Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Золушка

Сообщений 1 страница 30 из 36

1

"Золушка"
Композитор:
Сергей Прокофьев
Автор либретто:
Николай Волков
Источник сюжета:
одноимённая сказка Шарля Перро
Хореограф:
Ростислав Захаров
Дирижёр-постановщик:
Юрий Файер
Последующие редакции:
Константин Сергеев, Фредерик Аштон, Рудольф Нуриев, Владимир Васильев, Алексей Ратманский, Кирилл Симонов и др.
Количество действий:
3
Год создания:
1944
Первая постановка:
21 ноября 1945
Место первой постановки:
Большой театр

"Золушка" — балет в трёх актах Сергея Прокофьева (опус 87). Либретто Николая Волкова по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.

Содержание

    1 История создания
    2 Краткое содержание
    3 Музыкальные номера
    4 Музыка балета
    5 Интересные факты
    6 Постановки Золушки
        6.1 Постановки на музыку Прокофьева
        6.2 Балет на музыку других композиторов
    7 Экранизации

История создания

Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова. Ранее на сюжет Золушки ставились балеты на музыку других композиторов.

Борис Пастернак писал Галине Улановой после премьеры балета в Москве в декабре 1945 года:

    «…Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты… Мне та сила дорога в её угрожающей противоположности той, тоже вековой, лживой и трусливой, низкопоклонной придворной стихии, нынешних форм которой я не люблю до сумасшествия…»

8 апреля 1946 года в Кировском театре состоялась премьера нового балета Константина Сергеева на музыку Прокофьева. Спектакль оформил художник Борис Эрдман, за дирижёрским пультом был Павел Фельдт. Партию Золушки исполнила супруга балетмейстера Наталья Дудинская, а принца — К. М. Сергеев. Прекрасным воплощением образа Золушки стали Габриэла Комлева и Светлана Ефремова. И сам спектакль на долгие годы полюбился зрителю, вспоминавшему фильм Шварца. В своё время, в начале 80-х годов, спектакль Сергеева был заснят на киноплёнку как телебалет.

Известность также получила постановка «Золушки» Фредериком Аштоном в 1948 году на артистов труппы «Сэдлерс-Уэллс» в Лондоне.

Краткое содержание

Акт первый

В доме злой мачехи она сама и две ее дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сестры гонят ее, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит ее. Мачеха и сестры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев дает неуклюжим сестрам последний перед балом урок. Наконец мачеха и сестры уезжают. Золушка остается одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается — это фея, которая наградит Золушку за ее доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие — в полночь она должна оттуда уйти.

Акт второй

Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сестрами. Сестры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищен ею и приглашает на танец (большой вальс). Сестры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.

Акт третий

Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка все также занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сестры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку — она им безнадежно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у нее из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке — это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.
Музыкальные номера

    Акт первый

            1. Вступление
            2. Па-де-шаль
            3. Золушка
            4. Отец
            5. Фея-нищенка
            6. Поставщики и переодевание сестер
            7. Урок танца
            8. Отъезд Мачехи и сестер на бал
            9. Мечты Золушки о бале
            10. Гавот
            11. Второе появление Феи-нищенки
            12. Вариация Феи весны
            13. Монолог Феи лета
            14. Кузнечики и стрекозы
            15. Вариация Феи осени
            16. Вариация Феи зимы
            17. Прерванный отъезд
            18. Сцена с часами
            19. Отъезд Золушки на бал

    Акт второй

            20. Придворный танец
            21. Паспье
            22. Танец кавалеров (бурре)
            23. Вариация Худышки
            24. Вариация Кубышки
            25. Придворный танец
            26. Мазурка и выход Принца
            27. Вариация четырех сверстников Принца
            28. Мазурка
            29. Приезд Золушки на бал
            30. Большой вальс
            31. Прогулка
            32. Вариация Золушки
            33. Вариация Принца
            34. Угошение гостей
            35. Дуэт сестер с апельсинами
            36. Дуэт Принца и Золушки (Адажио)
            37. Вальс-кода
            38. Полночь

    Акт третий

            39. Принц и сапожники
            40. Первый галоп принца
            41. Соблазн
            42. Второй галоп принца
            43. Ориенталия
            44. Третий галоп принца
            45. Пробуждение Золушки
            46. Утро после бала
            47. Посещение Принца
            48. Принц нашел Золушку
            49. Медленный вальс
            50. Аморозо

Музыка балета

Музыка балета «Золушка» часто исполняется без хореографии как симфоническое произведение. Кроме того Прокофьев на ее основе создал произведения для оркестра и отдельных инструментов.

Оркестровые сюиты

    Сюита № 1 из балета «Золушка», ор. 107.
    Сюита № 2 из балета «Золушка», ор. 108.
    Сюита № 3 из балета «Золушка», ор. 109.

Фрагменты, аранжированные для фортепиано

    Три пьесы, ор. 95.
    Десять пьес, ор. 97.
    Шесть пьес, ор. 102.

Интересные факты

Роли мачехи и сестер в некоторых постановках балета исполняют мужчины.

Музыка для дуэта сестер с апельсинами взята Прокофьевым из его оперы «Любовь к трем апельсинам», которая в 1940-50-е годы в СССР не исполнялась.
Постановки Золушки
Основная статья: Золушка (список балетов)
Постановки на музыку Прокофьева

    1945 год, 21 ноября — «Золушка», Балетмейстер — Ростислав Захаров. Либретто Н. Волкова. Первое представление: Большой театр, Москва. Художник П. В. Вильямс. Первые исполнители: Золушка — Ольга Лепешинская (затем — Галина Уланова); Принц — Михаил Габович (затем — Владимир Преображенский).
    1946 год, 8 апреля — «Золушка», Балетмейстер — Константин Сергеев. Либретто Н. Волкова. Первое представление: Кировский театр , Ленинград. Художник Б. Р. Эрдманн. Первые исполнители: Золушка — Наталья Дудинская; Принц — Константин Сергеев.
    1948 год — «Золушка», (Cinderella) Балетмейстер — Фредерик Аштон. «Сэдлерс-Уэллс балле», Лондон.
    1987 год — «Золушка», (Cinderella) Балетмейстер — Рудольф Нуриев. Первое представление — «Парижская Опера», Франция.
    2002 год, 5 марта — «Золушка», Балетмейстер — Алексей Ратманский. Композитор Сергей Прокофьев, Мариинский театр ,Санкт-Петербург. Художник И. Уткин. Первые исполнители: Золушка — Диана Вишнева; Принц — А.Меркурьев. Мачеха — Юлия Махалина; Худышка — Виктория Терешкина; Кубышка — Маргарита Куллик.

Балет на музыку других композиторов

    «Сандрильона» / Cinderella композитора Фернандо Сора:

Балет был поставлен балетмейстером Альбером в 1822 г. в Лондоне и в 1823 г. — в Париже. В 1824 г. эта постановка была перенесена в Москву балетмейстером Фелицатой Гюллень-Сор (совместно с Иваном Лобановым), она же исполнила главную роль. «Сандрильоной» Гюллень-Сор 6 января 1825 года был открыт московский Большой театр.

    «Волшебный башмачок» («Хpустальный башмачок», «Сандрильона») композитора В. К. Мюльдорфера:

Балет был поставлен в 1871 году в московском Большом театре балетмейстером Вацлавом Рейзингером. Постановка восстанавливалась в 1889 А. Н. Богдановым и в 1899 — И. Н. Хлюстиным.

    «Золушка» композитора Б. А. Фитингоф-Шеля:

Премьера состоялась 5 [17] декабря 1893 г. в петербургском Мариинском театре. Балетмейстеры постановки — Мариус Петипа, Энрико Чеккетти и Лев Иванов. Главные партии исполняли Пьерина Леньяни (Сандрильона) и Павел Гердт (принц Шарман). В этом спектакле впервые в России балериной были исполнены 32 фуэте.

    «Золушка» Иоганна Штрауса:

Единственный балет композитора. Премьера состоялась 2 мая 1901 года на сцене берлинской Королевской оперы, балетмейстер — Эмиль Граб (Emil Graeb). Главную партию исполнила Антониетта Дель-Эра.

    «Золушка» композитора Эрланже:

Русский балет полковника де Базиля, 1938 г. Балетмейстер — Михаил Фокин, в главной партии — Татьяна Рябушинская.
Экранизации
Основная статья: Золушка (телебалет)

    «Хрустальный башмачок» (СССР, 1960, реж. А. А. Роу, Ростислав Захаров).

Телевизионные записи:

    «Золушка» (запись 2007 года) — спектакль Парижской национальной оперы (постановка 1986 года, хореография Рудольфа Нуреева). В главных партиях: Жозе Мартинес и Аньес Летестю.

0

2

"Золушка" в театре Классического балета Касаткиной и Василёа

0

3

                                                                                 Рудольф Нуреев. "Золушка".

0

4

                                                                                       Вальс из балета Золушка

0

5

                                                                                      Балет "Золушка" в Одессе

0

6

                                                                                     Большой балет (Диана Вишнева "Золушка")

0

7

                                                                                     "Золушка" - балет С.Прокофьева. Пост. Р.Нуриева.

0

8

                                                                                            Балет-сказка "Золушка".Промо-ролик                                                                                                                                                                             
Адажио из балета "Золушка" Е.Чепрасова и А.Сергеев
                                                                                      Балет сказка "Золушка" 3.06.2013 г.

0

9

Габриэла Комлева  постаноке Константина Сергеева

0

10

Екатерина Максимова в постановке Владимира Васильева. Мачеха - Владимир Васильев.

0

11

Постановка сэра Фредерика Эштона для Королевского балета. Антуанетт Сибли - Энтони Доуелл.

0

12

Большой Театр постановка Юрия Посохова

0

13

Я в восторге от этого балета ! :love:

0

14

Эта Золушка неизвестного происхождения. Постановка, по-моему, интересная. Может быть, кто-нибудь знает: кто, когда и где это поставил?

0

15

Это Алексей Осипович поставил в Мариинском в 2002 году.
Вот из недавнего спектакля

0

16

Дорогой(ая) PRIVET, посмотрела любезно размещенные Вами сцены из недавнего спектакля, спасибо. После просмотра более длинных эпизодов, могу только заметить, что трейлер постановки снят, действительно, талантливо, как и полагается в таких случаях,  использованы  краткие и наиболее зрелищные фрагменты. Смотреть балет целиком, по-моему, скучновато. ИМХО

+1

17

Xu-xu, xa-xa

Cinderella - Maguy Marin

+1

18

[/hide]

Мне очень нравится эта Золушка, поставленная В.Малаховым в Берлине. И Полина Семионова здесь, по-моему, очень хороша.

+1

19

Большое спасибо, дорогая CorrVis, за "Золушку" Малахова.
Берлин без него осиротел, захирел и поник.
Правда, Семионова туда с удовольствием вернулась.
Жаль, такой замечательный репертуар создал Малахов, а пришёл Дуато и , как говорится, всё ....

0

20

Да, действительно жаль, но, похоже, это тенденция. То, что происходит в Парижской опере, тоже не радует. А в нашем Большом? Остается надеяться, что это временное явление, придут новые люди, с новыми идеями. Сколько раз это уже случалось в истории балета, переживем и эти трудные времена. А Золушку я очень люблю. Музыку Прокофьева. А вот балет, соответствующий этой гениальной музыке, по-моему, еще не создан. Но Малахов где-то близко, мне кажется.

0

21

А мне ещё очень нравится версия Кристофера Вилдона. У нас было в его теме. Но ЮТ забанил.  :dontknow:

0

22

С Цыганковой и Голдингом? Да, это интересно. Но все-таки мне кажется, что в случае с Золушкой музыка гораздо больше, чем может предложить хореограф. Конечно, тандем Чайковский-Петипа вряд ли повторить. И представить себе хореографа (в наше время!) равного по дару Прокофьеву  - мое воображение отказывается. Но как знать, как знать...

0

23

Конечно, Прокофьев - титан.
Но вот как-то  у "Ромео и Джульетты" судьба сложилась очень хорошо: я даже не знаю, кто мне больше нравится. Я их всех по-своему ценю: и отца-прародителя Лавровского, и Крэнко, и МакМиллана. Обожаю, конечно, Григоровича. И даже у Дуато можно найти очень рациональные вещи (как "игра" с покрывалом у балкона).
А у "Золушки" какя-то судьба не очень "шлягерная". Как-то балет этот все ставят, но особого прорыва не получается. Хотя захаровский "Хрустальный башмачок" был очень хорош. У Виноградова был отличный спектакль. И мне Васильевская постановка в своё время понравилась - с Екатериной Сергеевной и Андрисом. Но какой-то этот балет не "убойный".
А музыка - да. Великая музыка.

0

24

Я думаю, РиДж просто более популярна, в этом сюжете и хореографу и артистам есть где развернуться. И зрители всегда готовы воспринимать сюжет, запасаясь носовыми платками. Но, по большому счету, по сути - история неромантичная, я бы сказала дикая - кровь, вражда и бессмысленная гибель двух подростков. И если рассматривать ее именно так, то Дуато подошел ближе всех. Когда эгоистичная, слепая страсть двух почти детей сметает,разрушает все на своем пути. Когда они хотят всего сразу, здесь и сейчас, а смерть для них - абстракция, потому что в этом возрасте они все уверены, что бессмертны. Я вот думаю, если бы не это нагромождение нелепых случайностей, и дети остались бы жить - как долго продлилась бы эта любовь? Хотя я ни разу не поклонница Дуато, но в РиДж он что-то поймал, какую-то не романтичную, а истинную, животную подоплеку этой истории. И Осипова это станцевала, вот в этом именно спектакле она была пугающе органична. И, кстати, ее дуэт с Васильевым именно в этой РиДж смотрелся более естественно, чем с Сарафановым. А Золушку танцевать гораздо сложнее, особенно современным девушкам, потому что это ведь история не про ушлую девицу, которая заполучила в конце-концов выгодного жениха и пробилась в высшее общество. Это история  неэгоистичной  души, которая  светла и чиста, не жалуется, не ропщет и любит и жалеет всех, в том числе и мачеху с сестрицами Злюкой и Кривлякой.Принц и его любовь в финале - это не награда, не приз - это высшая справедливость за эту чистоту и свет. Ну как это танцевать сейчас, кто это сможет? Вот, кстати, в том старом "Хрустальном башмачке" у немолодой уже Стручковой это получилось.  И у Екатерины Сергеевны тоже. Но жизнь продолжается и преподносит сюрпризы иногда. Так что все еще возможно, и я надеюсь, что увижу еще ту Золушку, о которой мечтаю. И да, постановка Виноградова тоже очень хороша, он ведь, кажется, впервые поставил ее в Новосибирске совсем молодым человеком? А сейчас она идет в МАМТе? Но ни одной полноценной записи я в сети, к сожалению, не нашла. Был какой-то большой кусок с Сомовой и Соболевским, кажется, но, похоже, все удалили, увы.

0

25

Дорогая CorrVis!
Вы абсолютно правы: кровавые драмы значительно более привлекательны для обывателя, чем тихое, светлое и абсолютно положительное.
Хотя в оценках Ромео и Джульетты у Вас тоже проскакивает присущий тем детям юношеский максимализм. На мой взгляд, на своём пути они смели только самих себя. А можно сказать, как, впрочем, и общепринято, что были сметены бесчеловечными обстоятельствами.
Насчёт постановки Дуато. Наверное, это единственное, что ему как-то удалось. В Берлине от него по-настоящему похмелье.
Ромео Васильева уже тем отличается от Ромео Сарафанова, что Сарафанову приходится входить в роль, а "Ванечка" от рождения в образе романтического, но и буйно мятущегося юноши. Опять же чувства его тогда были ненаигранными.
Но тема у нас тут не про этот балет - хотя сравнить очень интересно.
В теме Олега Виноградова есть видео "Золушки", которую он пару лет назад поставил в своём маленьком театре при консерватории. И есть отрывок из телефильма с Жанной Аюповой в Кировском.
И да, свой первый спектакль он поставил в Новосибирске. Вообще свой первый. С волшебными декорациями Валерия Левенталя, которого ему посоветовали московские друзья как начинающего гения. Олег Михайлович очень увлекательно описал это в своих мемуарах, как и работу над "Золушкой", и свои находки для этого балета. Он вообще очень любит период работы в Новосибирске с Долгушиным и с Григоровичем.

0

26

Дорогой(-ая) PRIVET! Думаю, что "...смели только самих себя" не совсем справедливо. А,например, бедный Парис, убитый Ромео в склепе, он в чем был виноват? Но, впрочем, грешна,каюсь. Не люблю я эту историю, потому и заносит на поворотах иногда. Возможно,конечно, что найдутся артисты, которые заставят меня взглянуть на эту историю по-другому и по-настоящему посочувствовать героям. А вообще-то, никто из нас небезгрешен. Читаю ваш замечательный форум и периодически натыкаюсь на посты излишне комплиментарные (на мой взгляд) или излишне критичные (тоже на мой взгляд!). Но понимаю, что все мы всего лишь живые люди - с разными мнениями и предпочтениями и пониманием, что правильно, а что нет. Никому из нас не дано судить "sine ira et studio". Впрочем, тем интереснее. И спасибо огромное за Виноградова! Я читаю форум не очень давно и умудрилась эту ветку сразу не увидеть. Теперь с удовольствием добавлю его Золушку в свою коллекцию.

+1

27

CorrVis написал(а):

Читаю ваш замечательный форум и периодически натыкаюсь на посты излишне комплиментарные (на мой взгляд) или излишне критичные (тоже на мой взгляд!). Но понимаю, что все мы всего лишь живые люди - с разными мнениями и предпочтениями и пониманием, что правильно, а что нет.

Дорогая CorrVis, к сожалению или к счастью, балет не точная наука, не математика, поэтому и однозначные отзывы встречаются нечасто, да и руководство форума не ограничивает свободное изъявление взглядов, не продавливает свои личные предпочтения, а призывает нас "спорить и не соглашаться". 
И все же в чем-то главном участники, обычно, во мнениях сходятся. Всех, по-настоящему,  волнует состояние искусства балета на сегодняшний день (поэтому и много критикуют), но несмотря на частые  разочарования, думаю,  все ожидают  позитивных изменений и рады будут, тогда уже единодушно, их приветствовать.

0

28

Студийная съемка дуэта из "Золушки" в исполнении Р.Стручковой и м.Лавровского. Как хорош был Михаил Леонидович!

https://www.youtube.com/watch?v=dQz4xgx0Z_M

Отредактировано Рома (28-04-2017 21:51:49)

0

29

Балет Прокофьева «Золушка». Лекция Богдана Королька

+1

30

Абсолютный слух о сказке Золушка на балетной сцене

+1