Angelin Preljocaj "And Then, One Thousand Years of Peace". Festspielhaus St. Pölten. 15.03.2014
Анжелен Прельжокаж в Фестивальном доме Санкт-Пёльтена. 15.03.2014
Этот день был днём балета. Выбирать приходилось между прямой трансляцией "Баядерки" из Баварского государственного балета и "живым" ведущим современным балетмейстером Франции в Санкт-Пёльтене. Выбор был сделан в пользу последнего.
Санкт-Пёльтен - столица федеральной австрийской земли "Нижняя Австрия" и у него есть современный фестивальный дом с отличным концертным залом, который выглядит хотя и весьма непривычно, но обладает отличной акустикой. А вот и он - похожий на пляжные коробки на севере Германии.
Танцы в этом культурном заведении зависят от вкусов руководства: когда-то здесь гостил классический балет, а теперь - исключительно "контемпорэри". На этот раз - уже второй раз за сезон - труппа Анжелена Прельжокажа.
Этот вечер получился совершенно уникальным не только из-за балета, но и по другим причинам. А объединить их можно под общим названием "человек среди людей".
Сначала была беседа директрисы дома с хореографом. Об этом будет позднее.
Затем мы пошли - да, да, да - в буфет. Там же рядом с нами стоял и хореограф: человек среди людей.
Через какое-то время в этот же буфет вошла небольшая группа людей. Ничем не выделяющаяся. Если бы при ближайшем рассмотрении не оказалось, что это президент Австрийской республики с супругой в сопровождении бургомистра славного города Санкт-Пёльтен. Они также устроились в данном буфете. Можно было подойти и поздороваться, если бы очень захотелось. Но никому не хотелось мешать людям отдыхать. Поэтому президент - человек среди людей - спокойно стоял в буфете, без бодигардов, и ждал начала балета.
Теперь вернёмся к разговору с хореографом. Директриса начала его с - ну кто бы сомневался - с войны России в Крыму. Вот поставил Прельжокаж в 2010 году в Москве в рамках года французско-российской дружбы балет про Апокалипсис, а теперь-то он и начался.... Прельжокаж подробно рассказал, как он работал над балетом с артистами Большого. Какое это было незабываемое сотрудничество. Он и раньше знал о русских танцовщиках на примере Нуриева, которые танцуют не только технически совершенно, но есть в их танце нечто, не поддающееся описанию, анималистичекое, чему невозможно научиться. Получить возможность работать с такими танцовщиками было для него очень ценно. Он сказал, что танцовщики на Западе привыкли импровизировать. Как и кочевать из одной труппы в другую. В результате, они даже не замечают, что их так называемые "импровизации" состоят из кусков, надёрганных из различных хореографий. Русские танцовщики не импровизируют, а танцуют заученную хореографию. Из труппы в труппу не качуют, а танцуют постоянно в БТ. Поэтому, когда он предложил им импровизировать и они поняли, что могут делать всё, что хотят, то пошла такая импровизация, которой никто никогда раньше не видел: это были сумасшедшие, потрясающие, абсолютно новые вещи. Он и танцовщики его труппы получили дополнительный толчок фантазии от русских коллег. Вот это самое главное, что сказал Прельжокаж. А про войну в Крыму говорить не стал. Всё, что он имеет сказать по поводу подобных событий, он сказал на сцене.
На сцене был современный танец: против войн и насилия, против религиозного фанатизма, национализма и шовинизма. Пронзительная позиция хореографа и танцовщиков в защиту мира и любви.
После грандиозных аплодисментов мы направились на афтер-шоу-парти.
Где представилась возможность лично поговорить со знаменитостью: скромным и интеллигентным человеком. На вопрос, как он относится к войнушкам межда московской и петербургской школами балета, Прельжокаж ответил, что для него существует одна общая уникальная школа русского балета. Лучшая в мире, потому что танец у русских в крови и в душе. И где бы и когда бы он ни показывал этот балет, он всегда подчёркивает, что создавал его совместно с замечательными артистами Большого театра - лучшими в мире. На вопрос о Санкт-Петербурге он ответил, что там тоже замечательные танцовщики. При упоминании имён Терёшкиной и Лопаткиной расплылся в мечтательной улыбке. На вопрос о перспективах его работы в Берлине с новым директором - Дуато - ответил, что ещё ничего неизвестно. А с Малаховым они сотрудничали очень хорошо.
privet не стал дальше приставать к маэстро с вопросами: время было позднее, все вокруг шумели и надо было идти к столам.
Но самое главное содержание вечера: человек среди людей - останется на всю жизнь.