Вот интересная вещь: русский танцевальный словарь рассказывает, что бурре возник как народный танец, а затем был адоптирован в придворный. А западная история искусств утверждает, что бурре является единственным танцевальным исключением, где всё было наоборот: он возник как придворный, а затем перекочевал в народ. Конечно, русская традиция находится под влиянием советской, где народ был единственным источником какого бы то ни было творчества. Поэтому в какую сторону ходил бурре - от знати в народ или, как принято, из народа в знать, мы уже теперь точно не установим. Но будем наслаждаться всякими разными бурре, в независимости, в каком направлении они гуляли.
[франц. Bourrée – букв. «умятый», от bourrer – набивать, уминать]
1.Старинный французский народный танец хороводного характера. Музыкальный размер – 2/4, ¾, 3/8 (в зависимости от местности). Темп быстрый. Для танца характерны синкопированный ритм и тяжеловесные прыжковые движения.
2.Придворный танец XVII–XVIII веков, созданный на основе народного образца. Музыкальный размер – 2/2, 2/4 или 4/4. Темп быстрый. Исполняется в паре, с передвижениями по танцевальному залу. Для танца характерны нарочито мелкие шаги, легкие переступания, изящные манерные позы.
В старину на народных вечеринках люди любили демонстрировать в танцах свои профессиональные навыки. Французские дровосеки и виноградари не были исключением. В качестве танцевальных па они использовали особый тип прыжков, помогавших им уминать хворост. Их танец и назвали словом «Бурре», обозначавшим вязанку хвороста [от франц. bourrer – уминать, надавать ударов, делать неожиданные скачки].
Танец Бурре возник в середине XVI века в провинции Овернь и вскоре распространился по всей Франции. В народном варианте его танцуют в деревянных башмаках – сабо. Танцующие демонстрируют своеобразную шуточную пантомиму. Поднимая и опуская руки, они будто бы укладывают хворост в вязанку, затем медленными тяжелыми прыжками и переступаниями ног как бы уминают его. В различных районах Франции Бурре имеет различный вид. Где-то он исполняется в двудольном размере, где-то – в трёхдольном. Неизменным остаётся только остро синкопированный ритм.
В XVII веке Бурре стал придворным танцем. Здесь он исполнялся исключительно в чётном размере. Попав в аристократическое общество, танец потерял народные черты. Его ритм приобрёл строгий рисунок, а движения, подчиняясь правилам придворного этикета, стали нарочито изысканными. На основе простонародного варианта танца придворные балетмейстеры выработали особый тип танцевального шага, который так и назвали – Па-де-Бурре [франц. Pas de Bourrée – шаг в характере танца Бурре] .
Для придворного танца Бурре характерны прыжки с ноги на ногу, чередующиеся с Па Марше и Па-де-Бурре. Большое значение имеют движения рук, то поднимающие их вверх, то опускающие вниз. В моменты, когда кавалеры держат руки внизу на бёдрах, дамы придерживают руками складки платья.
Во второй половине XVII века танец Бурре вошёл в мир высокого искусства. Шаги Па-де-Бурре были отточены до совершенства в балетах Люлли и Шмельцера, а музыка Бурре стала частью инструментальной сюиты. Тем не менее, и в XVIII веке Бурре оставался популярным придворным танцем. На его основе даже ставили более сложные комбинированные танцы, рассчитанные на одну пару: Сарабанда-Бурре [франц. Sarabande-Bourrée], Бурре-Менуэт [франц. Bourrée-Menuet] и др.
Придворный танец Бурре ушёл из бальных залов лишь в преддверии эпохи Вальса. Он вышел из моды как танец, но продолжил своё существование в произведениях инструментальной музыки.