Как танцовщик Нуриев меня не поразил. Да тот же Рузиматов сильнее танцевал. У него и есть физические данные для этого. У Нуриева их явно не хватало... Или "школа такая" была тогда не поняла.
Феномен Нуриева, безусловно, очень многозначен.
Абсолютно бесспорно, что с сегодняшней точки зрения его техника была весьма небезупречной.
А вот с точки зрения Тамары Карсавиной, т.е. "из прошлого", Нуриев был необыкновенно техничен.
Существуют воспоминания современников появления Нуриева на Западе, писавших о его плохой технике, но убивающей на повал харизме.
Самому Нуриеву были хорошо понятны его недостатки, поэтому он и направился на "повышение квалификации" к Эрику Бруну. В фильме о них есть интересный момент, рассказанный Бруном: "Мы не соревновались. Я танцевал по-своему, он по-своему.Он говорил: по-русски так не танцуют. Я отвечал: если это не по-русски, это не означает, что это плохо".
Интересно, что Юрий Соловьёв танцевал несравненно чище Нуриева.
Владимир Васильев довёл свою технику до совершенства, ориентируясь при этом и на Нуриева, первым из русских танцовщиков вставшим на высокие полупальцы.
Постоянно совершенствовался и такой "благородный танцовщик" как Никита Долгушин.
Интересно рассказал в имеющемся у нас интервью о советско-русской технике в сравнении с западной Валерий Панов: приехав на Запад, он обнаружл, что со своими прыжками и турами он здесь далеко не уедет. Это уже никому не интересно. В культуре стоп, в мелкой технике Запад ушёл далеко вперёд. И Панову пришлось переучиваться, в буквальном смысле через разорванные мускулы и связки.
Современная техника мужского танца, безусловно, многим обязана Нуриеву. Который развивал мужской танец не в сторону атлетичности, как в СССР, а в сторону мелкой техники, над которой он сам работал под руководством Бруна.
Сегодня выдающийся балетный премьер обязан владеть как чистой мелкой техникой, иметь красивые воспитанные стопы, так и иметь в своём арсенале набор современных прыжков и обладать техникой чистых и разнообразных вращений.