Балетки, леггинсы, накидки-рукава... это не перечень модных тенденций, а всего лишь небольшой список вещей, необходимых любому артисту балета для работы. О моде и балете — в нашем интервью с Ведущей солисткой балета Иркутского музыкального театра, Марией Стрельченко.
Балетный костюм выглядит на сцене легким и изящным. Чтобы добиться такого эффекта, в создании каждого костюма участвует художник, балетмейстер и сам артист. Ведь костюм должен быть красивым, выражать образ, но главное — артист должен свободно двигаться в этом костюме. А движения в балете бывают и с элементами акробатики. Поэтому, мода в балете подчиняется соображениям удобства и образному рисунку спектакля. Конечно, веяния времени тоже не проходят мимо сцены. Например, сейчас уже ушли от полного облегания тканью тела артистов, и ткань заменяют телесного цвета сеткой, чтобы сохранить свободу движений.
Не могу сказать, что у меня есть самые любимые костюмы. Когда танцуешь роль, уже не чувствуешь одежды — ты как бы становишься с ней единым целым. В последнем спектакле «Ромео и Джульетта» было несколько костюмов — бальное платье Джульетты, венчальное и траурное платья. Мне очень понравился последний костюм — черный жатый шифон на белой тунике. На сцене это выглядело впечатляюще, и работать в нем очень удобно. Бальное платье пришлось несколько раз переделывать, т. к. оно не выдерживало движений танца. В результате оно тоже получилось очень удачным. Вообще, я больше люблю удлиненные юбки, в сочетании с открытым верхом.
Репетиционной одежды и обуви у артистов много. Фактически, в этой одежде мы проводим большую часть времени. Поэтому, как и любой женщине, мне хочется менять наряды даже на репетиции. Бывает, что-то шью сама.
Причем одежда для балета очень разнообразна. Купальник и леггинсы — довольно известные элементы костюма. А возьмите, например, разогревочные сапоги «чуни». Раньше вместо них использовали вязаные носки с кожаными стельками. Есть еще брюки, юбки, накидки-рукава, комбинезоны, шорты, майки, полотенца, мягкая балетная обувь и жесткая (пуанты). Перед танцем артист одет как кокон, который постепенно сбрасывает оболочки, чтобы в конце, после разогрева, превратиться в прекрасную бабочку.
Интересно, что как современная мода влияет на балетный костюм, так и наоборот. Балетки, леггинсы, накидки-рукава — эти вещи из арсенала артистов довольно часто встречаются сегодня на улицах...
Самый практичный, конечно, — черный цвет. Но сейчас производители выпускают одежду для балета коллекциями, и иногда невозможно устоять перед ярким купальником.
Про обувь можно говорить долго, ведь это один из важнейших элементов костюма. Пуанты артист меняет раз в 3—4 дня, поэтому особенно удачную пару всегда стараешься приберечь на спектакль. Могу поделиться своим секретом — чтобы пуанты служили дольше, залейте внутрь пятака чайную ложку мебельного лака. Пуанты тоже могут различаться мягкостью, цветом. Получается, что обуви в гардеробе балерины довольно много.
С прическами все гораздо проще — собранные волосы, как самый практичный вариант.
В силу особенностей работы, приходится носить одежду в спортивном стиле. Однако я очень люблю платья, и при любой возможности стараюсь нарядиться.
Надо сказать, что работа в балете накладывает много ограничений. Короткие ногти, гладкая прическа без челки, отсутствие макияжа. Причем блондинки при сценическом освещении абсолютно теряются — возникает ощущение одной большой головы без волос.
Поэтому платья — одна из немногих возможностей для балерины почувствовать себя женщиной. Ведь хочется быть красивой не только на сцене в гриме, но и в кругу семьи, для своих любимых людей.