства, его стремление к жизни без духовных оков сломить соблазном к жизни в качестве раба власти. Но Зигфрид, каким бы одиноким и вследствие этого ранимым он ни был, черпает свой жизненный идеал не только из собственной фантазии, собственных желаний. Он имеет для него конкретное воплощения – в лице его любимой, которую у него похитили ужасным и сверхъестественным образом. Ею исполнены его мысли, её он ищет, к ней он стремится. Ему противна декадентная, бездушная, проникнутая властными играми и искалеченная властью жизнь при дворе Ротбарта и Княгини. И когда он в ходе официальной церемонии должен быть объявлен совершеннолетним наследником, он отклоняет власть и титул. До сих пор подспудная ненависть Ротбарта против этого столь другого человека под давлением инстинкта властвующего превращается в открытую вражду. Зигфрид, нашедший в себе мужество к отчаянному вызову своему окружению, ощущает себя покинутым и преданным своей матерью, которую он любит, но которая его не понимает и может видеть лишь через призму своих собственных желаний и представлений. Он всё больше впадает в глубокий экзистенциальный кризис. Он официально освободился от двора не только внутренне, но и чётким жестом. Двор, под предводительством Ротбарта, живёт своей бездуховной, прогнившей, лишенной души жизнью – у Зигфрида остаётся только он сам.
В этой ситуации, когда над ним уже сгущаются тени психического расстройства, он встречает свою любимую, Одетту. Её судьба сходна с судьбой Зигфрида. Находясь во власти волшебника, она должна вести свою дневную жизнь в образе лебедя. Только ночью может она, как и её подруги, принимать человеческое обличье. После этой взволновавшей и взбудоражившей его встречи у Зигфрида остаётся только одна цель: освободить Одетту и её подруг. Его жизнь вновь обретает смысл.
Но повелитель мира духов тот же, что и повелитель двора – Ротбарт. Он сразу замечает, что в лице Зигфрида после того, как он вновь обрёл Одетту, у него вырос серьёзный противник. Он не смог соблазнить его властью, так теперь он заставит его почувствовать свою власть. Он навязывает Зигфриду церемонию выбора невесты. Он мобилизовал всех, кто, сознательно или нет, может участвовать в устрашении Зигфрида – двоюродных сестёр, дам и кавалеров двора, саму Княгиню, персонажей своей обширной империи духов, которые появляются при дворе в виде зловещих, наводящих ужас гостей и навязчиво появляющейся Одилии, танцовщицы, его фаворитки.
Деяния Ротбарта срабатывают. Зигфрид, который мысленно всё еще пребывает только с Одеттой, цепляется за светлый образ любимой с такой же силой, с какой Ротбарт подвергает его психологическому террору. Таким образом, он становится жертвой тактики Ротбарта. Поскольку последний высылает на вершине душевных страданий и смятений Зигфрида к нему Одилию – в таком виде, который во многом схож с Одеттой. У Зигфрида появляется ещё больший стимул погрузиться в мысли об Одетте. И полностью забывшись, он вручает Одилии розу, которая предназначалась Одетте. Ротбарт-триумфатор ликует. Он в полном совершенстве инсценировал измену и предательство Зигфрида. Зигфрид стал невинно виноватым.
В это время Одетта и девушки ожидают Зигфрида. Они готовятся к помолвке влюблённых. Но, насмехаясь, к ним влетает Ротбарт, объявляя о неверности Зигфрида. Но Зигфрид остаётся с Одеттой. И хотя Ротбарту удалось довести его почти до потери рассудка, но сломить его любовь ему не удалось. В этот момент девушки и Зигфрид знают, что они противостоят власти, которая обладает огромными силами и правит в обоих мирах. А Ротбарту, после того, как все усилия взять обманом не привели к конечной цели, остаётся только одно – физическое уничтожение своих противников. Он призывает на помощь все силы природы. Конец влюблённых становится также концом империи Ротбарта. Он может их превзойти, только спровоцировав полную гибель всего окружающего мира. Серое утро взирает на безжизненные тела влюблённых и девушек под развалинами этого времени и этого мира.
Мы понимаем «Лебединое озеро» как балет об угрозе и сохранении любви в тёмное время, балет о непоколебимости духа вплоть до смерти.