Странная выставка бродит по Европе: называется она "В эпицентре урагана" и имеет своей целью, с одной стороны, спасения украинских произведений искусства от российского вторжения (если это так, то Украина, вероятно, самое бедное на земле государство в отношении произведений искусства - учитывая количество спасённыхЮ и, с другой стороны, освобождение этих самых произведений от ига приписывания их русскому авангарду.
При ближайшем рассмотрении данная выставка выглядит абсолютно также, как знаменитая чеховская унтерофицерская вдова - ибо язык картин, да и сопроводительные тексты рисуют абсолютно другую картину, нежели та, которой так добивались украинские пропагандисты.
Я беру только информацию с выставки и рассматриваю её содержание. Только факты и ничего другого.
Факт № 1.
Картины, написанные в Российской империи и картины, написанные в Австро.Венгерской империи художниками украинского происхождения. По обеим сторонам границы возникли прекрасные произведения, никак не отмеченные угнетением украинцев царём, как о том заявляют кураторы выставки. Но искусство говорит об обратном и эта правда не поддаётся посмертному изменению.
Факт № 2. Возникновение Украины на современных территориях произошло благодаря украинизации бывшего русского населения большевиками на русских же территориях. Это даже рассказывается в сопроводительном текстке и иллюстрируется на основе выставленных картин и других артефактов. ак где же знаменитое кровавое угнетение украинцев в СССР?
Факт № 3. У Украины было особое положение в Советском Союзе – об этом сообщает выставка, указывая на то, что Украина являлась единственной республикой, которая не делила общий советский павильон на Биеннале 1928 года, а имела собственный отдельный. Представлены также выставлявшиеся там картины.
Факт № 4. В УССР были основаны художественные институты в Киеве, Харькове и Львове. Сообщает выставка. Где здесь угнетение украинского искусства?
Факт № 5. На выставке представлены произведения из «штеттелей». Евреи проживали на территориях Российской империи, которые сегодня принадлежат Украине и Белоруссии, и могли переселяться в другие части страны только по специальному разрешению. Они не были украинцами (sic!) и таким образом не имеют отношения к «украинской культуре». Это абсолютная культурная аппроприайия.
Факт № 6. Казимир Малевич был поляком, Александра Экстер – еврейкой, Александр Богомазов – русским. Они все родились в Российской империи и их искусство возникло и развивалось под влиянием интернационального слияния направлений и течений в живописи и, прежде всего, русского авангарда. Ну, или же они сами и были представителями того самого, если хотите, «российского» авангарда. То, что теперь Украина объявляет их «украинскими художниками» является примером ярчайшей культурной аппроприации – мертвых нельзя спросить, кем они сами себя считали, а факты говорят совсем о другом.
Факт № 7. В Пост Скриптуме указывается на то, что в 30-е годы украинизация закончилась, художественные эксперименты были запрещены, а художники сосланы, брошены в тюрьму или убиты, произведения живописи уничтожены. Всё это так. Только это не имеет никакого отношения к украинизации – она продолжалась вплоть до 1991г. и привела, в конечном итоге, к образованию того самого что до недавнего времени было Украиной. Остаётся только пожалеть, что устроители выставки не сочли нудным представить произведения украинских художников периода СССР с 30х по 1991 год. Видимо, они также не посчитали нужным «спасть их от бомб». Что касается судьбы художественных экспериментов и деятелей искусства, то произошедшее не является чисто украинской трагедией – это было трагедией всех тогдашних 12 советских республик. И большинство уничтоженных художников, поэтов, писателей, театральных деятелей были русскими. Просто потому, что русских в стране больше.
Факт № 8. Организаторы выставки хотели представить угнетение украинцев русскими и культурную аппроприацию украинского искусства Россией. В результате они показали как раз противное. Как сказал посетитель выставки, австриец, своей жене, когда они читали информацию об украинизации, проводившейся большевиками: «А теперь они не дают населению Донбасса говорить на родном языке. Занавес.
Картины с выставки следуют.