Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Schläpfer, Goecke, Balanchine. Wien. 14.11.21

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Marsch_Walzer_Polka
Антибалет с антибалеринами и антитанцовщиками.  Проблема создателя, не знание русской литературы: «Краткость -  сестра таланта», «Начали   за здравие, закончили за упокой».  Пока смотрела, вспоминала «Концерт»  Джерома Роббинса,  насколько хорош легкий юмор по сравнению с тяжеловесностью    Martin Schlapfer ,  а  последний аккорд просто добил, я, к сожалению,  увидела главного  антихриста ХХ века под замечательную музыку, посвященную   блестящему военачальнику , возможно это мои проблемы, но от этого не легче.  Жуткие инструменты,  которые исполняют это произведение. Если вначале вышли  две  кормящие  мамочки, то потом целый  кордебалет   откормленных гусей, до Рождества еще  долго, а они  уже подготовились.                                                                                      Marco Goecke   и иже с ним не смотрю, настолько  страдает мое чувство   прекрасного, что отмывать его приходится долго и упорно.                   
Simphony in C хор. ансамбль из кастрюль, стиральной доски, и нескольких стеклянных бутылок как-то не впечатляет.

+1

2

Спасибо, дорогая Mariya!
Ваш метафорический стиль изложения меня особо радует: когда-то метафора явилась темой моих научных изысканий.

Конечно, в определённых тезисах с Вами сложно не согласиться.
Но постараюсь изложить своё вИдение этой премьеры.

Так сложилось, что австрийский менталитет или же душу мне довелось узнать практически также хорошо, как и русский/русскую.
Это, по сути, очень схожие, хотя и в глубине своей абсолютно не пересекающиеся явления.
Эти ах, такие милые, улыбчивые, дружелюбные, утончённые австрийцы способны держать ещё ту фигу в кармане и в тот самый час Х превратиться в исчадье ада, по сравнению с которым меркнет сам Босх.
И да - Бетховен был немцем, а вот Гитлер - австрийцем. Как австрийцем был и Кальтенбруннер, а Айхманн прожил 20 лет в Австрии, где в школьные годы и подружился с Гитлером.
Но ведь и Штефан Цвейг, и Арур Шнитцлер,и Вики Баум, и Зигмунд Фреид, и Густав Малер, и Виктор Франкль тоже были австрийцами.
Правда, иудейского вероисповедания. За что и подлежали гонениям - даже посмертно - и уничтожению.
Вот такая она - австрийская душа.
И как же всё в истории невероятно переплетено и (не)предсказуемо: именно в день премьеры этого балетного триптиха австрийское правительство приняло декрет о невиданной доселе - после холокоста - сегрегации: под домашний арест были посажены 3 миллиона граждан этой замечательной страны, всё преступление которых заключается лишь в том, что они умудрились за почти два года пандемии остаться здоровыми и отказались маршировать вместе с отключившим мышление большинством на пункты по проведению невиданного доселе медицинского эксперимента над людьми (Менгеле отдыхает, потому что к "прививкам" можно относиться, как угодно, но факт есть факт - эта генная терапия находится в фазе тестирования). Браво, Австрийская республика, пример европейской демократии во всей своей красе! Кровь Адольфа бурлит в твоих жилах.

И вот тут на сцене Венской оперы новый худрук Мартин Шлепфер делает то, что на современном языке называется "тонким троллингом": представляет эту самую "душу" во всей её омерзительной красе.
"Марш, польку и вальс" он поставил ещё 15 лет назад. В данной версии добавлена полька-пиццикато и созданы новые костюмы (Сюзанна Бисовски). И благодаря этим самым костюмам возник удивительный "гезамткунстверк", многослойный и многозначный.
11.11. началось время карнавала. Время шуток, кабаре, шабаша дураков, балов. Апофеозом этого времени явится знаменитый Венский бал в опере, после которого начнётся пост. Так вот, эти самые костюмы удивительно напоминают и ослепительную мишуру бальных туалетов, и народную австрийскую дамскую одежду под названием "дирндль", в которой также принято ходить по балам, особенно у сознательных хранителей национальных традиций. И ещё они напоминают балетные костюмы, к примеру, к "Фее кукол" - ведь этот балет был создан именно в Вене. Шлепфер и его команда создали оммаж Вене - но этот оммаж был бы создан не Шлепфером, если бы его не раздирали присущие Вене противоречия - и это видно в "рваной" хореографии, где от "красиво" до "уродливо" один маленький жест, а от "мило" до "преступления против человечества" и вообще нет границы. Это мы видим и в танцах "хозяйки бала" - грандиозной Кетеван Папавы - и в заключительном соло-монологе, поднявшемся до истинно трагическиx чаплиновских высот Джексона Кэррола. Да, это всё тот же марш Радецкого, под который туристы, заплатившие за удовольствие отхлопать его руками в первый день нового года деньги, которые даже австрийский пенсионер не имеет за год, встречают первый день новых годов. Но это и военный марш, под который совершаются и оправдываются самые омерзительные вещи на земле.
Мне кажется, что, поставив именно сейчас и именно в Вене этот спектакль, Шлепфер выразил, среди прочего, и своё отношение к фашистуидному духовному настрою Венской оперы - ведь она первая в Австрии ввела правило "2" - только для вакцинированных и переболевших. Это было её личное и добровольное решение. Тогда. Ну, кто-то же должен начинать раздавать жёлтые звёзды и создавать зоны, свободные от "врагов народа". Шлепфер, в своей внутренней эмиграции, транслирует премьеры для этих изгоев.

К Гёке можно относиться, как угодно.
Факт есть, что у него свой театр и свой мир.
И это, как и Шлепфер, исключительно тонко чувствующий окружающий мир художник с оголённой психикой.
Название балета - "Лети, бумажная птица" - вызывает у меня сразу несколько ассоциаций: здесь и бумажный японский журавлик как символ мира, надежды и памяти об ушедших, и наши отношения с отравленным нами окружающим миром, в котором скоро не останется живых птиц, и наша, у каждого своя "синяя птица счастья". Что касается последней, то она возникает в тексте, который из последних сил шепчут, пытаясь прокричать, танцовщики: это строки из стихотворения Ингеборг Бахманн - "Что бы ни произошло, ты знаешь своё время, моя птица, берёшь своё покрывало и летишь ко мне сквозь туман." Впрочем, быть может, это вовсе не та птица, которая несёт надежду и жизнь...
Не могу не отметить блестящую работу ансамбля - для этой хореoграфии лучшего не найти.
И заключительный монолог под классический шлягер - "Адажиетто" Малера - как ответ на монолог под марш Радецкого из спектакля Шлепфера: такой же, раздираемый внутренним противоречием, борьбой красоты с уродством, пошлости с возвышенным.

Соглашусь с дорогой Mariya, что Баланчина этой труппе танцевать противопоказано: кордебалет порушен, дамы гренадерских размеров выше кавалеров уже и не становясь на пуанты... Юбки ниже талии им просто карикатурны...
Правда, когда балет начался и они приняли первые позы, мне стало кристально ясно, откуда "растут ноги" в хореографическом стиле Шлепфера.

Ну и last but not least: прекрасные работы Кетеван Папавы в первой части, Алексея Попова (поздравляем его и труппу с ним ещё раз) в первой и третьей части, Давиде Дато, как всегда и везде, нового премьера Маркоса Менха.

0

3

Вдогонку к написанному.
Название балетного вечера и несколько аллюзий.

Вечер этих трёх балетов идёт под общим названием "Im siebten Himmel", что в переводе на русский означает "На седьмом небе".
Именно так характеризовал своё состояния Густав Малер, сочиняю "Адажиетто" 5-й симфонии и посвящая его своей обожаемой Альме.
Теперь, в очередной раз, на адажиетто поставлен балет. Премьера которого состоялась в том самом театре - Венской опере - в котором Малер совсем не чувствовал себя на седьмом небе и уж совсем не на поприще ненавидимого им балета.
Такие вот перевёртыши.

Но это ещё не всё.
Зритель, придя на спектакль, вероятно, должен почувствовать себя на этом самом каком-то по счёту небе.
Конечно, переболев страшной болезнью, привившись чем-то с непредсказуемыми последствиями, а некоторые и ощутив последствия сразу по окончании заветного укола, получив куар код и надев маску - как может почувствовать себя зритель Венской оперы, как не на облаках?
А если добавить к этому ещё и удовлетворение от того, что все, не вписавшиеся в парадигму, лишены описанных выше наслаждений, как окончательно не воспарить духом?
Ну, что ж.
Каковы времена, таков и дух, таково и парения.
Такова и хореография.

И только музыка вечна.
И на седьмом небе тоже.
Где бы и каким бы оно ни было.

0