Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



"La Bayadere", chor. Ratmansky, Salenko, Godunova, Simkin

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Подробный рассказ с закрытыми видео следует в ближайшие дни

https://www.youtube.com/watch?v=MCPrzFv … e=youtu.be

+3

2

Дорога в Берлин была долгой.
Собственно говоря, просмотр очередной поделки господина Ратманского должен был состояться ещё в минувшем феврале.
Но сила гравитации прикаминного пространства в то гнетущее время года оказалась несоразмерима даже с балетоманскими обязанностями и посему сгорели наши денежки и за гостиницу, и за относительно дорогой билет в партер Берлинской государственный оперы - не нашлось среди прихожан данного храма желающих купить его даже по дешёвке.
С тех пор много воды утекло: и бабье лето наступило, и успела родить второго сына, восстановиться и войти в форму замечательная Яна Саленко...
Ну, а мы пошли co второй попытки нa взятиe вершин Гималаев в центре Берлина.
На сей раз высота была взята.
И есть, чем поделиться с заинтересованной публикой.

В Берлинской опере на Унтер-ден-Линден нам пришлось быть впервые.
Это весьма элегантное, но ещё более демократичное заведение: даже на фоне сегодняшних свободных вкусов по выбору одежды для посещeния культурных мероприятий нам редко приходилось видеть столь расслабленно одетую публику. Зашедшую, видимо, в субботу вечером "на огонёк" в балет, пробегая мимо по каким-то обыденным делам. Где уж тут быть блеску мюнхенской буржуазии.
Прозвенел третий звонок. И произошло настоящее чудо: появился дирижёр, получил свою долю приветственных аплодисментов, взмахнул палачкой и ... заиграл оркестр - Государственная капелла Берлина - увертюру господина Минкуса к балету "Баядерка".
Народ, нас не призывали выключать мобильники, не грозили строжайшими запретами на аудио и видио съёмку!
С нами обошлись по-старинноми достойно.
Ах, как же это было приятно - не пребывать в роли нерадивого шкодника в храме искусств!
И никакие экраны айфонов-смартфоном при этом не светились, и никакие тюны Моцарта-Аббы из мобильников не раздавались.
Всё, как в старом добром театре.

И на сцене тоже.
Поскольку там разворачивалось действо под названием "реконструкция балета "Баядерка" господина Мариуса Петипа господином Алексеем Ратманским".
И это означало, что вместо танцев все разговаривали исключительно жестами: и Солор с друзьями - он появился на сцене в результате лёгкой пробежки, а не в "примитивном" сегодняшнем жете, и, конечно, Брамин.
Правда, слегка подвигались в туфлях на каблучках храмовые танцовщицы; припадаы на одну ножку в незамысловатых хороводах и невысоко поднимая при этом ручки. Да Махдаваджа со товарищи сделали несколько перелётов вокруг священного огня.
А потом появилась Никия в знакомой нам выходной вариации. (ЮТ счёл, что последняа часть музыкального отрывка имеет особого владельца, и решил его заблокировать).

На этом танцы на выходе закончились.
Брамин объясняется в любви, Никия, как принято, рассказывает, что служит лишь высшим силам. Всё, как всегда, только пантомима более "словообильна".
Никия играет в окне на ситаре, Солор слушает. Не сбоку в окне, как в реконструкции Вихарева, а наверху, как в "Ромео и Джульетте".

Вместо выходного дуэта Никии и Солора, до боли приникшего в плоть и кровь балeтоманов, имело место быть вот такое действо

Брамин всё видел. И, как водится, клянётся отомстить.

Картина 2.
Далее действие развивается во дворце Раджи, который решил поженить Солора и Гамзатти.
Здесь из танцев только Джампе, вестимо.
Остальные все ходят и жестикулируют: и Солор, который играет в шахматы с друзьями и Раджой, и Брамин, который пришёл наябедничать на Солора с Никией, и Раджа, порешивший Никию порешить, и Гамзатти, которая всё подслушала...
Очень "новаторски" воспринимает Солор известие о необходимости своей женитьбы на Гамзатти: он обращается к другу своему, Таларагве, который в данном спектакле был выше его ростом, и спрашивает его отчаянными жестами, что же теперь делать? Вот влип, так влип - жестикулирует "отважный воин" в полной своей инфантильности, граничащей со слабоумием, а друг ему жестами что-то там советует.
Затем Гамзатти призывает Никию на знаменитую разборку. Обе в туфлях на каблуках и, конечно, разбираются без танцев. Гамзатти в платье в пол, Никия в шараварах и укутана в шаль. Сцена известная, без особого реконструкторского новаторства.

Картина 3.
Праздник во дворце Брамина.
Начинается торжественный выход и дивертисмент.
Сначала проходят несколько непонятно кого в шагах, в которых потом выйдут танцовщики индусского танца - с поднятиями ног и рук в "индусских" движениях, к которым мы привыкли.
Потом приносят Раджу, потом пропрыгивают в подскоках "суровые" воины, опять пpоходят начальные неизвестные кто, выносят также нa носилках Гамзатти, девушки проходят с веерами, приезжает Солор на слоне, тигра висячeго вниз головой проносят ..
Ну, в общем, ясно. Хотя за последовательность, кроме впeчатливших нас непонятно кого (может, конечно, это были не покрашеные арапчата), я не ручаюсь.
В результате Раджа c Гамзатти и Солором сидят где-то у задника и их почти не видно, а на сцене, наконец, начинаются пляски.
При этом девушки и "суровые" воины водят такие вот хороводы под неизвестные нам доселе напевы

Странно, однако, представлял себе господин Петипа, по мнению господина Ратманского, тяжёлую поступь стражи великого Раджи.
Ну да ладно, затанцевал народ на сцене, и славненько.
Бледнотелые арапчата-детки тоже что-то там нестройно изобратили.
Девушки с попугайчиками.
Индусский танец с Махдаваджей с барабаном - известный нам вариант с небольшими отконениями по группировкам и с утрированием индусских позировок. Очень неплохо.
Танец с кувшином на голове. Не с девочками, а со взрослыми танцовщицами. Несущая кувшин постоянно его страховала одной рукой, боясь уронить. Но ничего, станцевали.
Чeтвёрка балерин. Как-то неприметно что-то тоже танцевали.
Всё это время на заднем плане, где выстраивались частично оттанцевавшие с опахалами и ещё чем-то, носили и ставили табуретки, на которых частично кто-то потом стоял. А частично они так и остались стоять сами по себе. В чём глубокий смысл сего, нами осталось не постигнутым.
Тем временем приближалось время шлягера под названием "Монолог Никии". Для данного события табуретки принеcли и поставили с левой стороны сцены, а Раджа, Гамзатти и Солор перешли туда и сели.
И вот появилась Никия с ситаром.

Как мы видим, инструмент здесь исключительно по принципу "чтобы былО", потому что музыкально ни одно касание до струн не соответствует звучанию инструментов в оркестре. И танцевать, на наш взгляд, инструмент мешает.
Впрочем, это не мешает Никии умереть, не приняв антидот от Брамина, поскольку Солор в это время хоть и с явным отвращением, но держит за руки Гамзатти, а Раджа, преграждает несчастной доступ к любимому.
После чего Солор бросается на труп Никии в рыданиях аки Альберт, а занавес опускается.

Второй акт начинается со страданий Солора в его комнате.
Махдаваджа пытается его отвлечь, для чего приглашает заклинателя змей с торбочкой, в которой, видимо, кобра.
Кобра, заклинатель и дудочка работают под неизвестную нам мелодию, но безуспешно. Тогда Махдаваджа сам пускается в танцы.

Но и это не помагает.
Тут развлекать Солора появляется Гамзатти и тоже пускается в незатейливый пляс под незатейливый мотив. Чем только вызывает ещё большее отвращение Солора, которому грезится Никия.

Расстроенная Гамзатти удаляется, а расстроенный Солор затягивается из кальяна, в результате чего возникает следующая картина.

Выход теней.
Тени идут с тёмных Гималайских гор (видно на видео с поклонов). Но для ещё большей темноты идут они нe на просто тёмную сцену, а за тёмным прозрачным занавесом, который поднимают лишь по прибытии на сцену последней тени.
Конечно, снимать из партера выход теней, занятиe бесполезное: и сам ничего не увидишь, и другим ничего не покажешь.
Но мы всё же кусочек отсняли, дабы можно было составить представление о реконструкторском новаторстве господина Ратманского: идут в спешном порядке, подрыгивая ножкой при переходе в аттитюд, как молодые лошадки.

Адажио Солора и Никии было практически сохранено в известном виде, во всяком случае на первый взгляд разительные отличия от того, что любимо многими поколениями ценителей, установить трудно.

Что касается трёх теней, то им повезло меньше.
Мы их, к сожалению, не засняли, поскольку при первом просмотре вообще сложно понять, что надо снимать.
Но вариации изменены сильно. Чего, к примеру, не сделал вообще Вихарев.
Так, "проскок" первой тени на одной ноге через всю сцену разбит на пять частей: проскок, пируэты (если не ошибаюсь), проскок, пируэты, шене на полупальцах. Как-то так.
Вместо высоких релеве - подъёмы ноги к щиколотке или середине икры и третьей тени. Вместо выходов в пятую - выходы в никуда. Все акценты смещены.
Я уж не знаю, у кого отказал слух - у Петипа или у Ратманского.

Но возвращаясь к Никии и Солору, которые среди теней танцевали так

А Никия без Солора танцевала с шарфом - видимо, сама с собой вела беседу - так:

Ну и завершилось всё это роскошество наконец затанцевавшего балета так:

Здесь, как мы видим, господина Ратманского понесло, и он поставил Солору, до того не танцевавшему соответственно узусу времён Петипа, вариацию, которую и в наше-то время мало кто станцует. О достоинствах сего творения каждый может судить для себя сам.
Ну а Никия получила так любимые господином хореографом эшапе, которыми до этого он одарил в своих реконструкциях и Аврору, и Одетту-Одилию.

После этого "гран финале" Солор проснулся, дабы осознать всю отчаянность своего положения. Занавес для подготовки свадебного торжества.

Торжество началось с розового танца детей с гирляндами.
Странный это был, скажу я вам, танец. Потому что музыка играла, а дети представляли живые картины. Ну, тогда это было модно. Но странно смотрелось. Особенно, когда картины эти иногда оживали, но в слышимом разнoбое с музыкой.
Впрочем, они потом тоже затанцевали - нескoлько незамысловатых комбинаций всё с теми же незамысловатыми движениями.

Неожиданно в кругу танцующих с розовыми гирляндами Солору видится Никия, которая крутится в арабеске, как в сцене с шарфом.

Ну и, наконец, начинается гран па. Собственно, большой па д´аксьон. Потому что там танцует ещё и тот самый друг Солора, и четыре солистки.
Выводит Никию на гран па не Cолор, а друг. Аки Бено в ЛО.
А в конце адажио Солор поднимает Гамзатти, а друг сзади Никию.
Никия, конечно, постоянно мешается между Солором и Гамзатти.
Солистки танцуют очень странные вещи: музыкальные фразы изменяются и развиваются, а они повторяют совершенно одинаковый для всех набор движений.
Странным был, однако, великий Петипа (в интерпретации Ратманского).

Солор танцует навороченную вариацию, поставленную Ратманским на музыку из "Папильона"

И, наконец, Гамзатти в свой звёздный час превращается в Повелительницу из ДК

После уже упомянутой коды терпение Раджи, наблюдающего, как Солора постоянно куда-то уносит (он-то Никию, по идее, не видит) лопается и он требует, наконец, повенчать Гамзатти и, когда Брамин соединяет руки брачующихся, идёт мультимедийная картинка разрушающегося храма. Все бегают и падают.
Картинка уходит.
Из задника появляется Никия. Отыскивает Солора. Пробуждает, как Жизель Альберта, и он застывaет у её ног, воздев к ней руки.
Конец реставрации.

Браво оркестру.
Браво госпоже Саленко и госпоже Годуновой.
Хотелось бы сказать "браво" и Солору...
Но господин Симкин был настолько нелепо комичен в своём жёлтом плюшевом костюме, самый маленький среди мужской составляющей данного действа, что как-то это "браво" получается совсем тоненьким. Хотя становится понятным, почему его сердцу так дорог герой одной известной детской сказки.

И в заключении по "продукту" господина Ратманского:

если ранние реконструкции господина Вихарева показали величие господина Петипа, то реконструкции господина Ратманского, и, в первую очередь, "Баядерка", дали возможность увидеть всю устарелость, немузыкальность того, что Ратманский называет "первоисточником". И усомниться в гениальности нашего идола.
Печальный, однако, итог. :dontknow:

+4

3

Спасибо за впечатления, дорогая PRIVET! Очень-очень интересно. Не люблю судить о спектакле по отрывкам, но, честно говоря, то, что увидела, мне категорически не понравилось. И почему-то кажется, что Мариусу Ивановичу тоже бы не понравилось. Поскольку "в гениальности нашего идола" я как-то не сомневаюсь. Впрочем, девочки, на мой вкус, были хороши. Я бы их в какой-нибудь другой, не реконструированной, версии посмотрела.

0

4

Спасибо уважаемая Privet за описания и видео! Я тоже стараюсь не судить по отрывкам видео, но судя по ним получилось что-то не то. Не покидало ощущения какой-то поделки. Хотя к артисткам никаких претензий.

0

5

PRIVET, спасибо за видео и рассказ.
У меня вопрос по вариациям теней. Несколько лет назад их ставил по нотации Фаллингтон, которого в принципе не возможно заподозрить в досочинении чего-то от себя. Как вариации из спектакля Ратманского соотносятся в вариациями, реконструированными Фаллингтоном?

PRIVET написал(а):

И, наконец, Гамзатти в свой звёздный час превращается в Повелительницу из ДК

Нет, Гамзатти была первой. Это вариация из "Весталки", перенесенная в "Баядерку", а уже после попавшая в ДК.

0

6

Amaliris написал(а):

Как вариации из спектакля Ратманского соотносятся в вариациями, реконструированными Фаллингтоном?

На первый взгляд, как небо и земля: вариации Фаллингтона отличаются абсолютной музыкальностью и текучестью, вариации Ратманского - странными синкопами и разрывами.
Но это, понятно, общее впечатление, да ещё и не профессионала, да ещё после одного просмотра.
По уже описанной заключительной части первой вариации могу смело утверждать, что последнее шене было на полупальцах, а не на пальцах, как у Фаллингтона, а вот чем прерывалась диагональ проскоков, увы, не помню: то ли вращениями, то ли шажками, как у Фаллингтона, но, кажется, не в обратную сторону, а всё же вперёд.
Ну и везде - низкие поднятия ног, вместо релеве - ку де пье, чем, как известно, господин реставратор особо  горд.
Ещё - пор де бра под старину. Несчастные тени в ансамблевом танце очень этими пор де бра были озабочены. Получилось, конечно, весьма в разнобой, поскольку обучены они им изначально не были и кому-то далось лучше, кому-то хуже. Но было очень заметно, как они стараются держать руки для них по-новому.

К спектаклю имеется программка аж за 8 евро.
Там длинное интервью Ратманского, Вам, вероятно, известное.
Где он много всего противоречивого наутверждал.
И ещё там статья Сергея Конаева - об источниках вдохновения Петипа.
Так вот, Ратманский рассказывает, как прекрасно ему работалось с нотациями Сергеева, а Конаев - о нотациях Горского, с которыми так повезло Ратманскому.
В моей голове теперь сумбур.

Ещё имеется интервью с автором музыкальной аранжировки.
Ему я потом отдельный пост посвящу.

Спасибо за уточнение исторического порядка "кочевания" вариации Гамзатти.
Но с точки зрения современного зрителя всё же порядок получается обратный.
Наверное, надо считаться и со зрительской перспективой.
Впрочем, это мелочи на общем фоне.

0

7

Спасибо за ответ. Нет, интервью Ратманского мне неизвестно.

PRIVET написал(а):

Но с точки зрения современного зрителя всё же порядок получается обратный.
Наверное, надо считаться и со зрительской перспективой.

Я тоже не совсем понял логику этого решения. Ладно бы в нотации была другая хореография.

И еще один вопрос. Я правильно понял, что в Па д'аксьон выходит друг Солора (персонаж балета, уже действовавший на сцене), а не солист, занятый только в этом номере?

0

8

Amaliris написал(а):

Я правильно понял, что в Па д'аксьон выходит друг Солора (персонаж балета, уже действовавший на сцене), а не солист, занятый только в этом номере?

Да.

+1

9

Нашёлся описанный выше отрывок появления Никии среди "розовых" девочек

0

10

Спасибо, дорогой Privet.
Мне тоже понравились девочки, Саленко просто класс!
Ратманский поставил не усечёнку, и это ему в плюс.
А мальчика он добавил, видимо, чтобы Гамзатти, пока Солор за Никией бегает, было бы с кем танцевать. Хотя Цискаридзе рассказывал, что с Гамзатти танцевал мальчик, а Солор просто сидел.
Зря он какие-то вещи, так сказать, "приблизил" к оригиналу. Конечно, сейчас это уже устарело.
Хотелось бы мне знать, почему свою вариацию Солор исполняет под непривычную, некрасивую музыку? Зачем Ратманский заменил? Для выпендрёжа? (Видео 724456244693643).

0

11

Prima написал(а):

Ратманский поставил не усечёнку, и это ему в плюс.

Он заявил "реконструкцию", поэтому он не мог ставить "усечёнку".

Prima написал(а):

А мальчика он добавил, видимо, чтобы Гамзатти, пока Солор за Никией бегает, было бы с кем танцевать. Хотя Цискаридзе рассказывал, что с Гамзатти танцевал мальчик, а Солор просто сидел.

Это была обычная практика: премьеры выступали до самых седых волос и были "подставками" для балерин.
Если надо было танцевать, то танцевали молодые начинающие артисты. Нижинский, к примеру, тоже так начинал.

Prima написал(а):

Хотелось бы мне знать, почему свою вариацию Солор исполняет под непривычную, некрасивую музыку? Зачем Ратманский заменил? Для выпендрёжа?

Насчёт музыки из "Бабочки" он где-то говорил, почему именно она. Надо посмотреть его интервью.
Но дело даже не в музыке. Дело, думаю, в том, что не очень он, мягко говоря, умный человек. Потому что если ты уже взялся "реконструировать", несмотря на потери, до самого горького конца, т.е. два акта сплошной пантомимы, то с какого перепугу забабахивать вариации, стилистически и технически вообще не имеющие ничего общего с реконструируемой эпохой? Ты уж выбирай: или реконструируй, да ещё и заставляй артистов танцевать в старой технике, что само по себе есть вызов и им, и публике (да ещё и непонятно, насколько это действительно та самая техника, а не твоё о ней представление), или ставь свои собственные фантазии на тему.
Мне представляется, что господину Ратманского отказывает и ум, и вкус.
Зато не отказывает умение использовать в своих целях политическую конъюнктуру.

0

12

В программу был вложен листочек с фото дивертисмента и выхода теней

http://sg.uploads.ru/t/IWSbG.jpg
http://sg.uploads.ru/t/ETFde.jpg

0

13

О музыке

Она звучала, как уже упоминалось, в исполнении Государственной капеллы Берлина под руководством молодого пианиста и дирижера Викторьена Ваноостена.

Одним из авторов аранжировки является Ларс Пайн (Lars Payne), который и рассказывает о своей работой над музыкальным текстом для данной реконструкции в опубликованной в программке статье.

Пайн сотрудничал с Ратманским и при реконструкции СК, и при реконструкции ЛО.

О своём творческом методе он рассказывает следующее:

для специалиста по балетной музыке важно составить представление о первоисточниках: к примеру, театр, в котором состоялась премьера, может располагать старой партитурой. Но последняя может содержать исправления последующих дирижёров, дополнения более позднего периода от различных композиторов, фрагменты, включенные по желанию хореографа.
Поэтому логичнее основываться на оригинальных манускриптах композиторов, даже если они неполные, хранятся в архивах музеев в силу своей фрагильности.

До того, как Пайн получил приглашение из Берлина сделать партитуру для реконструкции "Баядерки", он уже много лет работал над реконструкцией её музыкального текста и хотел его реставрировать на основе существующих оригинальных элементов партитуры Людвига Минкуса, хранящихся в Петербурге. Он работал с традиционной трёхактовой версией Чабукиани-Пономарёва. При работе с соответствующей компьютерной программой по восстановлению оригинала партитуры встал вопрос о восстановлении утраченного четвёртого акта и сборе необходимого для этого материала из исторических источников. И тут подоспел запрос из Берлина.

Так началась дорога к аутентичной партитуре (по мнению господина Пайна).
Мариинский театр очень строго защищает свои архивы (это такое политкорректное выражение о том, что они ему ничего не дали), но имелась возможность использовать старинный манускрипт, отрывок из репетитора (для двух скрипок, обычная практика для балетных репетиций до того, как их стали сопровождать пианисты) из собрания Сергеева, далее фортепианный отрывок, возникший до 1900 года, находившийся в библиотеке РОХ в Лондоне, оркестровые голоса из собрания Анны Павловой, а также различные фрагменты из ранних постановок (что это и откуда нам осталось неясно).

Иногда возникала необходимость по-новому скомпоновать материал и закрыть пробелы в исходном проекте реставратора, чтобы обеспечить господину Ратманскому наибольшую возможность выбора музыки для его реконструкции. При этом речь могла идти об одном единственном, почти неслышном такте, изменении мелодического или гармонического ритма, как выбор арфовой каденции, к примеру, или же окончании соло-вариаций, повторении фраз, которые изменяли структуру номера. И далее до создания заново оркестрованной музыки для сцены землетрясения.

Там, где было необходимо, господин Пайн просил музыкального директора Английского Национального балета Гэвина Сазерленда (Gavin Sutherland) заново реконструировать и оркестровать отдельные пассажи, имевшиеся в виде скрипичной или фортепианной версии. При этом задача состояла в том, чтобы с большой преданностью и любовью воспроизвести звучание Людвига Минкуса 1900 года.

Вот так они создали то, что считают аутентичным Минкусом.
Кто знает, кто знает ...
Много там было того, что для нашего уха непривычно.

+1

14

Amaliris написал(а):

PRIVET, спасибо за видео и рассказ.
У меня вопрос по вариациям теней. Несколько лет назад их ставил по нотации Фаллингтон, которого в принципе не возможно заподозрить в досочинении чего-то от себя. Как вариации из спектакля Ратманского соотносятся в вариациями, реконструированными Фаллингтоном?

Наглядный ответ на этот вопрос

0

15

PRIVET написал(а):

Наглядный ответ на этот вопрос

О как, однако, оперативненько сработали они там в Гос. балете Берлина - блоканули видео с тремя тенями, даже тени не оставили.
Впрочем, то, что было написано в моём ответе на вопрос Amaliris, полностью совпало с тем, что оказалось при ближайшем рассмотрении.
Ну, а кому всё-таки захочется увидеть видео - обращайтесь.  :flag:

0

16

Дорогой Privet, речь идёт только о вариацих теней? А шаг теней? То, что там были прыжки, мы увидели в хронике. Если бы Ратманский ввёл прыжки, вопросов бы не было. А он зачем-то ввёл движение ножкой, как будто, простите, курочка лапой что-то засыпает. Все, наверное, видели, как это делает курочка. Или лошадка ножкой шаркает...
Откуда он это взял? Не думаю, что это Фаллингтон.
А удалённый фрагмент, наверное, можно посмотреть в Баядерке с Семионовой? На какой, примерно, минуте?

Отредактировано Prima (01-07-2021 21:11:31)

0

17

Prima написал(а):

Дорогой Privet, речь идёт только о вариацих теней?

Да, дорогая Prima, именно о них.
Там было сравнение Фаллингтона и Ратманского.
В принципе, как описано в посте.

PRIVET написал(а):

На первый взгляд, как небо и земля: вариации Фаллингтона отличаются абсолютной музыкальностью и текучестью, вариации Ратманского - странными синкопами и разрывами.
Но это, понятно, общее впечатление, да ещё и не профессионала, да ещё после одного просмотра.
По уже описанной заключительной части первой вариации могу смело утверждать, что последнее шене было на полупальцах, а не на пальцах, как у Фаллингтона, а вот чем прерывалась диагональ проскоков, увы, не помню: то ли вращениями, то ли шажками, как у Фаллингтона, но, кажется, не в обратную сторону, а всё же вперёд.
Ну и везде - низкие поднятия ног, вместо релеве - ку де пье, чем, как известно, господин реставратор особо  горд.
Ещё - пор де бра под старину. Несчастные тени в ансамблевом танце очень этими пор де бра были озабочены. Получилось, конечно, весьма в разнобой, поскольку обучены они им изначально не были и кому-то далось лучше, кому-то хуже. Но было очень заметно, как они стараются держать руки для них по-новому.

Если хотите, я могу прислать Вам на почту. :flag:

0

18

Спасибо большое за интересный рассказ о спектакле!

0