Венский балет показал миру "Гольдберг-вариации" в постановке Хайнца Шпёрли.

Появление на сцене Венской оперы балета Шпёрли вполне логично: на заре своей туманной юности худрук Мартин Шлэпфер был солистом балетной труппы в Базеле под руководством Шпёрли.
Ну, а теперь вот отдал дань своему тогдашнему шефу.

Баховские вариации - произведение много исполняемое.
По непроверенным данным, написано оно было по просьбе русского посланника графа Хермана Карла фон Кайзерлинка, которого мучала бессонница и он просил своего секретаря Гольдберга играть ему на ночь.
Вот Бах и создал эту "колыбельную".
Тема с вариациями.

Как нам сообщают знающие люди

"Die Goldberg-Variationen stellen einen Höhepunkt barocker Variationskunst dar. Das Werk zeichnet sich durch einen planvollen Gesamtaufbau mit regelmäßig eingefügten, in den Oberstimmen streng kanonischen Sätzen aus. Den inneren Zusammenhang der Variationen untereinander liefert das gemeinsame Bassthema. Jeder Einzelsatz besitzt einen eigenen Charakter."

Т.е. "Гольдберг-вариации" представляют собой вершину искусства вариаций времён барокко. Произведение отличается строго плановым общим строением с регулярно вводимыми каноническими отрывками в верхних голосах. Внутреннюю связь вариаций друг с другом обеспечивает общая для всех тема басов. Каждая отдельная часть обладает собственным характером."

Вот, вроде, и весь план работы хореографа: здесь тебе и эпоха указана, и строго выстроенный план произведения, и постоянно вводимые новые темы наверху, и константная тема басов, всё это великолепие скрепляющая. И даже на различный характер вариаций указано.

Наверное, если очень захотеть, можно обнаружить намёки на отдельные элементы "от Баха" в построении хореографии.
Но так сразу мне это не удалось.
Конечно, отдельные барочные движения кое-где имелись.
Но вот проходящего красной нитью единого баса как-то приметить не пришлось.
Как и "строго канонических" тем в верхах, и такий уж разных настроений.

В общем, показалось мне, что для колыбельной это произведение Шпёрли весьма подходит - заснуть на нём можно легко.
Особенно утомительным мне показалось обилие эротических мужских дуэтов. Прямо оскомину набило и хотелось закрыть глаза уже.

Когда-то эти вариации ставил Джером Роббинс.
Надо бы их раздобыть и отсмотреть.

Правда, много ещё кто их ставил - очень уж привлекательная для "отанцовывания" музыка.
Только если уж её отанцовывать, то и отанцовывать надо её, а не то, что бог на душу положит.

Ещё одна сложность заключается в том, что играть эти вариации так, чтобы показать всю их внутреннюю логику и архитектуру, может далеко не каждый пианист.
Лично для меня, это произведение существует только в одном исполнении, а именно - позднего Гленна Гульда.
Он записывал "Гольдберг-вариации" дважды - будучи молодым пианистом и уже в зрелом возрасте.
Звучит это, как два разных произведения.
И если молодой Гульд играл, как хороший пианист, то зрелый - как философ космического масштаба.

Пианист вчерашней трансляции играл, как пианист средней руки.

В общем, станцевали, и ладненько.