Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Театр Веры Майя

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://sa.uploads.ru/7LEyt.png

Вера Майя, начало 1930-х годов. Фотограф — Свищев-Паола, популярный советский фотохудожник

Благодаря  недавно опубликованному архиву театрального художника Дмитрия Гриневича, появилась возможность узнать немного о судьбе одного из коллективов, занимавшихся свободным пластическим танцем -  театре  под руководством  Веры Майя.
Биография  Дмитрия Гриневича сама по себе необычна и заслуживает отдельной темы.
Развитию его таланта и завоеванию достойного признания помешали тяжелейшие испытания, выпавшие на его долю во времена сталинских репрессий.
С его краткой биографией и с некоторыми,  чудом уцелевшими его картинами, можно ознакомиться в разделе "Это интересно" в теме «Дмитрий Гриневич - художник, которого забыли».

http://sa.uploads.ru/t/fhoSw.jpg
Эскиз костюма для постановки театра Веры Майя. Художник Д.Гриневич

Записки  Дмитрия Гриневича помогают получить представление о том, какие  метаморфозы и изменения должен был претерпеть коллектив, исповедующий философию  свободного танца, чтобы как-то  приспособиться к  ужесточавшемуся политическому климату и продлить, хотя бы  на какое-то, пусть недолгое время, свое существование.

http://sa.uploads.ru/VTFs5.jpg
Вторая слева - Вера Майя

«В 20-х годах, когда Дмитрий Гриневич начал сотрудничество с руководителем танцевального коллектива хореографом и пианисткой Верой Майя, это был ещё не театр, а студия. В 1917-1920 гг. – Студия Веры Майя, в 1920-1924 гг. – Студия выразительного движения, в 1924-1926 гг. – пластическая секция, а в 1924-1926 гг. класс пластического искусства хореографического отделения Московского театрального техникума им. А.В. Луначарского. В 1927 в связи с тяжелым финансовым положением техникума его хореографическое отделение было закрыто, и из курса Веры Майя был организован ансамбль «Искусство танца», который просуществовал ещё пять лет. С 1932 года он стал называться Театром Веры Майя.

Основателем театра была Вера Владимировна Боголюбова (1891-1974), которая училась в Московской консерватории в классе К. Н. Игумнова и посещала студию Франчески Беата, ученицы Айседоры Дункан, выступления которой в России и послужили созданию многочисленных студий «свободного танца». В 1917 году Вера Боголюбова под псевдонимом Вера Майя начала выступать сама, и вскоре в ее «Студии выразительного движения» появились первые ученики.» 
Думаю, что основательница театра не случайно имела  серьезное музыкальное образование и развитый музыкальный вкус, ведь свободные танцы, как правило, исполнялись под первоклассную современную или серьезную классическую музыку, что в то время далеко не всегда было прерогативой танца балетного.
«Создавая свои танцы, Вера Майя шла от музыки: прекрасная пианистка, она садилась за рояль и предлагала свою интерпретацию произведений». 
Наделенная художественной интуицией, Майя стала зачинательницей нескольких направлений советского танцевального искусства.

В танцы вводились акробатические элементы и этюды на пластику и силу, включая построение живых пирамид. Акробатику в танце одобряли далеко не все хореографы, но у зрителей акробатические номера и эффектные поддержки пользовались неизменным успехом».
http://sa.uploads.ru/BUsoH.jpg
http://sa.uploads.ru/kvLbC.jpg
http://sa.uploads.ru/xJpdf.jpg

Вера Майя  ищет новые танцевальные формы и пробует создать более рациональную, нежели у "пластичек", систему тренировки танцоров. Она серьезно изучает анатомию и механику движения человеческого тела, обнаруживая множество "забытых" мышц, тех, что обычно мало развиты, и придумывает для их разработки специальные упражнения. Со временем ее ученики научатся мастерски владеть мышцами головы, шеи, живота, бедер, ступней и т. д.

Внимательно приглядевшись к движениям классического танца, Майя поняла, что не следует отказываться от столь совершенной системы тренировки ног. Не отвергает она прыжковые и вращательные движения, тем самым преодолевая главный недостаток "пластических" танцев - их статичность. Однако же вне тренировочных упражнений Майя не использует выворотность ног классического танца, придерживаясь эстетики естественного положения тела (Из беседы с В. В. Майя (27 июня 1966 г.).).

Много элементов для своего тренажа позаимствовала Майя у акробатики, развивая смелость и ловкость учеников. Когда они освоили партерные упражнения (один из самых интересных номеров - "Веревочка" - был целиком построен на них), Майя стала использовать акробатические приемы и в поддержке. Впервые ею были созданы эффектнейшие акробатические позы "рыбка", "ласточка", используемые в дальнейшем всеми эстрадными и академическими танцорами.
Майя обращала внимание не только на физическую тренировку, но и на музыкальную культуру танцоров. Она учила их чувствовать и понимать музыку, заставляла работать их фантазию, воспитывала быстроту реакции на звуковое восприятие и способность выражать мимикой и движениями возникшие под влиянием музыки эмоции. Словом, Майя удалось разработать продуманную систему тренировки, вооружавшую танцоров умением свободно владеть телом, способностью выполнять самые различные постановочные задания. По сравнению с дункановскими принципами, освобождавшими танцоров от техники классического танца, но почти ничего не дающих взамен, - это было значительным достижением.

Студии Веры Майя существенную помощь оказывал нарком просвещения А.В. Луначарский. В архиве театра хранится его записка, адресованная в земельно-жилищный отдел, куда он обращается с просьбой "оказать этой студии содействие в... подыскании помещения".
 
Луначарский  называл танец высокой формой "агитационной поэзии". Танцу отводилась значительная роль в грандиозных массовых праздниках, о которых он мечтал. Луначарский был внимателен ко всему, что делалось в области танца, и опекал все молодое и талантливое. 

С середины 20-х гг. в репертуаре студии Веры Майя появились разного рода танцы-стилизации, как египетских и индийских изображений, так и фольклора народов СССР. В фольклорном танце Вера Майя увидела неисчерпаемый запас идей и образов. Со временем самыми значительными ее постановками стали именно народные танцы: русские, молдавские и т. д. 

Внимание к фольклору дало возможность «Театру Веры Майя» сохраниться в то время, когда остальные пластические студии, курсы и институты ритмики были закрыты.

Вера Майя ввела в репертуар и жанровые картинки. Например, в 1927 г. она ставит «Маски города» на муз. О. Тихоновой, С. Харкевича.

Первой среди советских балетмейстеров Вера Майя откликнулась на призыв общественности создать бытовой, молодежный танец. Сочиненные ею танцы "Октябрь" и "Галоп" пользовались успехом в московских клубах. 

Танцевально-студийное движение, начатое Айседорой Дункан в начале ХХ века дало многочисленные ростки в общей культуре, в профессиональном искусстве танца, в гигиенической и художественной гимнастике. 

http://sa.uploads.ru/79N6M.jpg
http://sa.uploads.ru/R8yTO.jpg

Со временем  коллектив Театра Веры Майя стал просто концертно-эстрадным ансамблем, который, гастролируя по провинции, существовал до начала войны. 

(Из Энциклопедии «Русский балет». БРЭ, "Согласие", 1997 и по материалам сайта «История танца»/Студийное движение и подготовка кадров эстрадных танцоров: http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z … t003.shtml).

Но тогда, в конце 20-х это был почти единственный сохранившийся коллектив, пропагандирующий свободный танец, который впоследствии стал называться современным танцем («почти», потому что была ещё студия Айседоры Дункан, просуществовавшая до 50-х годов). Театр Веры Майя – остался единственным новаторским театром, не закрытым властями после НЭПа. Гонения на свободный танец, начались с приходом к власти Сталина в середине 1920-х годов. Свободный танец оказался слишком авангардным. Его обвинили также в чрезмерной эротичности и в дурном влиянии на нравы. 

Уже в 1924 году все государственные танцевальные школы и студии были взяты Моссоветом под контроль, а все частные школы и студии танца были закрыты. А вскоре в театре начался возврат к академизму, и все эксперименты с модерном, в том числе, хореографические, были прекращены. В искусстве танца стали господствовать лишь поощряемые государством жанры: классический балет и стилизованный народный танец. 

Театр, которому ещё кое-что было позволено – театр Веры Майя, который сохранился дольше других только потому, что искусно замаскировался.» 

По материалам сайта Проза.ру
http://www.proza.ru/avtor/dgrinevich

Отредактировано Айрин (01-12-2014 03:16:40)

+1

2

Wow, Airin did a really good job by posting this!

But this doesn´t mean that every member has to write this much!

Any thoughts on this post???

0