Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Балетные театры мира » Башкирский театр оперы и балета.


Башкирский театр оперы и балета.

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Гала-концерт участников V Международного Фестиваля хореографических училищ (колледжей) и академий «Малый Нуреевский».
Организатор - Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева.

I ОТДЕЛЕНИЕ
1. Р. Дриго, Рas-de-deux из балета «Талисман», хореография М.Петипа в редакции П. Гусева. Исполняют студенты 3 курса Пестова Алиса, Мелкозёров Алексей. Уральский хореографический колледж
2. Andrew Weiss (Андрэв Вейс). “Время Скарабея”, хореография Н.    Довгаш. Исполняет обучающаяся 2/6 класса Ветух Татьяна. Хореографический колледж «Школа классического танца» Геннадия и Ларисы Ледях, г. Москва
3. Р. Дриго. Вариация из балета «Талисман», хореография М.Петипа. Исполняет студентка 1 курса Третьякова Пенелопа. Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж
4. Л.Минкус. Вариация из балета «Пахита». Исполняет студент 2 курса Булчун Аюш. Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева
5. Е. Крылатов. «Весна», хореография В. Усманова. Исполняют студенты 3 курса  Бурмистрова Влада, Лысюк Полина, Шамиданова Ангелина. Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева
6. А. Хачатурян. Вариация Нунэ из балета «Гаянэ», хореография Н.Анисимовой. Исполняет студентка 1 курса Галиева Камила. Казанское хореографическое училище (техникум)
7. Р.Дриго. Вариация Ромашки из балета «Роман бутона розы и мотылька», хореография В. Медведева. Исполняет студентка 1 курса Жанәбіл Әдемі. Казахская национальная академия хореографии   
8. А. Вивальди. «От себя не убежишь», хореография  Р. Мустафина. Исполняет студентка 1 курса Синетар Ульяна. Казанское хореографическое училище (техникум)
9. А. Коженёвский. «Элегия», постановка Д. Кадралиевой. Исполняют учащиеся 4/8 класса Латыпова Нияра, 5/9 класса Шаменов Султан. Бишкекское хореографическое училище имени Ч. Базарбаева
10. Й. Байер. Вариация китайской куклы из балета «Фея кукол», хореография Н. и С. Легат. Исполняет обучающаяся 5/9 класса Тихонова Софья. Красноярский хореографический колледж.
11. С. Плешак. «А гуляла ли девица?», хореограф Н. Довгаш. Исполняет студентка 2 курса Серебрякова Алина. Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П. Вишневской, г. Москва
12. А.Адан. Рas d’еsclave из балета «Корсар», хореография М. Петипа. Исполняют студенты 3 курса Бурмистрова Влада, Шайгарданов Радим. Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева
13. Музыка народная. Башкирский танец «Гульназира», хореография  Ф. Гаскарова. Исполняют обучающиеся 2/9 класса. Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева
II ОТДЕЛЕНИЕ
14. Ц.Пуни. Рas-de-quatre, хореография В.Усманова. Исполняют обучающиеся 2/6 класса Гибет Аксинья, Булкина Евгения, Рафикова Мария, Зартдинова Камилла. Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева
15. А. Глазунов. Дуэт Раймонды и Жана де Бриенна 2 акт из балета «Раймонда», хореография Ю. Григоровича. Исполняют студенты 2 курса Живаева Анастасия, Чернов Богдан. Новосибирское государственное хореографическое училище
16. Ц.Пуни. Вариация «Царица вод» из балета «Конёк-Горбунок», хореография М.Петипа редакция А.Горского. Исполняет студентка 1 курса Кабулова Мадина. Государственная академия хореографии Узбекистана
17. Нино Рота. «Пробуждение», хореография Д. Залесского. Исполняет студентка 2 курса Гуринович Анна. Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж
18. Р. Дриго. Вариация Лизы из балета «Тщетная предосторожность», хореография А.Горского. Исполняет учащаяся 2/6 класса Сивец Майя. Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж
19. А. Вивальди. «Каприччиозо», хореография А. Диканбаевой. Исполняет студентка II курса Мансурова Мия. Алматинское хореографическое училище имени А. Селезнёва
20. И.Штраус. Персидский танец из балета «Голубой Дунай», хореография    Б.Фенстера в редакции Е.Кугатовой. Исполняет студентка 2 курса Попова Мария. Красногорский филиал (Хореографическое училище) «Московский Губернский колледж искусств»
21. А.Адан. Вариация Раба из балета «Корсар»,  хореография В.Чабукиани. Исполняет студент 3 курса ​Абашеев Александр. Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева
22. А. Айги. « Лень», хореография О.Габышева. Исполняют студент 3 курса Шайгарданов Радим, студент 2 курса Попов Глеб.  Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева
23. Л. Минкус. Вариация Гамзатти из балета «Баядерка», хореография               М. Петипа. Исполняет студентка 2 курса Ильина Ева. Красноярский хореографический колледж
24. С.Турсунхожаев. «Андижанская полька», хореография Е. Надыровой, Д.Юнусовой. Исполняет студентка 4 курса Хайтматова Карина. Государственная академия хореографии Узбекистана
25. Э.Хёльстед. Pas- de - deux из балета "Фестиваль цветов в Дженцано", хореография А. Бурнонвиля. Исполняют студенты 2 курса Мордвинова София, Харламов Павел. Пермское государственное хореографическое училище

Малый Нуриевский фестиваль

https://www.youtube.com/watch?v=f-JpT3MGmNk

+1

2

Башкирский театр оперы и балета, единственный из российских театров, дающий регулярные бесплатные трансляции, продолжает радовать.

На этот раз они - опять же единственные - представили в год двойного юбилея Сергея Рахманинова полномасштабный трёхактный балет, так называемый "байопик", посвящённый российскому национальному достоянию.

Где были все остальные, в том чисел и ведущие-центральные, мне неведомо.

Хореографом спектакля вытупил Олег Габышев.

С чем мы всех и поздравляем.

Желаем спектаклю долгой и успешной жизни.
Он того заслуживает.

https://www.youtube.com/watch?v=0WmyAF85Z0M

0

3

Театр продолжает радовать и выпускать премьеру за премьерой.

И, главное, всё новое - своё.
Браво!

"Барышня-крестьянка".

С сайта театра:

"Оригинальный вариант балета был написан Борисом Асафьевым в 1945 году. Сегодня постановщики дополнили свой спектакль музыкой композитора из балета «Пламя Парижа» и его Концертом для гитары, а также произведениями Дмитрия Шостаковича для новых массовых сцен, немногочисленность которых в первоначальной постановке Большого театра 1946 года больше всего разочаровала театральных критиков."

Дирижёр-постановщик
Артём Макаров

Балетмейстер-постановщик
Андрей Меланьин

Художник-постановщик, художник по свету
Дмитрий Чербаджи

Ассистент балетмейстера-постановщика
Ольга Николайчук

Дирижёр
Владимир Мешков

Помощник режиссёра
Татьяна Трудоношина

Лирико-комедийный балет в 2-х действиях
Либретто Андрея Меланьина и Ольги Николайчук по одноимённой повести Александра Пушкина
Проект реализован на средства Гранта Министерства культуры РФ на оказание государственной поддержки для реализации творческого проекта.

https://www.youtube.com/watch?v=pzGaFYYlzl8

+1

4

Спасибо театру за качественные трансляции и постановку о Рахманинове! Читала о ней в Сети много восторженных отзывов.

К слову, у уфимцев на оперу большие планы. Кончаловский ставит Годунова к 450-летию города. Премьера – в декабре следующего года. Возлагаю большие надежды на этот спектакль.

Отредактировано Le Noir Faineant (09-12-2023 22:11:17)

+1

5

Дорогие мои балетоманы!

А смотрел ли кто-нибудь трансляции с 24 Нуриевского фестиваля?

Сколько там было интересного!

"ДК" в редакции Григоровича, ЛО в советской редакции Григоровича со счастливым концом.

Кокорева и Захаров в "Сильфиде".

Выскубенко в ЛО.

И т.д. и т.п.

А балетоманы н и гу-гу.....

0

6

Посмотрел трансляции Сильфиды и Дон Кихота. В принципе все было весьма мило.
Дон Кихот. Интересно было посмотреть эту редакцию, просмотр получился с перерывами, может и это сказалось на общем впечатлении. Михалёв на сцене смотрится как Гулливер, первое, что бросается в глаза. Глаз запал и на уличной танцовщице. Если не изменяет память, Сапожникову видел в Мариинке, когда приезжал Приморский филиал, было лучше. Балет Дон Кихот - это энергия, стиль, радость, восторг.  Это исполнение не захватило, к сожалению. Хотя было много интересных моментов. Да и исполнение было не всегда идеальным. И потом дуэты, где партнёрша ниже плеча партнёра или с ним почти в один рост, меня напрягают. Это надо быть Васильевым с Воронцовой, чтобы забыть об этой диспропорции. Но, конечно, надо сделать скидку на то, что это всё-таки трансляция. В зале все могло восприниматься иначе.
Сильфида понравилась больше. Кокорева очень мило сильфидила, хотя и здесь иногда чего-то не хватало. Думаю, она сейчас лучшая Сильфида в Большом. Захаров тоже был в образе. Без помарок, как мне показалось, не обошлось. Общее хорошее впечатление от спектакля.

Отредактировано Rusguest (31-03-2024 14:50:02)

+2

7

Кстати, эти трансляции, как и Гала, есть пока ещё в доступе на сайте театра.

0

8

Rusguest написал(а):

Кстати, эти трансляции, как и Гала, есть пока ещё в доступе на сайте театра.

А вот гала-закрытие, похоже, пал жертвой траурных мероприятий.

Это, конечно, понятно.

Но очень жаль.

0

9

Яугуль - Гульсина Мавлюкасова. "Семь девушек", премьера #shorts

https://www.youtube.com/watch?v=I6labOvFG0s

0

10

https://balletmagazine.ru/ru/post/stara … novymi-pas

Старая легенда, рассказанная новыми pas
20.10.2024
В этом году 450-й день рождения празднует Уфа — столица Республики Башкортостан. К юбилею города была приурочена премьера национального балета «Семь девушек» композитора Галины Зигановой в Академическом театре оперы и балета.

Текст: Виолета Майниеце

В основе сюжета — древняя башкирская народная легенда о семи сестрах-красавицах, девушках смелых, обаятельных и гордых. Плену и неволе они предпочли смерть в волнах озера Культубан. На небо вознеслись их светлые души, став яркими звездами Большой Медведицы.

Этот красивый космогонический миф знают все. Давно башкирской классикой стал танец «Семь девушек» в постановке Файзи Гаскарова (ученика и последователя Игоря Моисеева) для Государственного ансамбля народного танца. Появился он еще в начале 1950-х годов. С 2015 года семь изящных танцующих фигур украшают музыкальный фонтан в сквере, расположенном в центре города, рядом с театром. Свои плавные хороводы юные красавицы в национальных костюмах ведут на потолке зрительного зала. Теперь они затанцевали и на сцене, рассказывая старинную легенду на современный лад. Даже странно, что только сейчас башкирский балет обратился к этой теме, столь поэтичной и танцевальной.

Длинным и извилистым был путь легенды к сценическому воплощению. Среди авторов идеи: художественный руководитель балета Леонора Куватова и Ильмар Альмухамедов, ректор Уфимского государственного института искусств. С детства он, запомнив красочный рассказ своей бабушки о сестрах, ставших после гибели звездами на небе, мечтал увидеть это сказание в танце. Из разных версий легенды (нашествие реальных врагов-завоевателей, космический и метафизический варианты и др.) он выбрал самую сказочную, близкую природе балета. Сестры, их избранники-богатыри, солнечный народ сталкиваются с миром злых духов — дэвов, их беспощадным властелином. И бесстрашно идут на смерть, бессмертием души побеждая зло. «Подобные сюжеты притягивают зрителя, побуждают верить в чудеса, недоступные в повседневной жизни», — уверен Альмухамедов.

При сценическом воплощении его концепция подверглась определенным изменениям. Исчезли одни персонажи, появились другие.

В либретто есть необычный персонаж — Баксы, проводник между мирами земным и небесным. Кто он: лик судьбы, вечный сказитель бессмертной легенды или иррациональная сила вне времени и пространства? Он, словно многоликий, мудрый режиссер сценического действа, появляется в самые важные моменты. Порой поддерживает героев, вселяет в них веру, старается отгородить от зла. Не в его силах изменить миропорядок. Вечен конфликт между солнечным миром людей и темными инфернальными силами. Так было, так будет. Ему дано лишь мудро предвидеть, предсказать трагические события.

На создание музыки к будущему балету был объявлен конкурс. Лучшей признали идею и музыкальную концепцию композитора Галины Зигановой. Это ее балетный дебют. Современным музыкальным языком, где традиции и формы классического балета тесно переплетены с темами фольклора, она рассказала свой вариант народной легенды. Создала скорее лирико-драматическую повесть с импрессионистическими картинами лунного света, капель воды, восхода солнца, вечного сияния звезд на небосклоне, чем героическую народную драму. Нездешним лунным мерцанием насыщены сцены воскресения погибшего героя в конце первого акта. Именно Луна — вечное животворящее женское начало — возвращает его к жизни, как и поцелуй любимой.

Композитор удачно использовала находки знаменитых балетных партитур Арама Хачатуряна, Кара Караева, Арифа Меликова, которые логично вплетены в ее музыку. Напористо динамичны сцены зарождения и нашествия зла, его разрастания до космических масштабов. В финале победоносная оргия дэвов и их предводителя обрывается простой мелодией знаменитого танца «Семи девушек» — непобедим скромный, но стойкий дух народа, воплощенный в этом номере. А потом таинственная «музыка небесных сфер» возвещает о появлении нового семизвездия на небосклоне. В безлюдном пространстве растворяется тема проводника между мирами, с которой начинался балет.

В слегка холодновато-отстраненной лирике решены дуэты главных героев — младшей сестры Яугуль и ее возлюбленного Акбулат-батыра. Нет в характеристике этих образов открытых эмоций и пылких страстей. Скорее сдержанная и просветленная женская целомудренность, непоказная мужская отвага. Индивидуализированы музыкальные портреты сестер в ансамбле второго действия — настоящий фейерверк девичьих характеров и настроений.

Ребусы партитуры блестяще разгадал и в игре оркестра преподнес музыкальный руководитель и дирижер постановки Александр Алексеев. Он щедро выявил богатства красочной оркестровки. Чисто и гармонично звучат разные группы, выразительны голоса солирующих инструментов. Местами музыкальная фактура подана предельно прозрачно. Пугающе динамичны все крещендо. Образы легко узнаваемы, выпуклы характеристики персонажей. А внутренняя драматургия тематического развития выявлена последовательно и так логично. Редкий случай, когда умно, талантливо прочитанную балетную партитуру хочется слушать отдельно от спектакля как чисто симфоническое произведение. Композитору сказочно повезло: отличная работа дирижера и оркестра повысили художественную ценность ее партитуры.

А как же танцы — важнейшая составляющая балета? Я знаю ряд произведений хореографа Рината Абушахманова. Он получил заслуженные призы и премии за отдельные показанные современные номера на весеннем пермском конкурсе «Арабеск» этого года. В них радовали яркая образность, точные, чуть ироничные характеры, простая современная пластика, умение работать с актерами. У хореографа явный дар миниатюриста. Другие его работы знаю по записям (в том числе интересную, полную лексических находок постановку «О чем молчат камни»). Бывший ведущий солист театра, он танцевал и принцев, и игровые яркие партии. Знает весь творческий диапазон мужского исполнительства.

Абушахманов хорошо изучил образцы русского классического наследия ХХ века, особенно балеты Юрия Григоровича, что заметно в премьерном спектакле. В нем много преднамеренных или невольных ссылок. Цитируется, конечно, первоклассный хореографический материал. Привычная ныне женская и мужская классика обогащена национальными элементами и деталями башкирских танцев. Характерны положения корпуса, особенно «танец рук», мелкие, ритмичные шажки и переступы. Грамотно выстроены массовые ансамбли и показаны сдержанные отношения героев. Чрезвычайно традиционны по классической лексике адажио главных героев, их вариации и соло, pas мужских воинственных плясок богатырей, сцены сражений людей и дэвов, женского кордебалета лунных дев и волн озера. К сожалению, они лишены того образного начала, которое так ценно в концертных номерах хореографа. Премьеры Гульсина Мавлюкасова (Яугуль) и Ильнур Зубаиров (Акбулат-батыр) — опытные, профессиональные артисты. Но часто весьма безликий, обобщенный классический текст партий не позволяет им выявить индивидуальности героев.

Дэву (виртуозный, фактурный Олег Шайбаков), его слугам и разным ликам зла повезло гораздо больше, что (увы!) не редкость в балетах. Их напористый, лихой, технически головоломный танец вызывает бурные аплодисменты в зале. Подобное «кособочит» драматургию балета — трудно понять, почему довольно безликое добро побеждает столь яркие и неистовые иррациональные силы.

Мало что балету добавляет невнятный пролог, где Дэв вроде предстает порождением сознания Акбулата. Намеченная тема (как в «Лебедином озере» Григоровича, где Злой гений — двойник Принца) тут же обрывается, не получив дальнейшего развития. Пролог хоть и весьма иллюстративный, кажется просто лишним.

Любопытно задумана партия Баксы, проводника между мирами (Андрей Брынцев). Он гибок и неуловим. То распластается на земле, то извивается подобно фантастическому растению, то странными пассами рук при помощи плаща пытается кого-то заколдовать или оградить, объединить — разъединить героев. Кто он: носитель добра или зла, может быть, нейтральный наблюдатель трагических событий? По пластике этот странный персонаж — самый интересный в балете.

После порабощения народа дэвами при помощи ярких длинных тканей (давно устаревший прием), гибели героя, сестры срывают с себя надетые нечистью дорогие украшения, бросаются в волны вышедшего из берегов озера. Недолго празднуют победу Дэв и его слуги. Сестры, одетые в черные национальные одежды, цитируя оригинал, на пальцах исполняют знаменитый шедевр Файзи Гаскарова. Зло не властно над их светлыми душами. Их забирает небо, чтобы они сияли среди мириад звезд...

Просты с некоторым национальным колоритом балетные костюмы всех участников, предложенные художником Альбертом Нестеровым. Скромны закрытые платья девушек (белое — у главной героини). Серебрятся белые костюмы батыров. У злой силы они, естественно, блестящие и черно-красные. У проводника — широкий балахон и штаны, неизменный плащ в руках.

Намного образнее декорации. Над сценой повисла конструкция их легких, волнистых тканей. Не то скопление облаков, не то волны озера, в котором утонули сестры. Она легко трансформируется, выпуская из середины прозрачную колонну, словно энергетический канал между мирами — земным и небесным. Все тут работает на концепцию балета.

Здорово выставлена световая партитура (художник Евгений Ганзбург). Солнечный свет заливает пространство в сценах праздников и народного гулянья. В небесной, холодноватой голубизне растворяются нежные адажио героев. Мрачно красным высвечены сцены сражений воинов и дэвов.

Непросто создать оригинальный национальный балет по самой популярной башкирской легенде. На такое решаются немногие. Новый балет, несомненно, займет достойное место в репертуаре театра наряду с «Журавлиной песней», «Аркаимом», «О чем молчат камни», которыми гордится башкирская культура.

0


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Балетные театры мира » Башкирский театр оперы и балета.