Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Балетные театры мира » Самарский академический театр оперы и балета


Самарский академический театр оперы и балета

Сообщений 1 страница 30 из 76

1

История Самарского академического театра оперы и балета
Краткий исторический обзор

Самарский академический театр оперы и балета – один из крупнейших российских музыкальных театров. Открытие театра состоялось 1 июня 1931 года оперой Мусоргского «Борис Годунов». У истоков его стояли выдающиеся российские музыканты – ученик Танеева и Римского-Корсакова, дирижер и композитор Антон Эйхенвальд, известный российский дирижер Исидор Зак, режиссер Большого театра Иосиф Лапицкий.

Вписали свои имена в историю театра такие мастера, как дирижеры Савелий Бергольц, Лев Оссовский, режиссер Борис Рябикин, певцы Александр Дольский, народный артист УССР Николай Полудённый, народный артист России Виктор Черноморцев, народная артистка РСФСР, будущая солистка Большого театра Наталья Шпиллер, Лариса Борейко и многие другие.

Балетную труппу возглавила солистка Мариинского театра, участница легендарных дягилевских сезонов в Париже Евгения Лопухова. Она открыла череду блестящих петербургских хореографов, в разные годы стоявших во главе нашего балета. Балетмейстерами Самарского театра были талантливый хореограф, ученица Агриппины Вагановой Наталья Данилова, легендарная петербургская балерина Алла Шелест, солист Мариинского театра Игорь Чернышёв, народный артист СССР Никита Долгушин.

Театр быстро набирает репертуар. В постановках 30-х годов – оперная и балетная классика: оперы Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Даргомыжского, Россини, Верди, Пуччини, балеты Чайковского, Минкуса, Адана.

Большое внимание, соответственно требованиям времени, театр уделяет и современному репертуару. В довоенный период впервые в стране были поставлены оперы «Степь» А. Эйхенвальда, «Таня» Г. Крейтнера, «Укрощение строптивой» В. Шебалина и др. Смелый творческий эксперимент, обращение к неизвестным или незаслуженно забытым шедеврам, присущ театру и в послевоенные годы. В его афишах – десятки названий, от классики XVIII в. («Медея» Керубини, «Тайный брак» Чимарозы) и мало исполняемых произведений русских композиторов XIX в. («Сервилия» Римского-Корсакова, «Чародейка» Чайковского, «Елка» Ребикова) до европейского авангарда ХХ в. («Карлик» фон Цемлинского, «Свадебка» Стравинского, «Арлекино» Бузони).

Особая страница в жизни театра – сотворчество с современными отечественными авторами. Нашей сцене доверяли свои произведения выдающиеся российские композиторы Сергей Слонимский и Андрей Эшпай, Тихон Хренников и Андрей Петров. Значительнейшим событием, далеко выходящим за пределы самарской культурной жизни, стала мировая премьера оперы Слонимского «Видения Иоанна Грозного», осуществленная великим музыкантом ХХ века Мстиславом Ростроповичем в содружестве с выдающимися мастерами сцены режиссером Робертом Стуруа и художником Георгием Алекси-Месхишвили.

Годы войны. Большой театр СССР В Куйбышеве

К началу Великой Отечественной войны культурная ситуация в городе резко меняется. В октябре 1941 года в Куйбышев («запасную столицу») эвакуируется Государственный Большой театр СССР. Художественная инициатива переходит к крупнейшим мастерам советской оперной и балетной сцены. За 1941 – 1943 гг. ГАБТ показал в Самаре 14 опер и балетов. На самарской сцене выступали всемирно известные певцы Иван Козловский, Максим Михайлов, Марк Рейзен, Валерия Барсова, Наталья Шпиллер, балерина Ольга Лепешинская, дирижировали С.А. Самосуд, Ю.Ф. Файер, А.Ш. Мелик-Пашаев.
До лета 1943 года жил и работал в Куйбышеве коллектив ГАБТ. В благодарность за помощь местных жителей в это трудное время, его артисты и после войны не раз приезжали на Волгу со своими новыми работами, а также с историческим репертуаром военного времени. В 2005 году, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, коллектив Большого театра России подарил самарским зрителям новую встречу со своим искусством. Гастрольные спектакли и концерты (балет Шостаковича «Светлый ручей», опера Мусоргского «Борис Годунов», великая Симфония Победы - Седьмая симфония Шостаковича, концерт духового оркестра и солистов оперы) прошли с триумфальным успехом.
Как отметил Генеральный директор Большого театра России А. Иксанов: «Для всего коллектива Большого театра эти гастроли – еще одна возможность выразить глубокую признательность жителям Самары за то, что в тяжелейшее военное время Большой театр обрел здесь второй дом».

«Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича на сцене самарского театра

Вершиной музыкальной жизни Самары ХХ века, поистине историческим событием стало исполнение на сцене Самарского оперного театра Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Великое произведение, отражающее трагические события военного времени, передающее все величие подвига советских воинов, было дописано композитором в декабре 1941 г. в эвакуации в Самаре и исполнено оркестром Большого театра под руководством Самуила Самосуда 5 марта 1942 г.

Присвоение почетного звания «академический» Куйбышевскому театру оперы и балета

В феврале 2012 года Самарский академический театр оперы и балета отмечает торжественную дату. 30 лет назад, 18 февраля 1982 года, после триумфальных гастролей в Москве, театру было присвоено почетное звание «академический».

В столицу возили 11 спектаклей. Перечень названий  способен вызвать восхищение у современного зрителя: «Макбет» Дж. Верди, «Мария Стюарт» С. Слонимского, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Ивайло» М. Големинова, «Гусарская баллада» и «Любовью за любовь» Т. Хренникова, «Помните!» и «Ангара» А. Эшпая, «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, «Щелкунчик» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. Два из этих спектаклей - «Мария Стюарт» и «Гусарская баллада» - по результатом гастролей были отмечены премией.

Самарский академический театр оперы и балета – театр третьего тысячелетия

Театр живет интенсивной жизнью. В афише появляются новые названия, певцы и танцовщики побеждают на престижных международных и всероссийских конкурсах, в труппу вливаются новые творческие силы.

Состав труппы

Коллектив театра может гордиться союзом талантливых, ярких творческих индивидуальностей. Заслуженный артист России Василий Святкин является солистом не только Самарского театра, но и Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова. В спектаклях Большого театра принимал участие Анатолий Невдах, с успехом выступает на сценах российских и зарубежных театров Андрей Антонов. Георгий Цветков является приглашенным солистом Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета: спектакли, в которых он принимает участие, номинированы на Национальную театральную премию «Золотая маска» ("Граф Ори" Дж.Россини - 8 номинаций). Татьяна Гайворонская в 2011 году брала мастер-класс у маэстро Алессандро Сваба (Италия).

Художественный уровень театра доказывается и наличием большого числа «титулованных» артистов: 5 народных артистов, 19 заслуженных артистов и деятелей искусств, 20 лауреатов международных и всероссийских конкурсов.

В 2008 году балетную труппу возглавил заслуженный артист России, лауреат Международных конкурсов балетмейстеров, лауреат премии Мориса Бежара, профессор, обладатель титула «Выдающийся деятель пермского балета XX столетия» в номинации «Танцовщик» Кирилл Шморгонер, долгое время украшавший балетную труппу Пермского театра. К. Шморгонер пригласил в театр большую группу своих учеников, выпускников одного из лучших учебных заведений страны – Пермского хореографического училища. Группа самарских танцовщиков успешно выступила на всероссийском фестивале «Дельфийские игры».

Успешно прошли гастроли балетной труппы в Европе.

С 2017 года балетную труппу возглавляет заслуженный артист Российской Федерации, педагог и балетмейстер-реставратор, лауреат премии журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Мэтр танца», лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», доцент кафедры хореографии и балетоведения МГАХ Юрий Бурлака.

Репертуарная политика театра

В начале 2000-х годов в театре прошло несколько премьер, получивших большой зрительский резонанс: были поставлены оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Мавра» Стравинского, «Служанка-госпожа» Перголези, «Евгений Онегин» Чайковского, «Риголетто» Верди, «Мадам Баттерфлай» Пуччини, хореографическая кантата «Свадебка» Стравинского, балет Гертеля «Тщетная предосторожность». Театр активно сотрудничает в этих постановках с московскими мастерами из Большого театра, Новой оперы, с другими театрами России.

Много внимания уделяется постановкам музыкальных сказок для детей. Артисты оперы и балета выступают и на концертной сцене.

Яркая страница в жизни театра – фестивали. В их числе ежегодный фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, международный фестиваль оперного искусства «Басы ХХI века», музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». Под разными названиями ежегодно проходит весенний оперный форум (в 2012 - Международный оперный фестиваль имени Ирины Архиповой, в 2013 - "Фестиваль оперного искусства «Два века с Верди»", в рамках которого состоялись гастроли Московского театра "Новая опера" им.Е.В.Колобова, была представлена премьера оперы "Трубадур", в 2014 - фестиваль оперного искусства "Лики любви", в 2015 - фестиваль "Песнь торжества", посвященный 70-й годовщине Великой Победы). Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест в 2003 году был удостоен Ордена «Екатерины Великой», а в 2011 году вошел в состав Ассоциации Европейских Фестивалей. Президент Ассоциации Дарко Брлек в 2012 году посетил один из спектаклей XII фестиваля классического балета им.А.Шелест. Благодаря фестивальным инициативам театра самарские зрители могут познакомиться с искусством десятков крупнейших мастеров отечественного и зарубежного оперного и балетного искусства.

Сегодня в репертуаре театра оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Травиата», «Риголетто» и «Аида» Дж. Верди, «Мадам Баттерфляй» и «Тоска» Дж. Пуччини,  «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича; оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, «Сильва» И. Кальмана, мировая премьера оперетты «Тарам-парам, ни-на, ни-на, или квартирный вопрос их испортил» на музыку Д. Шостаковича по мотивам оперетты «Москва, Черёмушки»; балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Серенада» П.И. Чайковского, «Баядерка», «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Эсмеральда» Ц. Пуни, «Анюта» на музыку В. Гаврилина, «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева, «Танго...Танго...Танго...» на музыку А. Пьяццоллы, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Шопениана» Ф. Шопена, «Павильон Армиды» Н. Черепнина, «Дама пик» А. Чайковского. Дабы вернуться к истокам на новом витке своего исторического развития, театр осуществил постановку оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».

87-й театральный сезон завершится премьерой оперы Ж. Бизе «Кармен» (режиссёр-постановщик - Георгий Исаакян, г. Москва, дирижёр-постановщик - Александр Анисимов, художник-постановщик - Елена Соловьёва).

На центральной площади города возвышается массивное серое здание – по отзывам искусствоведов, «грандиозный памятник позднего «пилонадного стиля», к которому добавлена брутальная классика», «яркий пример архитектуры 30-х годов». Авторы проекта - ленинградские архитекторы Н.А. Троцкий и Н.Д. Каценеленбоген, в 1935 году выигравшие конкурс на создание Дворца культуры. Театр размещался в центральной части здания. В левом крыле некоторое время находилась областная библиотека, в правом крыле - спортивная школа и художественный музей.

В 2006 году началась реконструкция здания театра, потребовавшая выселения спортшколы и музея. К 2010 году, юбилейному сезону театра, реконструкция завершилась.

http://www.opera-samara.net/o_teatre/

0

2

"Лебединое озеро." 15. 12. 2018

0

3

26 декабря состоялась презентация книги "Либретто балетов Мариуса Петипа". О книге рассказал один из составителей, главный балетмейстер САТОБ, Юрий Петрович Бурлака. Предлагаю основную часть презентации.

+1

4

15 и 16 февраля на сцене САТОБ состоится мировая премьера балета "Три маски короля". А на 15 февраля в главной партии объявлен Владимир Шкляров. Чуть подробнее с фото здесь.

Отредактировано Andreas (11-01-2019 19:29:22)

0

5

Спасибо,  дорогой Andreas,  что держите нас в курсе. Надеемся на видео  :flag:
Но вообще, прямо какая-то "корольмания": "Дивертисмент короля", "Приказ короля", теперь вот "Маски".

0

6

К предстоящей премьере Масок

+3

7

Спящая красавица 27 04 2018 САТОБ

+1

8

Самарский театр привёз на "Маску" "Эсмеральду" - второй заход Юрия Бурлака на реконструкцию данного балета. На этот раз не с Василием Медведевым, а с Андреем Галкиным.

La Esmeralda(1) Xenia Ovchinnikova,Sergey Gagen Samara Ballet

+2

9

С согласия автора даю ссылку на рецензию Анны Гурской на масочный спектакль "Эсмеральда".
Поэтично и по делу.

https://www.facebook.com/permalink.php? … __tn__=K-R

0

10

На сцене МТ-2 два вечера шел новый балет Ю. Смекалова "Три маски  Короля", балет- притча, балет -загадка. Композитор М.Крылов. Видела следующий состав: С. Гаген, М.Накадзима, У.Шибанова. Не смотря на мое тяжелое восприятие современных опусов, балет понравился, поймала себя на мысли, можно посмотреть еще, может благодаря Смекалову, который балансирует на грани, может благодаря нестандартному сюжету, сохраняющему интригу до последней ноты. Труппа танцевала на разрыв, зрителя полонила, зал просто ревел.

0

11

К предстоящему юбилею Владимира Васильева Самарский театр показал его Анюту. Этот спектакль идёт на нашей сцене с неизменным успехом.

Отредактировано Andreas (18-03-2020 19:50:06)

+3

12

Ещё один фрагмент, который перекликается с предыдущим.

+3

13

Спасибо, дорогой Andreas, за возможность увидеть такое замечательное, проникновенное исполнение отрывков шедевра Владимира Васильева.
Приятно сознавать, что балет жив, несмотря на то, что БТ с ним распрощался.
Но, слава богу, умеют в России танцевать не только в БТ.
И чтить Васильева тоже умеют.

0

14

Спасибо за тёплые слова.  :flag: Наши артисты очень любят этот спектакль! А вот тарантелла:

+3

15

Отлично!
А какая "Цыганочка" томная и партнёр в ней - сама пируэтова элегантность.
Держите нас, пожалуйста в курсе событий в Вашем театре.
Он того заслуживает :flag:

0

16

Вот и наш театр настиг карантин. Закрыли до середины апреля.  o.O  Надеюсь это быстро закончится. А пока хочу показать кусочки премьеры этого сезона - Бахчисарайский фонтан. Раньше он у нас шёл, а в этот раз его поставила Дарья Павленко из Мариинки. И получился, не побоюсь этого слова, шедевр! Сначала покажу сцену гарема, одна из самых моих любимых.

+3

17

Как интересно!
Павленко активно работает и как хореограф-постановщик.
А кто так замечательно танцует с колокольчиками?

0

18

Танцует с колокольчиками - Виктория Никитина. Это был её дебют.
Вот следующий отрывок. Зарема и вторая жена.

+3

19

Ещё несколько фрагментов.
Мария и Гирей. Элегия Марии.

Мария и Зарема

И ещё нравятся романсы в этом балете. Один вначале, сразу после увертюры, и в конце:

+3

20

Огромное спасибо, дорогой Andreas!

Замечательная у нас ветка ожила.
Какие же в Вашем театре примы-солистки: и линии, и прыжок, и музыкальность. Браво.
А какую роль теперь играет в театре Юрий Бурлака? Он ведь с этого года ещё и худрук в академии Бориса Эйфмана.

0

21

Он сейчас Главный приглашенный балетмейстер. Кстати, в декабре поставил балет "Наяда и рыбак". Прекрасный балет. Наверное тоже выложу фрагменты с него.

+2

22

Andreas написал(а):

"Наяда и рыбак". Прекрасный балет. Наверное тоже выложу фрагменты с него

Ждем с нетерпением! :flag:

0

23

Вот первый фрагмент Наяды. (Прошу прощения за не очень хорошее качество).

0

24

Вот второй фрагмент. Кстати, в этом балете преобладает французская школа (насколько я понял, поправьте если не прав), непривычная для нашей труппы.

0

25

Третий фрагмент Наяды.

+1

26

Четвёртый, последний, фрагмент.

+1

27

Вот спасибо!
Какое же очарование!
И очень качественная работа Бурлака.
Особенно приятно на это смотреть после последнего интервью Цискаридзе, который добрался уже и до Бурлака, аттестовав его "Подводному царству" полную несмотрибельность.
И это после того, как сам он стащил вот эту "Наяду и рыбака" у Гусева и выдал за свою.

Andreas написал(а):

Кстати, в этом балете преобладает французская школа (насколько я понял, поправьте если не прав), непривычная для нашей труппы.

Да, там много работы стоп, которую у нас не особо любят.
Правда, французская она или датская...
Судя по всему, и в России так танцевали когда-то.
Многое, кстати, напоминает "Жизель". (второй фрагмент)

0

28

PRIVET написал(а):

Цискаридзе, который добрался уже и до Бурлака, аттестовав его "Подводному царству" полную несмотрибельность.

Так Цискаридзе же сам пригласил Бурлаку! Мог повлиять на его работу, если ему в процессе что-то не нравилось. И у них, похоже, были хорошие отношения. Видно, что-то между произошло, раз он Бурлаку поливает.

0

29

Я что-то не помню, что в оригинальной версии Бахчисарайского фонтана были эти романсы. Смотрела несколько лет назад с Заремой-Павленко.
Возможно, это её идея.

0

30

Prima написал(а):

Я что-то не помню, что в оригинальной версии Бахчисарайского фонтана были эти романсы.

Там без голоса эта сцена идёт.
Но так значительно сильнее.
Если это идея Павленко, то она большая умница.

Prima написал(а):

Видно, что-то между произошло, раз он Бурлаку поливает.

Конечно, произошло.
Бурлака же теперь возглавляет конкурирующее учреждение.
Удивительная мелочность, однако, со стороны господина ректора.

+2


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Балетные театры мира » Самарский академический театр оперы и балета