23.12. посмотрела Щелкунчик Ю.Бурлаки в Самаре. После новосибирского спектакля, это, пожалуй, самый красивый, который сейчас идет в России, тем более новосибирский Кехман уничтожил. Если сравнивать с берлинской версией, это не копия, есть расхождение в некоторых моментах, хореография, костюмы. Смотрела и вспоминала Вайнонена, думаю, когда он создавал своего Щелкунчика, вокруг были люди, участвующие в Щелкунчиках Императорских театров. Интересный пролог, бедные дети смотрят в огромное окно, что происходит в доме Зильбергауса, мимо проходят гости, мальчики просят милостыню, кому- то достаются леденцы, а кто-то ворует у зазевавшегося слуги подарки, только один не отходит от окна, Клара дарит ему фигурку ангела, а появившийся Дроссельмейер превращает его в куклу - Щелкунчик и уносит с собой. Приведу состав действующих лиц : Клара, Фея Драже / Принц Оршад /Дроссельмейер /Клара-ребёнок /Фриц /Президент Зильбергаус / Госпожа Зильбергаус / Бабушка/ Дедушка/ Коломбина и Арлекин/ Рекрут и Маркитантка / Ирландец / Марианна, няня Клары и Фрица/ Король мышей/ Кукла Щелкунчик / Зайчик-барабанщик/ Королева Конфитюренбурга. Дедушке досталась небольшая, но целая роль с юмором. Танцы кукол в 1 акте : дуэты Коломбина и Арлекин, Рекрут и Маркитантка и соло Ирландец. Мыши появляются эффектно, из люков сцены. В сражении с мышами Короля убивает не Клара туфелькой, а закалывает шпагой Щелкунчик, зато она классно таскает его за хвост. Прекрасно смотрятся декорации зимнего леса, Клара с Принцем необычно долго танцуют вместе с снежинками, они в центре вальса. Хор на сцене, в костюмах ангелов, первый ряд с горящими свечами. Дроссельмейер увозит Клару и Принца на ладье в Конфитюренбург, на протяжении всего спектакля именно он создают интригу. У второго акта свой маленький пролог, если в берлинской версии на фоне звездного неба были ангелы, то в Самаре на фоне голубого неба феи Конфитюренбурга, необыкновенные костюмы и головные уборы, как отдельные произведения искусства. Вспоминаю, что на одной из выставок в театральном музее Петербурга, посвященной М.Петипа видела эскизы таких костюмов. Декорации Конфитюренбурга потрясающие. Танцы второго акта отличаются от берлинской версии, испанский танцуют три пары; восточный полностью другой, начало интересное, представьте большой ковер, его выносят вертикально, а на верхней его кромке лежит как будто в воздухе солистка. Если в Берлине, главное действующее лицо в восточном- мужчина, то в Самаре дуэт, в котором центр – женщина. В русском другие костюмы, без изменения только французский, правда, костюм у солистки другой. Вальс цветов поражает сочетанием цветов в костюмах, может я не смогла разглядеть на видео, тончайшие салатовые и золотые нити придают изысканность. Хореография Принца Оршада и Феи Драже совершенно другая, непривычная. В эпилоге на улице бывший бедняк превратился в бравого офицера случайно столкнулся с Кларой, повзрослевшей , он отдает ей ангела и взявшись за руки через зал уходят в будущее.