ВЕРОНИКА ИВАНОВА -«НИМФЕТКА» РУССКОГО БАЛЕТА
...В жизни Вероника выглядела как девочка-подросток, тоненькая, длинноногая, да и говорила совсем детским голоском. И только по особому какому-то лукавому взгляду, который иногда посылала она собеседнику, можно было предположить, ЧТО скрывается в этом «тихом омуте»: не просто женское кокетство, но при кажущейся наивности - чуть-чуть порока и сексуальности... Словом, нимфетка. Эти природные данные Вероники, удлиненные пропорции красивого тела, томное изящество – все привлекало в молоденькой танцовщице.
Особенно хороша была Иванова в па-де-труа из «Пахиты» - ожившая фарфоровая статуэтка, капризная пастушка из пасторали! Помню, в те первые годы гастролей театра в Америке Иванову постоянно с одобрением отмечали американские критики: творческий потенциал молоденькой танцовщицы не оставлял сомнений. Оставалось только ждать, как этот талант будет развиваться. К сожалению, творческий путь Вероники, начинавшийся очень успешно, увел ее в никуда...
Я уже писала о том, как во время парижских гастролей театра в 1988 году Виноградов дал возможность молодым танцовщикам Веронике Ивановой и Александру Луневу выступить в сложнейшем классическом балете «Жизель». Вероника станцевала свою роль оригинально, никого не копируя, в соответствии со своей индивидуальностью. В первом акте ее Жизель выглядела как нимфа, полюбившая Бога. В сцене сумасшествия Жизели Иванова металась по сцене, как будто гонимая ветром, не в силах удержаться в разрушающемся привычном мирке, в котором так благополучно жила. И умерла – как улетела.
Тему бедной, загубленной «нимфы» Иванова - воздушная, нежная, с поникшими кистями рук - продолжала и во втором акте. Эту же тему балерина развивала позднее и с другими партнерами.
Была Вероника Иванова прекрасной исполнительницей вариаций, особенно в «Пахите», в «Корсаре», затем партии Феи в отрывке из балета «Фея кукол», феи Нежности и Принцессы Флорины в «Спящей красавице», удачно танцевала Золушку в одноименном балете Олега Виноградова. Когда Виноградов впервые пригласил репетиторов из нью-йоркского Городского театра перенести на русскую сцену «Тему с вариацией» Джорджа Баланчина, Вероника хотя и танцевала в ансамбле, но обратила на себя всеобщее внимание (строгая, с опущенными глазками – эдакая заколдованная принцесса), американские знатоки баланчинской хореографии утверждали, что она рождена танцевать его хореографию. Но Вероника так не считала и позднее от участия в следующих балетах Баланчина (причем в сольной партии) отказалась. Это было, на мой взгляд, и неправильно, и неразумно.
В 1993 году театр пригласил Юрия Николаевича Григоровича возобновить один из его шедевров – балет «Легенда о любви». Вероника получила такую, казалось бы, «свою роль» - Ширин, одну из двух главных женских партий. Но станцевала ее совершенно формально.
Что случилось с ней в то время? Расходилась с другом? Была в конфронтации с Виноградовым? С репетиторами? Не знаю. Но роль она готовила как будто по принуждению и танцевала ее на премьере без воодушевления. За внешней изящностью не скрывалось ни одно живое чувство...
На кого она так обижалась, не знаю, но в конце 1990-х годов балерина бросила театр и вместе со своим партнером Никитой Щегловым уехала в Америку, в Цинциннати. Там они оба не смогли приспособиться к совершенно иному устройству и жизни американского театра (среди русских танцовщиков такое случилось не только с ними), не захотели танцевать современные балеты, которые в любом американском театре являются неотъемлемой частью репертуара. Не прижившись в Цинциннати, Вероника Иванова вернулась в Мариинский театр. Как писал один русский поэт: «В деревне хочется столицы, в столице хочется глуши...» Повторяю: не знаю, что искала Вероника, что не устраивало ее в Мариинском театре раньше, но когда она вернулась домой из Америки, ее «поезд ушел». Она еще танцует иногда в родном театре, но там уже светят другие звезды и публика увлекается другими именами. Вероника вышла замуж, родила сына. Время от времени вместе с Щегловым ездит на частные гастроли.
Возможно, таланту Вероники Ивановой не хватило глубины, а характеру – упорства в работе. Возможно, если бы с ней специально работали, ее талант развился бы и засверкал. Этого не случилось. Но несколько лет Вероника Иванова выделялась среди остальных молодых танцовщиц «лица необщим выраженьем», и на сцене ее присутствие было заметным. А потому, я считаю, ее имя должно остаться и на страницах истории балета Мариинского театра.
Нина Аловерт