Из книги Екатерины Максимовой "Мадам "Нет""
тр. 207
Васильев.
"Свои" спектакли
Ещё в 1971 году Васильев впервые попробовал ставить. "Икар" Сергея Слонимского стал его балетным дебютом. Тогда Григорович являлся художественным руководителем постановки и приветствовал "рождение нового, очень интересного и своеобразного балетмейстера". Но премьеру мы с Васильевым не танцевали - на одной из репетиций Володя, как всегда, не берегся, танцевал в полную силу и повредил ногу - теперь ходил на костылях. Поэтому в партии Икара выступил Юрий Владимиров, а мою партию (Девушку) танцевала Нина Сорокина.
Помню, как я волновалась перед премьерой - уже накануне меня буквально трясло! Стала утром читать - на могу, начала раскладывать пасьянс - руки дрожат, вся покрылась красными пятнами. Если бы танцевала сама, то волновалась бы меньше! Думаю, что Володе тогда было даже легче - он сосредоточился на деле, на переживания просто времени не оставалось.
Дебют Васильева-балетмейстера приняли - и критики приняли, и публика. Правда, сам Володя остался не очень удовлетворен своей постановкой, и в 1976 году он вернулся к спектаклю, сделал новую редакцию, многое переработав. Насколько ему это удалось, можно судить по отзыву Галины Сергеевны Улановой: "Это - свершение. Прежде всего потому, что балет целостен во всех своих компонентах... и потому что он утверждает, воспевает самые светлые, чистые человеческие чувства и сделан людьми, которые живут в искусстве именно этими чувствами".
Обе редакции "Икара" шли на сцене Кремлёвского Дворца съездов. А в 1978 году Васильеву дали постановку в Большом театре - три одноактных балета под общим названием "Эти чарующие звуки...". Я помню, как творчески, увлечённо работала труппа над спектаклем! Артисты соскучились по красоте музыкального танца - по танцу, выражающему саму музыку. Я с удовольствием выступала в этом балете, несмотря на то, что предпочитала всегда спектакли с драматической основой. Здесь же не существовало конкретного сюжета, но царила музыка, чувства, настроения... Однако у Володиной постановки нашлись и противники. Во время обсуждения на худсовете одна заслуженная балерина старшего поколения просто ужасалась: "Я тоже была молода, и влюблялась, и всё такое, но это - неприлично!" Нас опять поддержала Галина Сергеевна: "Я, в общем-то, тоже не девушка, однако ничего неприличного или нецеломудренного в этом балете не вижу!"... Премьера прошла с большим успехом: балет оценила не только публика, но и самые взыскательные люди театра - после окончания спектакля нам аплодировали артисты балетной труппы, пришедшие посмотреть спектакль из-за кулис, и все оркестранты, а такое случается редко.
В 1980 году Васильев поставил на сцене Большого балет Кирилла Молчанова "Макбет", в котором я не принимала участия (Володя танцевал с Ниной Тимофеевой),
а в 1983-м - "Вечер одноактных балетов" с артистами Большого театра, но на сцене концертного зала "Россия". Балеты, представленные на вечере, со временем изменили название: "Я хочу танцевать" на фортепианную музыку русских композиторов теперь идёт как "Ностальгия"; "Конца не будет" на музыку аргентинских композиторов - как "Фрагменты одной биографии" (а между собой мы называем его просто - "Танго"). Мы с Володей исполняли центральные партии в обоих спектаклях.
У балета "Я хочу танцевать" существовала своя предыстория. В 1981 году ЮНЕСКО организовало в Париже в концертном зале "Плейель" торжества, посвящённые Г.С. Улановой. Тогда режиссёром и хореографом праздничной программы стал Васильев, а танцевали все мы - ученицы Улановой: Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова и я. Галина Сергеевна появлялась одна на пустой сцене, тонкий луч выхватывал из темноты то балетную пачку, то туфельки, которых Уланова касалась руками, прижимала к груди - и вспоминала, как всё начиналось. Начало танца - это класс, и весь спектакль был построен как своеобразная импровизация на тему урока классического танца. Он начинался простыми движениями у станка и завершался виртуозными вариациями и дуэтами на середине. А Галина Сергеевна как бы вела урок, сосредоточенно наблюдала, подходила к своим ученицам, поправляла руки, уточняла позы, подсказывала движения - и на глазах зрителя словно приоткрывались тайны творческого процесса...
Вечер в Париже имел огромный успех, и Володя решил продлить жизнь балета. Но теперь это стал уже не спектакль-воспоминание, а спектакль-мечта. Зарождение, развитие и торжество танца происходит на глазах маленькой девочки (её роль исполняла дочь Нины Тимофеевой, Надя), которую Артист (Владимир Васильев) приглашает в мир классического балета.
К "Фрагментaм одной биографии" Володя обратился, как всегда, увлечённый музыкой, в данном случае - аргентинское танго, в котором действительно можно найти всё: и любовь, и страдание, и судьбу. Балет представляет собой несколько разных по настроению танго, несколько новелл, объединённых личностью главного героя, вспоминающего свою жизнь.
http://static.video.yandex.ru/lite/tatyana192005/qjzqe7qvrj.2718/
Зрители с восторгом приняли нашу новую работу. С таким восторгом, что чуть не сорвали премьеру! Дело в том, что в концертном зале "Россия" сцена не отделена от зрительного зала оркестровой ямой, как в театре. Поэтому на финальных тактах "Танго" поклонники, решив, что спектакль уже закончился, ринулись с цветами прямо на сцену. С большим трудом нам удалось продолжить, а Володя тут же сымпровизировал, как-то обыграл полученные букеты. А потом так и пошло - обрадовавшись возможности добраться до любимых артистов, зрители (правда, теперь уже после окончания балета) вручали нам не только цветы, но и разные сувениры, игрушки, фотографии, даже заводили какие-то разговоры.
Публика очень полюбила эти спектакли, а мы так редко имели возможность их танцевать! Помню, когда показывали "Танго" в зале имени Чайковского, - зрители там не только заполнили все места, но и сидели на полу, на ступеньках, стояли во всех проходах, на всех лестницах, а в раздевалках гардеробщицы на принимали пальто - не хватало номерков. У входа даже дежурили наряды милиции, которые сдерживали напор людей, всеми правдами и неправдами стремившихся попасть на представление.
Иногда складывались такие ситуации, когда нас приглашали в Париж, и приходилось выбирать: месяц гастролей во Франции или возможность станцевать один спектакль здесь. И мы отказывались от Парижа ради одного этого спектакля.
С "Ностальгией" и "Танго" мы объездили Америку (и Северную, и Южную), Италию, Францию, Голландию, а в Москве наши балеты практически не шли.
Однажды мне позвонили из ЮНЕСКО:
-Приехали гости из разных стран и спрашивают, где можно посмотреть "Фрагмент одной биографии".
- Что ж Вы мне звоните? Позвоните в дирекцию Большого театра, в Министерство культуры ...
- Звонили, там ответили, что такого спектакля нет!
- Ну а я что могу вам сказать?!
- Ва понимаете, иностранцы в это не верят: они же видели ваш спектакль и в Париже, и в Риме...
Даже по этому эпизоду видно, какая ситуация сложилась для нас не только в Большом театре - вообще в Москве. Все приходилось пробивать, за все бороться, отнимая время и силы от творчества. С другой стороны, нас с Васильевым постоянно приглашали в поездки по стране и за рубеж, предлагали танцевать в разных театрах, выступать в концертах, ставить. Своего "Макбета", например, Володя перенес в 1981 году на сцену Новосибирского театра, в 1984-м - в Штаатсопер в Берлине, в 1986 - в Будапештский театр.
Конечно, мы принимали приглашения: помимо того, что не хотелось впустую терять время, у нас появлялась возможность встречаться с новой хореографией, новыми спектаклями, партнёрами.