Итак, Алессандра Ферри вывела на сцену вверенного ей ансамбля Венского гос. балета своего "первенца" - неувядающий в веках шедевр "Жизель".
В Вене "Жизель" традиционно идёт в редакции Елены Чернышёвой, отличающейся от всех других, в основном, австрийско-баварскими дирнделями на крестьянках в первом действия, а также традиционными народными "кожаными" бриджами на подтяжках на крестьянах. Ну, а также па-де-сисом вместо вставного па-де-де.
Среди "коучей" и "тренеров" рядом с самой Ферри числятся такие имена как Хулио Бокка и Марчело Гомес.
Наверное, нам бы не пришло в голову в очередной раз смотреть "Жизель" в Вене, тем более после явно фашистской политики этого "дома" во времена ковида, но привлекли имена дебютантов этой сцены и этого вечера - Лауры Фернандес-Громовой в партии Жизели, Антонио Казалино в партии Альбрехта и Алессандро Кавальо.
Сначала о героях вечера.
В первую очередь, это был оркестр под музыкальным руководством Лучано ди Мартино.
Тончайшая интерпретация, почти ни одной фальшивой ноты, сочное звучание. Вечная музыка Адана.
Прекрасно слажен кордебалет. Хотя рост некоторых танцовщиц и не способствует особому эстетическому наслаждению.
Па-де-катр вставного па-де-де: Маргарита Фернандес, Синтия Лиз, Арне Вандервельде, Ринальдо Венути. Премило и довольно чистенько. Виртуозно.
Нет, конечно, главных протагонистов нельзя назвать "не героями". И, в первую очередь, Казалино и Кавальо: итальянский десант в Вене, безусловно, современен и хорош. Особенно Казалино - открытие Игоря Зеленского для Мюнхена, последовавший зову своей выдающейся соотечественницы и ставший премьером Венского гос. балета. Танцовщик этот уверен и современен технически и, безусловно, одарён драматически. Хотя меня постоянно преследовала "тень отца Гамлета" - Сергей Полунин. Странно, однако. Ведь к его ультимативным фанатам я себя причислить не могу. Альбрехт Казалино подкупал мужественностью и силой, страстностью, ну, и безупречностью техники в по-современному сложных вариациях. А окончательно завоевал наши сердца, когда отскакал две диагонали притяжения к Мирте в виртуознейших бризе. Как и мило это нашему русскому сердцу. И ещё. Всё-таки удивительно оно, это наше любимое искусство балета: во много раз просмотренных спектаклях иной артист умудрится что-то сделать так, что возникнут вдруг ранее не посещавшие тебя мысли и эмоции. Так и на этот раз: развевающийся при пробежке круга плащ Казалино вдруг заставил меня почувствовать всю трагедию души, отдавшейся мечте, и разбитой суровой правдой обстоятельств. Не знаю, как он это сделал с плащом. Или это прожитые мною годы вдруг сделали ЭТО со мной... Открытие вечера.
Алессандро Кавальо представил канонического Хилариона, не делая из него гротескного злодея. И убедил технически.
Мирту в наш вечер танцевала Иоанна Авраам. Мы наблюдаем за этой балериной более 10 лет. Она прошла вполне предсказуемый путь через все ступени солисток и по-праву стала примой. Мирта её обладала необходимым для себя брио и неплохим полётом. Но мороза по коже лично у меня не случилось: дежурная, очень мастеровитая работа.
И вот тут позвольте мне перейти к общему "сюрпризу" вечера: вероятно, впервые за мою балетоманскую карьеру не пробило меня ни на слезу, ни на меланхолическое послевкусие. И через пару часов мне приходилось вообще направленно вспоминать, что вчера был балет "Жизель".
Всё было на вкус, как очень изысканное блюдо, но, к сожалению, всего лишь нарисованное на бумаге. И, соответственно, бумажное на вкус при попытке его съесть.
И случилось это, полагаю я, не только по причине того, что не летают в этой постановке над сценой деувушки-виллисы, а заменяют их простонародные покойницы в не совсем белых саванах. Это мы уже видели.
Но такие балерины, как Мария Яковлева, способны были и в этом незатейливом саване создать парящий и жертвенный образ Жизели. Или Ольга Есина - холодной и непререкаемой Мирты, достойной представительницы потустороннего мира.
Дебютантка Лаура Фернандес-Громова особых ляп не допустила. Кроме одного: Жизели на сцене не оказалось. Был кто-то, рассказавший историю. Не больше.
Особых технических "взрывов" тоже не произошло. Мне вообще не понятно, почему эта танцовшица вдруг получила приму, не обладая ни выдающимся прыжком, ни выдающимися пор- де - бра и эпольманами - вместо них она "оснастила" свою Жизель висящими руками-веточками. Коронную вариацию первого действия прошла, остановившись посередине сцены, а манеж закончила "на зубах". В адажио второго акта долго стояла на ступне перед выходом в арабеск после девелопе.
"Блинчики" были вялыми и всё посвящение в виллисы не убедительным.
Немного увлекла меня сцена сумасшествия: вероятно, потому, что лицо Фернандес-Громовой чем-то напомнило лицо Спесивцевой...
Но, в общем, дебют уверенной хорошистки.
Остаётся надеяться, что Алессандре Ферри удастся показать зрителю те, пока не очень вырисовывающиеся качества, за которые она сделала бывшую полунинскую Красную Шапочку и первую солистку МАМТа примой в Вене.
Ждём и надеемся.