Лебединое озеро!! Со вчерашнего вечера нахожусь под впечатлением! Очень красивый балет! Светлана Захарова танцевала просто великолепно! Каждый прыжок словно в полёте, каждое движение - необыкновенная утончённая грация! Просто не передать словами, работа высшего класса, мастерство, которым владеет далеко не каждая балерина. На её фоне были явно видны помарки других танцоров. В целом смотреть балет в Венской Опере конечно большое удовольствие. Очень красивые костюмы, оригинальные декорации и спец эффекты. С удовольствием загрузила бы небольшое видео, но к сожаление не получается с iPhone Уважаемые участники форума, у кого есть такой опыт! Help!
В прошедшее воскресенье по просторам Европы разливались "Лебединые озёра" - красоты и насыщенности различными страстями, в том числе и нешуточными балетоманскими, необычайной. Основная интрига сих разливов заключалась в том, что Королева лебедей и её недотёпа-неудачник-"Львиное сердце" принц танцевали на разных озёрах и даже, можно сказать, в двух разных мирах: несравненная, совершенная лебедица Светланы Захаровой томилась на сцене Венской Государственной оперы, а её недавно найденный Принц - Денис Родькин дебютировал на сцене Мариинского театра. Поскольку мы ещё не научились раздваиваться в пространстве, то смогли увидеть только дамскую часть этой несравненной пары, а именно дебют Светланы Захаровой в возрождённой постановке "Лебединого озера" в первой редакции Рудольфа Нуриева (1963) в Вене. Данное событие на сцене "музыкальной столицы Европы" можно с уверенностью назвать историческим. И поэтому в зале присутствовал директор Венской государственной оперы Доменик Майер, директор балета Мануэль Легри. А само событие транслировали в живом режиме на огромный экран, установленный на фасаде здания Оперы. Если кто-то ожидал увидеть милое сердцу, ушам и глазу "Лебединое", то надежды, увы, оправданы не были. Поскольку Нуриев всё перелопатил полностью, подчинив своему неуёмному желанию присутствовать на сцене в виде единственной и абсолютной звезды. Разбираться в музыкальном смешении отрывков из партитуры - дело трудоёмкое и мало увлекательное, поскольку имея в арсенале н-е количество просмотренных "Лебединых" можно легко начать потихоньку сходить с ума от пестроты картин и фантазий постановщиков. Поэтому уйдём от научной теории и будем заниматься исключительно эмпирикой. Итак, в первом действии начисто исчез Шут и шутки с подвыпившим воспитателем Принца и его неугомонными друзьями. и музыка соответствующая тоже испарилась. Остался сам Принц - слегка скучающий и вольяжно наблюдающий за танцами придворных. Правда, к друзьям и подругам в составе па-де-катра лично присоединился и потанцевал. Друзья и подруги были наполовину европейскими, наполовину, как водится сейчас в европейском балете - азиатскими. Соответственно, и пластика, и выучка у них друг от друга отличались. Но танцевали все с особым воодушевлением в этот вдохновенный вечер. Правда Принц наш - Владимир Шишов - отличался особой тяжеловатостью и неуверенностью во всех возможных приземлениях. Но что ж поделаешь: назначили его здесь Принцем, а Принцы - они тоже люди, бывают среди них и неуклюжие. Так что потанцевал, как умел, потом сел наблюдать за остальными. В какое-то время вышла потрясающей красоты королева-мать и вручила ему лук. Когда все натанцевались и ушли, принц заскучал и, видимо, от скуки, станцевал специально поставленное для этой цели Нуриевым соло. Основным признаком Нуриевского стиля является выброс ноги в сторону, вперёд и т.д. Как бы "пинание". Этим будут в последствии отличаться и все "народники". Шишов станцевал ожидаемо, как уже было описано выше. А также: пируэты допрыгивал, при приземлениях покачивался. А затем наставник показал ему что-то летающее в небе и он отправился с луком на озеро. В гордом одиночестве. Там, также в гордом одиночестве, как раз летал злой волшебник. Правда, особо летать ему там не в чем, поскольку и эта мужская партия сведена постановщиком до минимума, дабы не мешать всем наслаждаться Принцем. Он - Принц - Злодея припугнул, тот убежал, а ему на смену появился идеал - лебедя, женщины и балетного мастерства - Одетта в исполнении Светланы Захаровой. Она выплыла лицом к залу, испугалась, как положено Принца, а потом мимикой рассказала ему всю свою печальную историю. С самой первой секунды её появления на сцене стало понятно, что выступления художественной самодеятельности завершено и начался настоящий балет. Белое па-де-де Нуриев, слава богу, кромсать особо не стал. Так что получилось вдоволь насладиться трепетной лебедицей в полном совершенстве исполнения: и девушка, и птица. Всё станцовано идеально, чисто, щемяще трогательно. Далее каждый может поставить любимые эпитеты для выражения восторга. Говорим мы, конечно, о Захаровой. Поскольку Шишов продолжал так, как умел. Но поддержки делал довольно уверенно. Когда после Захаровой на сцене оказались "маленькие" лебеди, то показались они, скорее, гусятами по своим пропорциям и упитанности. Но отпрыгали уверенно, синхронно и аплодисменты получили. По выходе "больших" лебедей надо было сначала оправиться от шока, поскольку габариты их явно соответствовали гусям в период праздника Св. Мартина. Причём трое из них происходят из наших родных пенат: Оксана Кияненко, Алёна Клочкова и Кетеван Папава. Но в России не танцуют. По понятным причинам. Вообще феномен Захаровой в данном представлении заключался в том, что она была самой миниатюрной на сцене. Но в том, что вся эта сцена существует только ради и вокруг неё, сомнений ни у кого не могло возникнуть. Всё первое действие privet находился в душевном смятении: очень хотелось снимать. Но места были в 7 ряду партера и было страшно. Поэтому из первого и второго отделений, идущих без антракта, снято ничего не было. Третье отделение началось на балу по выбору невест. Бал начался с вальса в исполнении кордебалета. И девушек с веерами, к которым присоединился Принц. Потом всё загремело и вдруг появились Одилия с Ротбартом. Причем за прозрачным занавесом на заднике попеременно страдал чёрный и белый лебедь. Вместе с ними появились испанцы со своим танцем. Танец этот весьма напоминает привычный нам па-де-катр. Только девушкам не хватило так милой русскому сердцу испанской страсти. В хореографии неаполитанского, польского и венгерского танцев в исполнении солистов с ансамблями Нуриеву явно не хватило опыта постановок характерных танцев: что-то смотрелось смешно, как уже упомянутые "выбросы" ног, что-то неуклюже. Всё вместе имело весьма отдалённое отношение к народам указанных стран. А также выглядело антимузыкально: так в неаполитанском танце при ускоряющемся темпе народ на сцене продолжал "плавать". Вообще отношения постановщика с музыкой - особая тема для разговора. У Нуриева танцуют не под музыку, а на контрапункте к ней: идёт некий диалог между музыкой и танцем. Особо заметно это было в массовых бальных танцах. Ну, и, наконец, настало время "чёрного" па-де-де. Тут privet на всё плюнул и решил хоть что-то, но всё же увековечить. (В этом месте хочу выразить огромную признательность всем безвестным операторам, жертвующим своими нервами и наслаждением ради единомышленников). Ну вот что вышло от съёмки трясущимися от страха руками:
Надо сказать, что перевоплощение трепетного лебедя в дьяволицу было абсолютным. Правда, па-де-де идёт в этом балете в несколько урезанном виде, поэтому не все вариации Одилии присутствуют. Принц, понятное дело, после своих несколько неуклюжих и шатких вариаций, подкреплённых нещадной фальшью солистов в оркестре, решил клясться в любви. Ротбарт ему не сразу позволил. Мать тоже была не в восторге. Поэтому он станцевал с Одилией ещё небольшую вариацию на музыку звучавшего в начале бaла вальса. Ну а потом и разыгралась драма. Ротбарт с Одилией быстренько исчезли, даже не насмеявшись вдоволь. Белый лебедь забился на заднике в своей лебединой песне, принц убежал искать свою судьбину, а королева-мать отправилась в изумительной красоты обморок.
Четвёртый акт на озере оказался неожиданно прекрасен. Лебеди там извивались в поистине птичьих хороводах, создавая поочерёдно иллюзию животных и людей. А па-де-де принца и Одетты идёт под чарующее адажио, которое Григорович даёт на балу в грёзах принца с чёрным лебедем:
Окончание всей этой красоты абсолютно трагично: как ни умоляет принц Одетту последовать за собой, она не может противиться чарам Ротбарта. Злодей появляется, уносит деву-птицу, да ещё учиняет шторм на озере. В бурных волнах которого погибает несчастный клятвопреступник. Одетта на заднем плане проплывает несостоявшейся мечтой о счастье. Один последний раз пытается Зигфрид дотянуться до неё перед тем, как окончательно исчезнуть в пучине. Маленькая девочка спросила меня: "Почему должен был умереть Принц?" Вопрос, который вряд ли бы задал взрослый. А так - пришлось задуматься: Нуриев ставил балет сразу после того, как остался на Западе. Видимо, тема предательства - вольного или невольного - сильно его занимала. И расплату за него он посчитал неотвратимой. Может быть, его преждевременный уход из жизни, и стал таковой? Ребёнку такого, конечно, privet не сказал.
Хочу особенно отметить прекрасную работу художника-декоратора и по костюмам: Луизу Шпинателли. Она создала безпречно гармоничный, выдержанный в воздушно-водяных тонах, отвечающих также цветам короля Людвига Баварского, которому в некотором смысле Чайковский посвятил своё произведение, спектакль. Сочетание нежно голубого, зелёного с золотом превращается в праздник для глаз.
И ещё: в то время, как в Баварской опере устраиваются акции против президента Путина, в Париже отменяются гастроли "Русских сезонов", в Вене транслируют для всех желающих русский балет, с русскими артистами, с русской гениальной балериной Светланой Захаровой. Родом с Украины. Поддержавшей своей подписью решения президента России.
В прошедшее воскресенье по просторам Европы разливались "Лебединые озёра"
Спасибо большое за интересный рассказ о Лебеде Светланы Захаровой. Значит у Нуреева еще более мрачный финал - все погибают. Но вроде и у Чайковского Петра Ильича так было задумано изначально. Мне показалось (в коротеньких видео -?), что Светлана как-бы уменьшала свой шаг. Наверно, чтобы сильно не контрастировать с остальными.
Дорогая Maria! Окончания "Лебединых" столько раз варьировались, но, видимо, Пётр Ильич задумывал трагический конец. Счастливый был предложен его братом Модестом уже после его смерти и был в первой редакции Петипа-Иванова. А потом мы имели: 1. Зигфрид побеждал Ротбарта и лебедица превращалась в девушку. 2. Зигфрид снимал чары с Одетты ценой собственной жизни. 3. Одетта спасала Зигфрида ценой своей жизни. 4. Одетта и Зигфрид вместе бросались в пучину вод. 5. Зигфрид один топился (или, как в данном случае, тонул). 6. Зигфрид просыпался и выяснял, что всё происходило в его подсознании во время сна. Вы очень тонко подметили, как Светлана Захарова сумела войти в стилистику именно данной постановки и труппы: удивительным образом весь спектакль получился очень гармоничным. Все артисты как бы сложились в один прекрасный пазл вокруг нашей примы. А Шишов, хоть и танцевал не шибко, но так весь и светился счастьем и благоговением, что сделало его Зигфрида каким-то по-особенному трогательным.
Das Ballett war sehr schön, der Prinz hat mir leider nicht gefallen Da springen ja manche Eiskunstläufer besser! Die Prima ist sehr professionell und sehr hübsch.
Спасибо Уважаемый(ая) PRIVET за чудесные видео, снимать которые было на самом деле очень волнительно и немного страшно С удовольствием ещё раз посмотрела эти замечательные моменты! Моё произведение так загрузить и не удалось, да оно и не настолько хорошо, по сравнению с увиденными 😄
А само событие транслировали в живом режиме на огромный экран, установленный на фасаде здания Оперы.
Как здорово! Люди, смотревшие у театра с экрана, могли ощущать свою сопричастность этому событию и видели, наверно, даже лучше, чем те, что были на галерке в зрительном зале. Жаль, что в нашем Большом такое не практикуется, очень жаль. ЛО