"Спящая красавица" 01.03.2014 в Венской государственной опере.
"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", - подумали Komma и Elizaveta. И, видимо, поэтому не спешат делиться с нами впечатлениями от балета, которому так радовались в теме "Скоро балет".
"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", - подумал privet, которого на данном спектакле обуяла такая жадность до съёмок от безнаказанности, царящей у благодушных австрийцев, что результаты данной деятельности второй день качаются на тюбик.
Но, тем не менее, начнём, пожалуй. А результаты пиратства, надеемся, вскорости подоспеют.
Итак, прибыв в тот вечер в оперу, мы вдруг обратили внимание на занавес: то ли раньше не обращали, то ли он был уже поднят, когда прибывали. А выглядел он на этот раз вот так:
И всё это абсолютно серого цвета - чтобы не думали, что тут какое-то неприличное буйство красок. А зато и радость от возникновения такового становилась особо острой. Потому что сия каляка-маляка таки поднялась, а под ней оказался наш любимый красный бархат.
Оркестр вступил слаженно - что по нашим временам уже большая заслуга. Дирижёра или оркестра, или обоих: не знаю, потому что встречаются друг с другом они теперь не так часто. И, соответственно, оркестр мог вступить дружно и без дирижёра по имени Faycal Karoui, до означенного вечера нам ранее не известного. Играли увертюру объёмно и прочувствованно, пока не дошли до совсем затихшего места, где вдруг вступили две скрипки, которым по замыслу композитора в данном месте полагалось благоговейно молчать. Из нашей ложи было видно, как духовые на заднем плане в отчаянии переглянулись. Но после этого увертюру уверенно довели до конца и открылся второй занавес. То есть действо началось. Как полагается - с пролога. На довольно тёмной сцене появился двор, нянька с младенцем, король с королевой и феи. Все феи в сопровождении кавалеров. "Ааа", - подумал privet, - "вот откуда противник заимствования чужих идей господин Начо Дуато ну совсем не заимствовал идею".
Фей друг от друга отличить было трудно. Поэтому к ним время от времени выходили дети, несущие в руках различные предметы, указывающие на принадлежность феи: около одной стоял ребёнок с канарейкой в клетке, около другой - с книжкой, около третьей - с цветами. Ну и далее по списку. Правда, понять, чего это они всё время данный предметы феям подставляют, можно, только будучи в курсе событий. По танцу отличить фей друг от друга тоже было трудно: все они танцевали с окаменелыми руками, вялыми ногами, а одна даже подскользнулась. Но не упала. Пол казался скользким, но, слава богу, без узоров и не слишком потёртый. А смотрелись феи примерно так:
Кто это из волшебных существ кувыркается, по музыке установить можно. Но не важно. Потому что все кувыркались приблизительно так. И что уж они там дарили, при данном танце не ахти как и важно. Единственная, кого удалось однозначно определить, была фея смелости: её фирменные "тычки" и в данной хореографии имеются. Только лучше бы не имелись: возникла нестерпимая ностальгия по Анне Тихомировой и Анжелине Воронцовой. Фея Сирени в данной редакции - персонаж мимический. Поэтому её вариацию, поставленную в 1910 году Фёдором Лопуховым, танцевала фея Жизнерадостности. Только особенной радости жизни при этом не обнаружила.
В назначенный момент появилась, как положено, фея Карабос - тоже персонаж мимический. Её принесли уродцы на высоких красивых носилках. Она, опять же как положено, вырвала волосы незадачливому можардому и говорящими жестами объяснила несчастным родителям, что их ждёт. Сделала это Дагмар Кронбергер зло и выразительно. Так что вопросов никаких. Потом появился её пондан в белом - фея Сирени Алёна Клочкова. Она тоже очень выразительно объяснила, что всему этому безобразию не бывать. После чего Карабос не без проблем взобралась на свои носилки и была унесена. Мы пошли пить просекко.
После паузы посмотрели вальс цветов в исполнении кордебалета
с нетерпением ждали появления Людмилы Коноваловой в роли принцессы Авроры. Она появилась так:
Здесь, конечно, всё было ясно: московская школа. Только в слегка замедленном темпе. Согласно всему спектаклю.
"Розовое адажио" станцовано было с хорошим апломбом. С долгими округлыми поднятыми руками. В общем, полетели на сцену "браво".
После чего произошло то, чего и следовало ожидать - укол. Сцена отчаяния выглядела так:
Принцессу собрали и унесли (именно "собрали", потому что подобрали и уложили свисшую руку). Занавес опустился. Мы просекко пить не пошли, потому что антракта не было.
Второй акт начался, как водится, с охоты. Охотились дамы в огромных чёрных кринолинах и кавалеры в бархатных шлемах для верховой езды. Видимо, Питер Райт отдавал таким образом долг английскому двору. Хотя имелся в виду, конечно, двор французский 18 века. И как туда попали кринолины из века 19 мне осталось непонятным. Но сказка есть сказка. Принцу в компании придворных было скучно. Ещё и потому, сто согласно оригиналу Петипа танцевать ему там было нечего. Это вам не Нуриевская постановка, где он и в прятки лично играет, и вариации менуэтные танцует и даже это великолепное соло под музыку вставного адажио имеет перед тем, как поплыть на ладье. Здесь принц томится в ожидании в сторонке, пока придворные отплясывают менуэт и играют в прятки. Потом на сцену по традиции из "Жизели" выносят забитую дичь ( для австрийцев родная картина) и удаляются на дальнейшую охоту. Фея, говорящая руками, показывает принцу Аврору, которая танцует так:
Да, хороши руки у Людмилы Коноваловой: летают, как крылья. Можно сказать, не надо нам в этом балете Флорины, если есть такая Аврора. Но беспокоиться не приходится: Флорины, да ещё и с руками-крыльями, точно не будет.
После всех перипетий, заключающихся в хождении по затемнённой сцене и потрагивании каких-то кучек одежды, из которых торчало нечто, похожее на руки, принц дошёл до Авроры, разбудил всех. Но эти все, вместо того, чтобы коллективно ликовать, вдруг куда-то удалились и состоялось па-де-де принца и принцессы под это самое вставное адажио. Сцена эта очень напоминала по духу танец Ромео и Джульетты в склепе. Вот её окончание:
Мы пошли пить просекко и у privet(a) случайно разбился бокал. Но гостеприимные хозяева были озабочены исключительно тем, чтобы никто не поранился. Денег за бокал платить не пришлось.
Началось всеобщее ликование. Выглядело это так:
Далее, понятное дело, пошёл дивертисмент. Он был праздничным. Кошка с котом веселились так:
Голубая птица с заколдованной принцессой всё ещё никак не приземлится на ю-тьюбе, поэтому показана будет в отдельном посте.
Ну а для принца- дебютанта Эно Пеци настал, наконец, звёздный час и он станцевал свою вариацию:
Молодец, конечно, импозантный принц. Насчёт чистоты позиций, конечно, не Матиас Эйман. Вариация с турами и прыжками против часовой стрелки для нас тоже непривычная. Но, в общем, симпатичный принц. И харизма есть. Особенно хороши руки: пластичные и красивого рисунка. Вообще этот балет - балет рук: и у Авроры, и у принца, и, конечно, у обеих главных фей. Такой вот "ручной" балет.
Коновалова свою вариацию станцевала уверенно:
Можно было бы, конечно, более акцентуированно. Но, думается, здесь и музыка, как она была сыграна оркестром, особых акцентов не просила.
Потом они танцевали "рыбки" в дуэте, как и принято на Западе. Очень красиво. А вот пар де бра одно из трёх смазали. И одну подкрутку провалили. А ещё она снова подскользнулась . Всё-таки что-то там с полом не совсем в порядке.
Далее всеобщее ликование
После чего пошёл золотой дождь. Это было так красиво, что privet залюбовался и ничего не снял.
Публика пребывала в восхищении и наградила артистов многочисленными вызовами на авансцену.