Повесть о том, как в балетной труппе кордебалет есть, а солистов нет

Этому спектаклю не суждено было состояться.
Сначала заболела Мария Яковлева и её заменили на Нину Полякову. Затем два (!) моих компьютера оказались не в состоянии без проблем включить флеш на сайте трансляции и у меня возникла абсолютная решимость данную трансляцию послать в астрал. Если бы не прибытие подруги-учёного с собственным компом системы мак, то не видать бы мне этого чуда-расчудесного во веки веков.
Но - судьба в лице учёного-физика (нигде и никогда ничего без физиков не бывает) устроила всё-таки встречу с творением Елены Чернышёвой. Записать стрим не удалось при таком жутком аврале. Да это, вероятно, и к лучшему - при том уровне исполнения, который выдал на сей раз Венский гос. балет.
Бывший директор балета Венской оперы госпожа Чернышёва поставила весьма нестандартный, чисто женский вариант "Жизели". Так, участие мужского кордебалета в первом действии сведено на минимальнейший минимум. Парочка танцовщиков появляется только в фарандоле. До этого в кордебалете вокруг Жизели танцуют одни дамы. Чтобы уж "перекличка" со вторым дейстием в зеркальности была по максимуму. И танцуют они, надо сказать, почти безупречно.
В отличие от солистов. Нина Полякова, дебютировавшая в данной партии в начале этого блока, Жизель весьма условная. Если бывают Жизели без романтических пор-де-бра, с висящими плетьми руками, то тогда Полякова, конечно, тоже Жизель. А так - нет. Вдобавок у неё нет биссерных па-де-бурре, да и вообще нет железной техники. Что пагубно сказалось на знаменитой диагонали с разворотами Спесивцевой: в последней части балерина сошла с пальцев и прыгала на всей стопе. Она вообще обожает танцевать на всей стопе: в шене в сторону Альберта вдоль линии кордебалета - даже ни намёка на какие-то там полупальцы; в "вертушке" при превращении в Виллисy - железобетонно вертелсь на полной ступне. Очень, скажу я Вам, не элегантно и абсолютно не романтично. Но самое фатальное у данной Жизели было полное отсутствие того самого изгиба шеи в профиль, который делает из танцовщицы парящий дух. У Поляковой - прямая натянутая спина. Вот что значит танцевать не то, для чего балерина предназначена: Полякова обладает ярким драматическим талантом, у неё качественная Манон, Джульетта, она прекрасно танцует контемпорери. Но Жизель и Полякова - вещи несовместимые. И почему нельзя было поставить на трансляцию вместо заболевшей Яковлевой (лично для нас потеря вряд ли возместимая) Людмилу Коновалову, уму просто непостижимо. Сцену сумасшествия провела неплохо. Но это было ожидаемо.
В роли Альберта дебютировал Масайо Киото. Ему, конечно, не повезло вдвойне: вместо партнёрши, с которой готовил роль, срочная замена на практически дебютантку. Соответственно, химия между ними была равна нулю. Работали. Но поддержки все сделали. Правда, в па-де-де второго актa, где Альберт держит Жизель, стоящую на одной ноге перед разворотом, руки обоих дрожжали не на шутку. В результате, достоять не достояла, почти не упала, но развернулась-таки. А так - станцевал. Даже по русской традиции пропрыгал очень неплохие диагонали бризе к Мирте, а потом круг жете к Жизели. Вообще, у данного танцовщика настолько своеобразная техника, что я всегда боюсь, как бы у него при приземлениях не подкосились ноги.
Единственным из солистов в первом действии порадовал Илларион - Андрей Кайдановский. Прекрасная, щедрая актёрская игра. Правда, во втором действии ему явно не хватило достойного прыжка.
Госпожа Чернышёва приготовила, кроме урезанного кордебалета, ещё и ряд других сюрпризов. Вариация Альберта в первом действии идёт в расширенном западном варианте. Но вместо привычной второй части вариации с антраша и рон де жамбами ан лэр в данной редакции Альберт делает круг жете со связками (не помню конкретно, какими). Но самый большой сюрприз ожидал нас в крестьянском па-де-де: оно было поделено между двумя пейзанцами и Жизелью с Альбертом. Смотрелось это весьма забавно. А главное, непонятно - какой глубокий смысл заложен был в данном чередовании "составов".
Вообще, первое действие данной постановки лишено всяческих "природных" излишеств: корзин с виноградом никто не таскает, бочек с вином не возит, забитой дичью не кичится, ну и собак по сцене уж точно не выгуливает. Одни танцующие. При этом одетые в почти что национальные австрийские костюмы: пейзанки в нечто напоминающее "дирндль", а малочисленные их кавалеры - в типа как кожаные штаны на подтяжках. Вся гамма костюмов исключительно холодная. И когда появляется Батильда в аллом наряде, смотрится явление её зловеще эффектно.
Берта, кстати, ведёт свой рассказ перед группкой исключительно женского пола и делает это, двигаясь по сцене кругами.
А вот фарандола все круги утратила и танцуется исключительно "линеечно".
Второй акт сразил сразу и наповал появлением Мирты в лице, а вернее, фигуре Ребекки Хорнер. На сцене было существо, напоминавшее колосса в белом хитоне, которому для пущей нелепицы надели на голову венок. При этом существо это излучало тепло и человечность. Вот как можно так наплевать на все законы жанра и амплуа? Госпожа Хорнер хорошая танцовщица - в тех ролях, которые соответствуют её физике и духовности. И это, увы, не Мирта. При таком раскладе было уже неважно, что мирт - логично - и не подумал ломаться. С чего бы это в руках "доброй феи" вообще происходить каким бы то ни было жестоким вещам?
И опять - хвала кордебалету. Виллисы - и две, и все - были загробно воздушными. Можно сказать, спасли спектакль только они.
Да, печальный вышел, как говорится, опыт. Учитывая, что ещё накануне было ликование по поводу версии из Цюриха. Увы. И это сравнение только окончательно добило венский спектакль в моём восприятии.
Хотя надежду увидеть Жизелью Мария Яковлеву мы не теряем. Ну а Альберта, судя по всему, по-любому надо приглашать со стороны.
Фотографии- для впечатления от декораций и костюмов - из спектаклей с другими составaми.

http://se.uploads.ru/t/pRN62.jpg

Konovalova/Gabdulin

http://sd.uploads.ru/t/TlXZA.jpg

http://s4.uploads.ru/t/L2ZJD.jpg

Rebecca Horner

http://s5.uploads.ru/t/6oPZb.jpg

Polyakova/Cherevychko

http://s1.uploads.ru/t/iQI8p.jpg

http://sd.uploads.ru/t/KNHn8.jpg

Copyright: Wiener Staatsballett/Ashley Taylor