Гзовская, Татьяна Васильевна
Балетмейстер 18 марта 29 сентября
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Татьяна Гзовская
Tatjana Gsovsky
Имя при рождении:
Татьяна Васильевна Исаченко
Дата рождения:
18 марта 1901[1][2]
Место рождения:
Москва, Российская империя
Дата смерти:
29 сентября 1993 (92 года)
Место смерти:
Берлин, Германия
Гражданство:
Flag of Russia.svg Российская империя→Flag of Germany.svg Германия
Профессия:
артистка балета, балетмейстер, балетный педагог
Театр:
Немецкая государственная опера, Немецкая опера
Награды:
Орден «За заслуги перед землёй Берлин» офицерский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
Берлинская художественная премия[ (1954)
Татья́на Васи́льевна Гзо́вская (урождённая Исаче́нко, 18 марта 1901, Москва — 29 сентября 1993, Берлин) — артистка балета, хореограф и педагог, преимущественно работавшая в Германии; одна из наиболее значительных фигур немецкого балета XX века. Сестра слависта Александра Исаченко, зятя и ученика князя Н. С. Трубецкого, супруга балетмейстера Виктора Гзовского.
Биография
В 1908 году, в возрасте 7 лет, начала заниматься классическим танцем в петербургской студии Евгении Соколовой. Позднее занималась свободным танцем в студии Ирмы Дункан. Некоторое время работала в Мариинском театре.
После гражданской войны работала в Краснодарском театре, где начала пробовать свои силы как педагог. Там она встретила Виктора Гзовского, которого знала с детства, и вышла за него замуж. В 1925 году супруги смогли покинуть советскую Россию и, в конце концов, оказались в Берлине. В эмиграции Татьяна занималась у Лаврентия Новикова, Матятина, Нины (Веры?) Кирсановой, а также в парижской студии Ольги Преображенской. Училась в институте Эмиля Жак-Далькроза в Хеллерау.
Поначалу Татьяна преподавала классический танец и ставила танцы для варьете. В 1928 году супруги открыли собственную танцевальную студию, а также организовали труппу «Балет Гзовских», которая выступала в Берлинском Зимнем саду. В январе 1932 года вместе с труппой гастролировали в Париже с программой «Историческое ревю танцев и костюмов 1830—1930».
С 1935 года начала балетмейстерскую деятельность, поставив в Эссене балет «Дон Жуан».
В 1937 году Виктор покинул Германию и переехал в Париж, Татьяна же осталась в Берлине, где несмотря на военное время, продолжала свою работу педагога и балетмейстера.
В 1943 году в театре Фольксбюне состоялась премьера её балета «Гойески» на музыку Гранадоса. Нацистская цензура объявила спетакль антипатриотическим и дегенеративным, сама Татьяна за свои «вырожденческие» постановки оказалась в «чёрном списке» геббельсовской цензуры. Однако, уехав из столицы, она смогла поставить несколько спектаклей в Лейпциге.
С именем Татьяны Гзовской связаны возрождение и расцвет немецкого балета в период после Второй мировой войны: в 1945—1952 годах по приглашению советской военной администрации она руководила балетной труппой Немецкой государственной оперы, находившейся на территории советского влияния в Восточном Берлине.
В результате конфликта, случившегося у Гзовской с руководством ГДР, запретившим постановки балетов на музыку Блахера и Стравинского и требовавшим придерживаться стиля социалистического реализма, она вместе с частью артистов балетной труппы переехала в Западный сектор Берлина. В 1952 году на городском театральном фестивале представила мировую премьеру балета Х. В. Хенце «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского.
В 1950—1951 годах работала в Буэнос-Айресе, в театре Колон, где наряду с переносом своих спектаклей «Иоанн Царисский», «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», поставила новую работу — балет «Шахматы». В 1953—1956 годах сделала несколько постановок для миланского театра Ла Скала. С 1954 по 1966 руководила балетной труппой Немецкой городской оперы (Западный Берлин).
В 1955 году организовала компанию «Берлинский балет», с которой многократно гастролировала и совершила турне по Южной Америке. С 1959 по 1966 руководила балетной труппой во Франкфурте.
В 1960 году перенесла на сцену Парижской оперы расширенную версию своего балета «Дама с камелиями».
Постановки
Татьяна Гзовская поставила около 150 балетов, многие из которых были впервые поставлены в Германии или являлись мировыми премьерами. Либретто к своим балетам она зачастую писала самостоятельно. В поисках новых партитур привлекала к работе ведущих европейских композиторов своего времени. Как балетмейстер Татьяна Гзовская работала преимущественно в неоклассическом стиле. В то же время, соединяя школу русского классического балета с приёмами свободного танца и стремлением к максимальной свободе выразительности, она выработала собственный стиль драматического танцевального спектакля — лаконичного, но в то же время остросюжетного и наделённого трагическим пафосом.
Городской театр, Эссен
1935 — «Дон Жуан» К.-В. Глюка (1946 — Немецкая опера, Берлин), «Славянские танцы» А. Дворжака (1938 — Немецкая опера, Берлин)
1936 — «Ландскнехты» Вайсмана
Шаушпильхауз, Берлин
1938 — «Дон Жуан» Р. Штрауса, «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского
Театр Фольксбюне, Берлин
1940 — «Гойески» Э. Гранадоса (1947 — Немецкая опера, Берлин, 1961 — Балет Франкфурта)
Лейпцигская опера
1942 — «Дафнис и Хлоя» Л. Шписа (1946 — Немецкая опера, Берлин), «Любовный напиток» М. де Фальи, «Карнавал» Р. Шумана
1943 — «Иоанн Царисский» В. Эгка (1944 — Баварская опера, Мюнхен, 1950 — театр Колон, Буэнос-Айрес, 1958 — Городская опера, Зап. Берлин, 1965 — Балет Франкфурта), «Веронские влюблённые» Л. Шписа, «Калейдоскоп» Б. Блахера, «Ночь» А. Соге, «Катулли Кармина» К. Орфа
Дрезденская опера
1944 — «Турандот» Г. фон Эйнема
J. Fehling Theater
1945 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1949 — Немецкая опера, Берлин, 1955 — Городская опера, Зап. Берлин, 1960 — Балет Франкфурта)
Немецкая государственная опера, Восточный Берлин
1946 — «Болеро» (1954 — Городская опера, Зап. Берлин, 1963 — Балет Франкфурта) М. Равеля, «Стрелы» Ф. Вальтера (F. Walter), «Ноблиссима визионе» П. Хиндемита, «Петрушка» И. Стравинского
1947 — «Призрак розы» Г. фон Вебера, «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси, «Фантастическая лавка» Дж. Россини в обработке О. Респиги
1948 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева** (1951 — театр Колон, Буэнос-Айрес, 1960 — Городской балет, Зап. Берлин)
1949 — «Прометей» Л. ван Бетховена (1960 — Городской балет, Зап. Берлин), «Дон Кихот» Л. Шписа
1950 — «Средняя школа» на музыку Чайковского
Театр Колон, Буэнос-Айрес
1950 — «Шахматы» А. Хинастера
Баварская государственная опера, Мюнхен
1950 — «Гамлет» Б. Блахера (совместная постановка с Виктором Гзовским, 1951 — театр Колон, 1953 — Балет Штутгарта, 1953 и 1961 — Городская опера, Зап. Берлин, 1963 — Немецкая опера, Зап. Берлин)
1953 — «Китайский соловей» В. Эгка (по сказке Андерсена)
Берлинский балет, Западный Берлин
1952 — «Аполлон мусагет» И. Стравинского (1958 – Городская опера, Зап. Берлин), «Идиот» Х. В. Хенце* (1959 – новая редакция)
1955 — Баллада» Э. фон Донаньи, «Сигнал» Г. Клебе, «Лабиринт/Тезей» Соненбурга (Kl. Sonnenburg), «Воспоминания» Ж. Оффенбаха
1956 — «Цветочный город» Г. Клебе, «Врата» Х.-Ф. Гартига[de], «Симфонические Вариации» Шумана, «Белоснежка» на музыку В.-А. Моцарта
1957 — «Дама с камелиями» А. Coгe (1960 — Парижская Опера, 1966 — Балет Франкфурта), «Глава IV/Каин» Питера Сандхофа, «Золушка» И.-Г. Вундерлиха (H.-J. Wunderlich?)
1958 — «Пиннокио» П. Сандхофа
1961 — «Дело/Раскольников» Г. Гейса[de]
Театр Ла Скала, Милан
1953 — «Триумф Афродиты» К. Орфа
1954 — «Свадебка» И. Стравинского (1961 — Городская опера, Зап. Берлин, 1964 — Балет Франкфурта)
1956 — «Мавра» И. Стравинского
Городская опера, Западный Берлин
«Этюды Шумана» (год постановки ?)
1953 — «Хореомузыка» на музыку В. А. Моцарта
1954 - «Пеллеас и Мелизанда» М. Г. Баумана, «Красный плащ» Л. Ноно (1961 – Балет Франкфурта)
1955 — «Орфей» на музыку Ф. Листа (1955 – Берлинский балет)
1956 — «Лебединое озеро» (II акт) П. И. Чайковского, «Венецианский мавр» Б. Блахера (1961 — Городская опера, Зап. Берлин, 1962 и 1964 — театр Колон, Буэнос-Айрес)
1958 — «Медуза» Г. фон Эйнема, «Агон» И. Стравинского (1959 – Балет Франкфурта), «Последний цветок» Н. Набокова, «Зверинец» Г. Клебе (1963 — Балет Франкфурта)
1959 — «Ундина» Х. В. Хенце (1963 – Балет Франкфурта), «Чёрное солнце» Хартига
1960 — «Вальс» М. Равеля, «Пеан» Р. Гасмана и О. Сала
1961 — «Озарения» Б. Бриттена, «Этюды» П. И. Чайковского, «Кармина Бурана» К. Орфа (1963 — Балет Франкфурта)
Городской балет, Франкфурт
1959 — «Абраксас» В. Эгка (1962 — театр Колон, Буэнос-Айрес)
1960 — «Семь смертных грехов» К. Вайля** (1964 — Немецкая опера, Зап. Берлин), «Движение» В. Фортнера
1961 — «Ритмические этюды» Вундерлиха (H. Wunderlich)
1962 — «Орфей» И. Стравинского
1963 — «Климат» Э. Кшенека
1966 — «Классическая сюита» А. Глазунова
Немецкая опера, Западный Берлин
1962 — «Загадка сфинкса» А. Соге, «Четыре видения Гойи» Гранадоса, «В исправительной колонии» Хартунга (E. Hartung, по новелле Ф. Кафки, также — Академия искусств, Берлин)
1964 — «Лабиринт истины» Э. Вареза (1964 — театр Колон, Буэнос-Айрес)
1965 — «Каприччо» Р. Либермана, «Тристан» Б. Блахера
1975 — «Раймонда» А. Глазунова
(*) — мировая премьера (**) — первая постановка балета в Германии
Педагогическая деятельность
Долгие годы Гзовская преподавала в собственной «Школе сценического танца». Также она возглавляла балетную школу при Немецкой городской опере (Западный Берлин). Среди её учеников – ведущие танцовщики Германии Гизела Деге (Gisela Deege), Мария Фрис[de], М. Пиль и Питер Ван Дейк.
Признание
1963 — премия имени С. П. Дягилева
1955 — Почётный член Академии искусств Западного Берлина
Почётный член Немецкой оперы
1992 — Крест за заслуги перед ФРГ
Композитор Борис Блахер посвятил Татьяне свою «Поэму для расширенного оркестра» (1974)
Библиография
Татьяна Гзовская — автор книги «Балет в Германии» (Берлин, 1954).
Михаэль Уэрманн. «Татьяна Гзовская и драматический балет. Берлинский стиль от „Идиота“ до „Тристана“»[6], 2001 (нем.)
Max W. Busch. Tatjana Gsovsky. Choreographin und Tanzädagogin. — Alexander Verlag Berlin, 2005. — 330 с. — ISBN 978-3-89581-105-0.[7]
Михаэль Хойерманн. Татьяна. Жизнь и творчество хореографа и педагога Татьяны Гзовской. — Мюнхен: издательский дом К. Кайзер, 2007.
http://www.wikiwand.com/ru/Гзовская,_Татьяна_Васильевна