«Ромео и Джульетта» (op. 64) — балет в 3 актах 13 картинах с прологом и эпилогом Сергея Прокофьева. Либретто Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева и Сергея Радлова по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г. «Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия.[1]
Содержание
1 История
2 История постановки
3 Структура
3.1 Действующие лица
3.1.1 Капулетти
3.1.2 Монтекки
4 Премьера в Чехословакии
5 Сценическая жизнь балета
5.1 Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова
5.2 Большой театр
5.3 Постановки в других театрахИстория
В сотрудничестве с режиссёром Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским, Прокофьев создал драматическую основу балета и сочинил к нему музыку в 1935 г. Они написали сценарий в четыре акта со счастливым концом, который резко отличался от финала знаменитой шекспировской трагедии. Эта редакция балета, однако, так и не дошла до постановки. В начале 1936 г. «Правда» осудила два произведения Дмитрия Шостаковича в статьях «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Эти статьи испугали композиторов и изменили творческую атмосферу в сталинском Советском Союзе. Прокофьев и его соавторы изменили сценарий и ввели традиционный трагический конец.
Премьера состоялась только через несколько лет. Изначальный договор с Кировским театром выполнен не был, и заказ на балет перешёл к Большому театру, который тоже отменил постановку после кампании 1936 г. В конце концов премьера состоялась за границей в декабре 1938 г., в Брно в отсутствие композитора. Балетмейстер Леонид Лавровский поставил советскую премьеру в январе 1940 г. после грандиозного успеха постановки в Брно. Несмотря на возражения Прокофьева, Лавровский значительно изменил партитуру балета. Спектакль был удостоен Сталинской премии.
Балет в редакции Лавровского ставился в Москве в 1946 г., в Большом театре. В 1955 г. Мосфильм снял сокращённую киноверсию балета. Другие балетмейстеры, такие как Джон Крэнко в 1962 г., Кеннет Макмиллан (Kenneth MacMillan) в 1965 г., и Рудольф Нуриев в 1972 г., со временем создали новые постановки балета.
В июле 2008 г. состоялась премьера изначальной авторской редакции 1935-го года. Премьера прошла на музыкальном фестивале Колледжа Бард (англ. Bard Music Festival) в Нью-Йорке, США. Балетмейстером был Марк Моррис (Mark Morris). Эта постановка возродила состав, драматическую структуру и счастливый конец партитуры Прокофьева, которая раньше была неизвестна. После нью-йоркской премьеры возрождённый балет в рамках гастрольного турне был показан в Беркли, Норфолке, Лондоне и Чикаго.
История постановки
Осенью 1938 года дирекция Кировского театра предложила Леониду Лавровскому ознакомиться с уже законченным клавиром балета «Ромео и Джульетта», написанного Прокофьевым. Из воспоминаний самого балетмейстера, это предложение он встретил с огромным волнением… и процитировал слова Виктора Гюго: «Шекспир — это жизнь и смерть, холод и жар, ангел и демон, земля и небо, мелодия и гармония, дух и плоть, великое и малое… но всегда истина». О своей работе в 1938 году Леонид Лавровский написал так:
«В создании хореографического образа спектакля я шёл от идеи противопоставления мира средневековья миру Возрождения, столкновения двух систем мышления, культуры, миропонимания. Это и определило архитектонику и композицию спектакля. Необходимо было поставить перед композитором вопрос о ряде изменений в музыкальной структуре балета, и переделать либретто. В результате большой совместной работы, появилась музыкально-драматургическая канва спектакля… Танцы Меркуцио в спектакле были построены на элементах народного танца — это так соответствовало его натуре жизнелюбца, весельчака и завсегдатая народных празднеств. Для танца на балу у Капулетти я воспользовался описанием подлинного английского танца XVI века, так называемого „Танца с подушечкой“… Решение финала спектакля стало таким: Ромео спешит на кладбище к мёртвой Джульетте не для прощания, а для встречи с ней. Одной из самых больших трудностей оказалось соединение картин балета. Возникало серьёзное опасение распада спектакля на ряд эпизодов и картин. Они были соединены лишь музыкальными антрактами, не создающих единства драматургии, но которые, в процессе постановки были использованы как связующее звено танцевальных интермедий между отдельными картинами». — Леонид Лавровский[2]
По словам Львова-Анохина, готовясь к постановке спектакля, Леонид Лавровский изучал произведения мастеров раннего итальянского Возрождения в Эрмитаже. Читая средневековые романы, он нашёл материал по танцам эпохи, так и родился знаменитый «Танец с подушками».[3]
15 декабря 1956 года Лавровский читал лекцию, под названием «Творческий путь Галины Улановой» в центральном лектории. Так он описывал сцены из спектакля:
« В сцене последней встречи Ромео и Джульетты восходит солнце, поёт жаворонок, напоминающий о наступлении утра и о том, что Ромео должен покинуть Верону, расстаться с Джульеттой. Но в музыке Прокофьева мы не слышим никакого намёка на утро, на нежный пробуждающий день. В оркестре звучит бас, кларнет и фагот, которые отнюдь не передают пение жаворонка. Репетиция „пошла“, когда артистам удалось увидеть сцену „глазами Прокофьева“, они поняли, что композитору важно было обрисовать не „утро“ и не „жаворонка“, а ощущение тревоги, горечи, любви и боли разлуки. »
По мнению И. И. Соллертинского:
« Постановщику спектакля Лавровскому удалось создать ярко темпераментный, драматически напряжённый, богатый живописными возможностями и содержательный спектакль на сцене театра им. Кирова. Драматургия балета, как и драматургия оперы имеет свои особые законы. В либретто „Ромео и Джульетты“ сценаристов трое: Л.Лавровский, С.Прокофьев и С.Радлов. В данном отношении было не всё ладно, были сцены, неоправданные драматургически и музыкально. Поэтому некоторые эпизоды были решены кинематографично. Таким образом, первые препятствия, которые пришлось преодолеть Лавровскому были драматургического порядка. Музыка Прокофьева, впервые показанная в виде двух оркестровых сюит, пленила слушателей своей рельефностью портретно-симфонических характеристик и инструментальной изобретательностью. Скерциозный эпизод Джульетты-девочки, до-минорный траурный марш — все эти куски первоклассной музыки, разумеется вошли и в сценическую редакцию балетной партитуры, но их оказалось слишком мало, поэтому целые фрагменты пришлось повторять по нескольку раз.[4] »
Замечательный балетный дирижёр Ю. Ф. Файер так описывал постановку:
« По партитуре „Ромео и Джульетта“ — балет в четырёх действиях и девяти картинах. В Постановке Лавровского балет идёт в трёх действиях, тринадцати картинах с прологом и эпилогом. Балет демонстрирует нам удивительную последовательность и непрерывность музыкально-драматического развития при необычайной краткости большинства отдельных номеров: число их равно пятидесяти двум!».[5] »
Театральный и балетный критик Б. А. Львов-Анохин:
« Дуэты, сцены, объяснения Ромео и Джульетты проходят уединенно, вдали от чужого и враждебного мира. Даже в картине бала опускается занавес, который словно отрезает влюблённых от окружающей среды, они остаются одни. Из всех богатейших средств выразительности балета, Лавровский выбрал приёмы, наиболее близкие к законам естественной выразительности, соединив танец с драматической пантомимой, с тонким психологическим рисунком ролей».[6] »
Структура
Партитура балета была опубликована с исправлениями Лавровского, в трёх действиях с эпилогом и в девяти картинах:[7] [уточнить]
Картина № Название Обозначение темпов Примечания
Действие Первое
1 Вступление Andante assai при закрытом занавесе
Картина Первая 2 Ромео Andante
3 Улица просыпается Allegretto
4 Утренний танец Allegro Скерцо из Второй фортепианной сонаты, D-moll, op. 14
5 Ссора Allegro brusco
6 Бой Presto
7 Приказ герцога Andante
8 Интерлюдия Andante pomposo (L’istesso tempo)
Картина Вторая 9 Приготовление к балу (Джульетта и Кормилица) Andante assai. Scherzando
10 Джульетта-Девочка Vivace
11 Съезд гостей (Менуэт) Assai moderato
12 Маски (Ромео, Меркуцио и Бенволио в масках) Andante marciale
13 Танец рыцарей Allegro pesante (главная тема)
Poco più tranquillo (вторая тема Джульетты и Париса)[8]
14 Вариация Джульетты Moderato (quasi Allegretto)
15 Меркуцио Allegro giocoso
16 Мадригал Andante tenero
17 Тибальд узнает Ромео Allegro
18 Гавот (Разъезд гостей) Allegro Гавот из «Классическая симфония» D-dur, op. 25
19 Сцена у балкона Larghetto
20 Вариация Ромео Allegretto amoroso
21 Любовный танец Andante
Действие Второе
Картина Третья 22 Народный танец Allegro giocoso
23 Ромео и Меркуцио Andante tenero
24 Танец пяти пар Vivo
25 Танец с мандолинами Vivace
26 Кормилица Adagio scherzoso
27 Кормилица передает Ромео записку от Джульетты Vivace
Картина Четвёртая 28 Ромео у патера Лоренцо Andante espressivo
29 Джульетта у патера Лоренцо Lento
Картина Пятая 30 Народное веселье продолжается Vivo
31 Снова народный танец Allegro giocoso
32 Встреча Тибальда с Меркуцио Moderato попытка Ромео примирить Тибальда и Меркуцио
33 Тибалд бьётся с Меркуцио Precipitato
34 Меркуцио умирает Moderato
35 Ромео решает мстить за смерть Меркуцио Andante. Animato
36 Финал второго действия Adagio dramatico
Действие Третье
37 Вступление Andante
Картина Шестая 38 Ромео и Джульетта (Спальня Джульетты) Lento
39 Прощание перед разлукой Andante
40 Кормилица Andante assai
41 Джульетта отказывается выйти за Париса Vivace
42 Джульетта одна Adagio
43 Интерлюдия Adagio
Картина Седьмая 44 У Лоренцо Andante
45 Интерлюдия L’istesso tempo
Картина Восьмая 46 Снова у Джульетты Moderato tranquillo
47 Джульетта одна Andante
48 Утренняя серенада Andante giocoso мандолины за кулисами
49 Танец девушек с лилиями Andante con eleganza
50 У постели Джульетты Andante assai
Действие Четвёртое: Эпилог
Картина Девятая 51 Похороны Джульетты Adagio funebre
52 Смерть Джульетты Adagio (meno mosso del tempo precendente)Действующие лица
Эскал, герцог Вероны.
Парис, молодой дворянин, жених Джульетты.
Капулетти
Капулетти
Жена Капулетти.
Джульетта, их дочь.
Тибальд, племянник Капулетти.
Кормилица Джульетты.
Самсонэ, Грегорио, Пьетро — слуги Капулетти.
Подруги Джульетты.
Паж Париса.
Монтекки
Монтекки
Ромео, их сын.
Меркуцио и Бенволио, друзья Ромео.
Лоренцо, монах.
Абрамио, Балтазар — слуги Монтекки.
Паж Ромео.
Служанки. Розалина [уточнить]
Хозяин кабачка.
Нищие.
Трубадур.
Шут.
Юноша в бою.
Торговец зеленью.
Горожане.
В середине оркестрового вступления занавес раздвигается, открывая зрителям трехстворчатую картину-триптих: справа — Ромео, слева — Джульетта, в центре — Лоренцо. Это эпиграф к спектаклюПремьера в Чехословакии
Премьера прошла 30 декабря 1938 года в Национальном театре в Брно Балет в 1 акте, балетмейстер-постановщик Иво Ваня Псота, художник-постановщик В. Скрушный, дирижёр К. Арнольди. Либретто: А. И. Пиотровский, С. С. Прокофьев, С. Э. Радлов. Художник В. Скрушный.
Действующие лица
Джульетта — Эва Шемберова (чеш. Zora Šemberová)
Ромео — Иво Псота
Постановка имела большой успех.
Сценическая жизнь балетаЛенинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова
Премьера прошла 11 января 1940 года
Балет в 3 актах 13 картинах с прологом и эпилогом, балетмейстер-постановщик Леонид Лавровский, художник-постановщик Пётр Вильямс, дирижёр-постановщик Исай Шерман[10]
Действующие лица
Джульетта — Галина Уланова
Ромео — Константин Сергеев
Тибальд — Роберт Гербек
Меркуцио — Андрей Лопухов
28 декабря 1946 года — возобновление, балетмейстер Леонид Лавровский. Театр им. Кирова. Художник: П. В. Вильямс.
Джульетта —Галина Уланова
Ромео — Михаил Габович
Меркуцио — С. Г. Корень
Тибальд — А. Ермолаев
27 апреля 1991 года — возобновление, дирижёр-постановщик Александр Вилюманис
Действующие лица
Джульетта — Елена Евтеева, Алтынай Асылмуратова (15 декабря)[11], Нина Ананиашвили (дата?)
Ромео — Сергей Бережной, Андрей Яковлев (9 мая), Андрис Лиепа (дата?)
Меркуцио — Андрей Босов, Владимир Ким (9 мая, 15 декабря)[12]
Тибальд — Геннадий Бабанин, Дмитрий Корнеев
Парис — Вячеслав Хомяков
Большой театр
28 декабря 1946 года — балетмейстер-постановщик Леонид Лавровский, художник-постановщик Пётр Вильямс, дирижёр-постановщик Юрий Файер
Действующие лица
Джульетта — Галина Уланова, (затем Елена Чикваидзе, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова, Екатерина Максимова, Валентина Козлова)
Ромео — Михаил Габович, (затем Юрий Гофман, Юрий Жданов, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Владимир Васильев, Леонид Козлов)
Тибальт — Алексей Ермолаев, (затем Константин Рихтер, Владимир Левашёв, Анатолий Симачёв, Герман Ситников)
Меркуцио — Сергей Корень, (затем Владимир Левашёв, Ярослав Сех, Юрий Папко, Михаил Цивин)
Синьора Капулетти — Елена Ильющенко
Спектакль прошёл 210 раз, последнее представление — 20 марта 1976 года. В 1979 году спектакль был перенесён на сцену Кремлёвского Дворца съездов, последнее представление — 21 июня 1980 года.
26 июня 1979 года
Новая постановка — балет в 3-х актах 18 картинах с прологом и эпилогом, либретто Лавровского, Прокофьева и Радлова в редакции Юрия Григоровича, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Альгис Жюрайтис
Действующие лица
Джульетта — Наталья Бессмертнова, (затем Надежда Павлова, Людмила Семеняка, Нина Ананиашвили, Надежда Грачёва, Инна Петрова)
Ромео — Вячеслав Гордеев, (затем Александр Богатырёв, Ирек Мухамедов, Андрис Лиепа, Юрий Посохов, Юрий Васюченко, Юрий Клевцов, Андрей Уваров)
Тибальт — Александр Годунов, (затем Леонид Козлов, Алексей Лазарев, Александр Ветров, Сергей Соловьёв, Марк Перетокин, Ирек Мухамедов, Илья Рыжаков)
Меркуцио — Михаил Цивин, (затем Владимир Деревяннко, Виктор Барыкин, Михаил Шарков, Андрей Буравцев, Владимир Бубнов, Николай Цискаридзе, Александр Петухов)
Спектакль прошёл 67 раз, последнее представление — 29 марта 1995 года.
25 декабря 1995 года — возобновление постановки Леонида Лавровского, балетмейстер-постановщик Вячеслав Гордеев, дирижёр-постановщик Александр Копылов
Действующие лица
Джульетта — Надежда Грачёва, (затем Галина Степаненко, Нина Ананиашвили, Анна Антоничева, Инна Петрова)
Ромео — Андрей Уваров, (затем Сергей Филин, Алексей Фадеечев, Дмитрий Белоголовцев)
Тибальт — Александр Ветров, (затем Марк Перетокин, Владимир Моисеев, Дмитрий Белоголовцев)
Меркуцио — Николай Цискаридзе, (затем Константин Иванов, Александр Петухов, Михаил Шарков, Дмитрий Гуданов)
Спектакль прошёл 18 раз, последнее представление 5 января 2000 года
13 декабря 2003 года
Новая постановка — балет в 2-х актах, либретто Деклана Доннеллана, Раду Поклитару и Николаса Ормерода, режиссёр Деклан Доннеллан, балетмейстер Раду Поклитару, художник-постановщик Николас Ормерод, дирижёр-постановщик Гинтарас Ринкявичус
Действующие лица
Джульетта — Мария Александрова, (затем Анастасия Меськова)
Ромео — Денис Савин, (затем Ян Годовский)
Тибальт — Денис Медведев, (затем Александр Петухов)
Меркуцио — Юрий Клевцов, (затем Марк Перетокин)
Леди Капулетти — Илзе Лиепа, (затем Мария Исплатовская)
Парис — Александр Волчков, (затем Георгий Гераскин)
Спектакль прошёл 18 раз, последнее представление 29 января 2005 года21 апреля 2010 года — новая редакция в 2-х действиях, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Андрей Аниханов
Действующие лица
Джульетта — Анна Никулина, (затем Нина Капцова, Екатерина Крысанова)
Ромео — Александр Волчков, (затем Артём Овчаренко, Руслан Скворцов)
Тибальт — Михаил Лобухин, (затем Юрий Баранов, Павел Дмитриченко)
Меркуцио — Вячеслав Лопатин, (затем Андрей Болотин, Дмитрий Загребин)
Постановки в других театрах
1944 — Труппа Биргит Кульберг, Стокгольм, Швеция, балетмейстер-постановщик Биргит Кульберг
1946 — Театр «Ванемуйне» (Тарту), балетмейстеры-постановщики И. А. Урбель и У. Вяльяотс
25 июня 1948 — Национальный театр, Белград, Югославия, балетмейстер-постановщик Димитрие Парлич
1948 — Немецкая государственная опера, Восточный Берлин, ГДР, балетмейстер-постановщик Татьяна Гзовская
1949 — Хорватский национальный театр, Загреб, балетмейстер-постановщик Маргарита Фроман
19 мая 1955 — Датский королевский балет, балетмейстер-постановщик Фредерик Эштон, художник П. Райс. Джульетта — М. Вангсо, Ромео — Х. Кронстам
1955 — Опера де Пари, балетмейстер-постановщик Серж Лифарь, Парижская опера
1955 — Киевcкий театр оперы и балета имени Т. Шевченко, балетмейстер-постановщик Вахтанг Вронский
1956 — Пермский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Т. Е. Рамонова
26 июля 1958 — Ла Скала на сцене Театро Верде[en], Венеция, балетмейстер Джон Крэнко, художник-постановщик Юрген Розе. Джульетта — Карла Фраччи, Ромео — Марио Пистони
1961 — Гамбургский балет, балетмейстер-постановщик Питер ван Дийк
1962 — Киргизский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Н. С. Тугелов, художник-постановщик А. Арефьев, дирижёр-постановщик А. Джумахматов; Ромео — Уран Сарбагишев, Джульетта — Бибисара Бейшеналиева
2 декабря 1962 — Штутгартский балет, балетмейстер-постановщик Джон Крэнко, художник-постановщик Юрген Розе; Ромео — Рей Барра, Джульетта — Марсия Хайде
1963 — Национальный балет Канады, балетмейстер-постановщик Джон Крэнко, художник-постановщик Юрген Розе
24 мая 1963 год — Челябинский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Отар Дадишкилиани, художник-постановщик А. И. Морозов, дирижёр-постановщик И. А. Зак
1964 — Башкирский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Леонид Лавровский
9 февраля 1965 — Лондонский Королевский балет, балетмейстер-постановщик Кеннет МакМиллан, художник-постановщик Н. Георгиадис; Ромео — Рудольф Нуриев, Джульетта — Марго Фонтейн
1965 — Театр оперы и балета «Эстония», балетмейстеры-постановщики Леонид Лавровский и Юрий Дружинин
1965 — Новосибирский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Олег Виноградов, художник-постановщик Валерий Левенталь; Ромео — Никита Долгушин, Джульетта — Татьяна Зимина, Тибальт — Валерий Ромм
1966 — Цюрихский оперный театр, балетмейстер-постановщик Николай Берёзов
1967 — Нидерландский Национальный балет, балетмейстер-постановщик Руди ван Данциг
19 апреля 1968 — Львовский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик М. С. Заславский, художник-постановщик Евгений Лысик, дирижёр-постановщик Ю. Луцив
1968 — Государственный академический Большой театр оперы и балета БССР, балетмейстер-постановщик Отар Дадишкилиани
1969 — Королевский Шведский балет, балетмейстер Кеннет Макмиллан, художник-постановщик Юрген Розе [уточнить]
1969 — Лондонский Королевский балет, балетмейстер-постановщик Джон Крэнко, художник-постановщик Юрген Розе
1969 — Горьковский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Л. Н. Флегматов
1969 — Свердловский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Светлана Тулубьева
1970 — Воронежский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик К. А. Муллер
1970 — Ереванский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Олег Виноградов
1971 — Городской театр, Франкфурт-на-Майне, балетмейстер-постановщик Джон Ноймайер
1971 — Киевcкий театр оперы и балета имени Т. Шевченко, балетмейстер-постановщик Анатолий Шекера, художник-постановщик: Федор Нирод
1971 — Театр оперы и балета «Эстония», балетмейстер-постановщик Май Мурдмаа
1972 — Пермский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Николай Боярчиков
1972 — Новосибирский театр оперы и балета, балетмейстеры-постановщики Наталья Касаткина и Владимир Василёв
1972 — постановка Эльзы-Марианны фон Розен[fr]
1974 — Гамбургский балет, балетмейстер-постановщик Джон Ноймайер
1975 — Казанский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Д. Арипова
21 апреля 1976 — Ленинградский Малый театр оперы и балета, балетмейстер и художник-постановщик Олег Виноградов, дирижёр-постановщик П. А. Бубельников; Ромео — Никита Долгушин, Джульетта — Е. Г. Алканова, Тибальт — П. О. Сталинский, Меркуцио — А. П. Евдокимов
1977 — Лондон Фестивал Балет, балетмейстер-постановщик Рудольф Нуриев
1977 — Куйбышевский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Яшутин
22 февраля 1978 — премьера постановки Юрия Григоровича в Опера де Пари
Балет в 3-х актах 18 картинах с прологом и эпилогом, либретто Лавровского, Прокофьева и Радлова в редакции Юрия Григоровича, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Альгис Жюрайтис
Действующие лица
Ромео — Микаэль Денар, (затем Шарль Жюд, Александр Богатырёв)
Джульетта — Доминик Кальфуни, (затем Флоранс Клер, Наталья Бессмертнова)
Тибальт — Жан Гизери
Меркуцио — Патрик Дюпон, (затем Жорж Пилетта)
1978 — Донецкий театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Виктор Шкилько
1980 — Ла Скала, балетмейстер-постановщик Рудольф Нуриев, художник-постановщик Эцио Фриджерио, дирижёр-постановщик М. Сассон
3 апреля 1981 — Московский классический балет, под названием «Повесть о Ромео и Джульетте», балетмейстеры-постановщики Наталья Касаткина и Владимир Василёв, художник-постановщик Иосиф Сумбаташвили, дирижёр-постановщик А. В. Виноградов; Ромео — Станислав Исаев, Джульетта — Маргарита Перкун-Бебезичи, Тибальд — Ирек Мухамедов, Меркуцио — Александр Горбацевич
1981 — Екатеринбургский театр оперы и балета, под названием «Повесть о Ромео и Джульетте», балетмейстеры-постановщики Наталья Касаткина и Владимир Василёв, художник-постановщик Иосиф Сумбаташвили
30 апреля 1983 — Опера де Пари, балетмейстер-постановщик Джон Крэнко, художник-постановщик Юрген Розе; Ромео — Микаэль Денар, Джульетта — Ноэлла Понтуа, Меркуцио — Патрик Дюпон
19 октября 1984 — Опера де Пари, балетмейстер-постановщик Рудольф Нуриев, Ромео — Патрик Дюпон, Джульетта — Моник Лудьер, Тибальд — Сирил Атанасов, Меркуцио — Жан-Поль Франкетти, Леди Капулетти — Иветт Шовире
3 января 1985 — Американский театр балета, балетмейстер-постановщик Кеннет МакМиллан; Ромео — Джульетта — Лесли Браун, Ромео — Роберт Ла Фосс.
1986 — Красноярский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик В. С. Федянин
11 апреля 1987 — Челябинский театр оперы и балета, балетмейстеры-постановщики Юламей Скотт и Юрий Папко, художник-постановщик К. Шимановская, дирижёр-постановщик В. Е. Соболев
1988 — Государственный академический Большой театр оперы и балета БССР, балетмейстер-постановщик — Валентин Елизарьев, художник Э. Гейдебрехт, дирижёр Г. Проваторов
8 декабря 1988 — Ленинградский Малый театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Николай Боярчиков, художник-постановщик Р. Н. Иванов, художник по костюмам И. В. Сафронова, дирижёр-постановщик П. А. Бубельников; Ромео — Валерий Аджамов, Джульетта — Регина Кузьмичёва, Тибальт — Олег Ужинский, Меркуцио — Геннадий Судаков
17 декабря 1988 — Львовский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Г. А. Исупов, художник-постановщик Евгений Лысик, дирижёр-постановщик И. Лацанич
1989 — Горьковский театр оперы и балета, балетмейстеры-постановщики Юламей Скотт и Юрий Папко
21 июня 1990 — Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, балетмейстер-постановщик Владимир Васильев, художник-постановщик Сергей Бархин, дирижёр-постановщик Евгений Колобов; Ромео — Алексей Дубинин, Джульетта — Светлана Смирнова, Тибальт — Валерий Лантратов, Меркуцио — Андрей Глазшнейдер
1990 — Национальный балет Канады, балетмейстер-постановщик Джеймс Куделка
1990 — Лионская национальная опера, балетмейстер-постановщик Анжелен Прельжокаж; Ромео — С. Лора, Джульетта — Н. Комменж
1991 — Омский музыкальный театр, балетмейстер-постановщик Сергей Колесник
1993 — Литовский национальный театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Владимир Васильев, художник-постановщик Сергей Бархин
1995 — Ла Скала, балетмейстер-постановщик Кеннет МакМиллан
1996 — Балет Монте-Карло, балетмейстер-постановщик Жан-Кристоф Майо (Jean-Christophe Maillot)
1996 — Театр балета Евгения Панфилова, Пермь, балетмейстер-постановщик Евгений Панфилов
1996 — Екатеринбургский театр оперы и балета, возобновление постановки Касаткиной и Василёва, художник-постановщик Иосиф Сумбаташвили, балетмейстер-постановщик Татьяна Луань-Бинь
20 апреля 1999 — Кремлёвский балет, в 2-х актах, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Владимир Понькин; Ромео — Юрий Клевцов, Джульетта — Наталья Балахничёва, Тибальт — Валерий Лантратов, Меркуцио — Вадим Кременский
1999 — Латвийская национальная опера, балетмейстер-постановщик Владимир Васильев, художник-постановщик Сергей Бархин
28 ноября 2000 — Краснодарский театр балета, в 2-х актах, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Александр Лавренюк; Ромео — Инь Даюн, Джульетта — Елена Князькова, Тибальд — Сергей Баранников, Меркуцио — А. Кондратюк
10 сентября 2003 — Саратовский театр оперы и балета, в 2-х актах, балетмейстер-постановщик Михаил Лавровский (по Леониду Лавровскому), художник-постановщик С. Зограбян, художник по костюмам О. Резниченко, дирижёр-постановщик Юрий Кочнев
8 ноября 2003 — Национальная опера «Эстония», балетмейстер-постановщик Тиит Хярм, художник-постановщик М. Форссен, дирижёр-постановщик А. Вяйя
9 июля 2004 — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия), в 2-х актах, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Владимир Рылов
25 октября 2004 — Башкирский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Шамиль Терегулов, художник-постановщик Дмитрий Чербаджи, дирижёр-постановщик Р. Лютер; Ромео — Ильдар Маняпов, Джульетта — Гюльсина Мавлюкасова, Меркуцио — Дмитрий Кожемякин, Тибальд — Денис Зайнтдинов
8 июля 2005 — Красноярский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Сергей Бобров, художник-постановщик Дмитрий Чербаджи, дирижёр-постановщик А. П. Чепурной; Ромео — А. Асиньяров, Джульетта — Анна Ребецкая, Тибальд — Дмитрий Зыков, Меркуцио — Аркидий Зинов
14 ноября 2005 — Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева
В 2-х актах, балетмейстер-постановщик Константин Иванов, художник-постановщик Борис Голодницкий, дирижёр-постановщик Михаил Адамович; Ромео — Константин Иванов, Джульетта — Мария Максимова, Меркуцио — Александр Зверев, Тибальт — Александр Самохвалов, Бенволио — Константин Коротков
3 февраля 2006 — Ростовский государственный музыкальный театр, балетмейстер-постановщик Алексей Фадеечев, художник-постановщик В. Окунев, дирижёр-постановщик Павел Клиничев
24 сентября 2006 — Челябинский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Константин Уральский, художник-постановщик Никита Ткачук, дирижёр-постановщик Сергей Ферулёв
9 июля 2008 — Национальный Балет Кореи (Сеул), в 2-х актах, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Александр Лавренюк
5 мая 2011 — Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова, балетмейстер-постановщик Р. Харатян, дирижёр-постановщик К. Дургарян
27 июня 2012 — Самарский академический театр оперы и балета, хореограф-постановщик — заслуженный артист России, лауреат премии им. М. Бежара Кирилл Шморгонер, дирижёр-постановщик Евгений Хохлов, художник-постановщик заслуженный художник России Феликс Волосенков.