15 июля 2019 г., интервью с Сергеем Полуниным в передаче Going Underground (телеканал RT UK, London) (само интервью на английском-выше пост)
Перевод: Ирина Мартынова ( большое спасибо )
- Что вы думаете о критиках здесь, в Великобритании? Они боятся Вас? Как они отреагировали на Ваши выступления в Лондонском Палладиуме?
- Я, честно говоря, не знаю, что думать об этом. Вообще это интересно. Пару раз они мешали мне двигаться вперёд так или иначе. Я мог бы справиться с этим, но критики могут лишить тебя имеющейся поддержки. Сначала было трудно. Когда критики отзываются о том, что ты делаешь в первый раз, в тебя перестают верить, особенно в Великобритании. Это может быть очень и очень сложно. У меня было несколько трудных лет, когда мне приходилось доказывать своей команде, людям вокруг, что я буду продолжать работать, что я верю в то, что делаю. Я думаю, иногда критики действуют по заданию, или же это их стиль работы. Это далеко не всегда на пользу искусству и людям искусства.
- Вы переработали «Весну священную». Когда Дягилев и Стравинский создавали её более ста лет назад, их тоже подвергали критике. Может, просто ничего не изменилось? Может, критика связана с тем, как поставили «Весну священную», с её хореографией?
- Во-первых, я хочу сказать, что музыка современна, и она прекрасна. Нижинский и Дягилев очевидно были так вдохновлены, что их творение и сейчас продолжает жить, вдохновляя людей. Когда я танцую под эту мощную музыку на протяжении тридцати шести минут, зрители получают заряд энергии. Это очень сильное произведение. Но опять-таки смотря кому ты хочешь поверить, зрителям или критикам.
- Что они всё-таки осуждают, новую хореографию «Весны священной» или то, что Вы ушли из Королевского балета?
- Я думаю, причин несколько. Им не нравится то, как я живу, не нравится моя свобода. Я ушёл из Королевского балета, перестал выступать для влиятельных зрителей, за что меня критики наказывали, но и я отзывался о них не слишком лестно. Я не думаю, что в них есть что-то хорошее, а они считают, что я не представляю ничего хорошего для культуры.
- Это проблема классового деления? В других странах балет всё-таки для людей, на Кубе, в Латинской Америке, в России. Но здесь (в Великобритании) не многие могут позволить себе купить билеты. Здесь имеются проблемы с балетной системой и её верхушкой?
- Да, и дело ещё в государственном устройстве и традициях, здесь проявляется сдержанность, даже в балете. Ты не показываешь свои чувства на все сто, руки надо держать чуточку ниже, быть немного холоднее. Я полагаю, какая страна, таковы и театральные традиции. Существуют определённые правила, и ты чувствуешь это в искусстве и в танцах. В разных странах реагируют и понимают абсолютно по-разному. Но зрители в Англии замечательные, я люблю этих зрителей и потому приезжаю снова и снова выступать в Великобритании. Но определённую часть истеблишмента трудно переубедить или изменить, да они и не хотят меняться.
- Но что же это все-таки? Ревность, зависть? Может быть, истеблишмент злится успеху Вашего ролика на музыку Хозиера (‘Take Me To Church’), который набрал уже больше двадцати семи миллионов просмотров на YouTube?
- Ну, я не уверен в этом. Но балет – это для богатых, он отдаляется от простых людей. Балет – это роскошь, и богатые люди не хотят, чтобы балет принадлежал и другим.
- Ваша премьера «Ромео и Джульетты» состоится на одной из лучше всего сохранившихся древних арен в мире. Что вы ожидаете от этого спектакля в Вероне?
- Верона для меня… У меня в жизни есть определённые цели. Одна из самых главных целей была выступать на больших площадках и создать своими силами классический спектакль, а это сложнее, чем другие виды постановок. Для этого нужны ресурсы, время, люди, надо построить декорации. И вот впервые я достигну сразу двух целей. Я ставлю классический балет, всем нравится видеть меня в классическом балете, это то, чему меня учили.
- И всё это в городе, где разворачивалось действие «Ромео и Джульетты».
- Да, совершенно верно, и получилось это совершенно случайно. Это не было запланировано, никто специально не думал, что «Ромео и Джульетту» надо поставить обязательно в Вероне. Я просто хотел работать с Йоханом Кобборгом, хореографом, который решил поставить «Ромео и Джульетту», и в то же самое время я получил приглашение от Arena di Verona поставить что-нибудь. Я решил, что это прекрасная возможность совместить эти две идеи. Людям понравится этот спектакль, людям, которые слушают рок и рэп. Им вполне можно пойти на этот спектакль, они скажут, что это здорово.
- Вы вероятно расстроены действиями ЛГБТ активистов (в Вероне). Вы говорили про рок, а я знаю, что вы очень положительно отзывались о Фредди Меркьюри, Элтоне Джоне и ряде других ЛГБТ активистах. Почему активисты из Вероны пытались добиться отмены Вашего спектакля?
- Это подводные течения. Некоторые люди не хотят пускать меня на итальянский рынок. Это конкуренция, и определенные люди контролируют этот рынок и не хотят допускать на него других и позволять делать всё, что им хочется.
- Кто же это?
- Я не буду говорить этого, это не слишком хорошо. Они распускают эти слухи, что случается со мной довольно часто. В больших театрах в случае возникновения конкуренции танцоры идут к директору и говорят: «Это моя роль, не приглашайте его». Ты заходишь на чужую территорию и многим трудно принять это. Меня несколько раз выкидывали из театров, из Ла Скала, из Королевского балета. То же самое произошло и с Парижской оперой, и это не было связано с моим инстаграмом. Дело в других танцорах, а мой инстаграм всего лишь дал им повод к чему-то придраться, чтобы раздуть из этого скандал. И это одна из причин, по которой я делаю собственные постановки, чтобы иметь свободу делать то, что мне нравится. На самом деле я хочу, чтобы такая свобода творить была и у других танцоров.
- Артисты балета всегда находятся под контролем, должны быть послушными и не иметь свободы?
- Да, это так, и вся система похожа на казарменную. Мы говорим тебе что делать, тебе нельзя выйти в туалет, нельзя выходить на улицу, нельзя разминаться. Тебе приказывают что делать, и так продолжается и в театре. Это началось с короля Франции, и все его танцоры были крестьяне. Нет менеджеров, нет агентов, нет свободы, и танцоры привыкают, что их используют таким образом. У танцоров нет прав ни на что, да они и не знают об этих правах, живут в своём замкнутом мире, как в пузыре. Они считают меня плохим мальчиком, потому что я вырвался из этого мира. Но я вижу как их эксплуатируют.
- Голливудские актёры говорят от таком же замкнутом мире, где нельзя сказать ничего хорошего о Дональде Трампе, если ты живёшь в Лос-Анджелесе. А Вы подвергаетесь атакам кажется всего лишь за то, что хотите диалога между Путиным и Трампом. Вас тоже не хотят слышать за это.
- У всех людей есть свои, разные точки зрения, но всем вместе нам надо думать одинаково. Если ты другого мнения, тебя отвергают и не поддерживают. Если честно, многие люди соглашаются со мной, но на публике они должны говорить по-другому.
- Какую роль играют средства массовой информации, поскольку они чаще всего находятся в руках сильных мира сего? Хотя у Вас, конечно же, есть свои страницы в социальных сетях.
- СМИ имеют очень большую силу, они очень важны, это инструмент. К счастью, я понял, что в мире много стран. Я не умру, если Англия, Америка или любая другая страна не будет поддерживать меня, потому что я ориентирован на весь мир.
- Возможно позиция средств массовой информации отличается от мнения людей. Вы говорили, что российские СМИ несколько критичны. Но что происходит в крупнейшей стране Европы, на Украине, на Вашей родине, где существуют так называемые списки неугодных?
- Да, на Украине меня, к сожалению, внесли в чёрный список.
- Что это означает? Вы не можете показать «Ромео и Джульетту» в Киеве?
- Не могу, я не могу въехать в страну. У меня хотели изъять паспорт, но это невозможно сделать только при помощи законных средств.
- Это было до того, как был избран Зеленский, новый президент Украины?
- Да, до того. Это случилось потому, что я выступал в Крыму. Я хотел пересечь границу, и меня остановили. На самом деле мне помогли. Один из представителей министерства культуры Украины позвонил мне и сказал: «Не переходи границу, потому что тебя заберут».
- За что? За то, что Вы танцевали?
- Да, за то, что я танцевал. И это заставило меня задуматься о том, что это неправильно. Я и сейчас не могу поехать туда, и это позор, потому что там живут мои родители, там живут мои бабушки.
- Вы опасаетесь роста фашистских настроений на Украине?
- Я полагаю, мы живём в несколько тёмные времена, когда зло сильнее добра. Я поддерживаю Россию не потому, что это просто Россия. Я вижу в России добро. Я вижу, что российские власти делают что-то хорошее в мире, поэтому я решил поддерживать их.
- Вы знаете, это спорная точка зрения здесь, в Великобритании.
- Да, но если бы Британия и Россия поладили между собой, в мире не было бы войн. Двум странам надо просто найти необходимые точки соприкосновения.
- Уходящая в отставку премьер-министр Тереза Мэй считает, что русские убивают при помощи химического оружия.
- Нет, я так не думаю.
- Российское правительство тоже отрицает это. Как вы считаете, балетное образование стало лучше с тех пор, когда Вашим родителям пришлось копить много денег.
- Нет, что хорошего в этом образовании, так это то, что хочется вырваться оттуда. Сильное желание жить лучше заставляет больше работать. Не хочется там оставаться и возвращаться. Хочется работать сильнее, чем другие. Живя в комфортных условиях, трудно добиться цели. Для меня это был шанс, возможность вырваться. Потому я работал больше, чтобы помочь семье и себе. Это даёт адреналин и силы двигаться вперёд.
- Почему балет бывает так политизирован? Кокто приписывали связи с коммунистической партией, Карлос Акоста шокировал всех, когда вернулся на Кубу после жизни в Лондоне, и, конечно же, Нуреев, которого американцы использовали в качестве орудия в холодной войне. Почему с балетом это происходит чаще, чем с любым другим видом искусства?
- Вокруг балета вращаются очень важные и влиятельные люди. Балет занимает высокое положение, а вокруг него бизнесмены и политики. Но также, если посмотреть на истоки человеческой расы, там были шаманские танцы, а люди поклонялись шаманам, стояли вокруг них. Они видели этого танцующего человека, который был для них лидером. Когда люди смотрят, как ты танцуешь, они тоже в какой-то степени преклоняются перед тобой, они ставят тебя на другой уровень и слушают тебя. Они хотят быть похожими на тебя, хотят вдохновляться тобой. Ты обладаешь этой силой влияния на людей. Но танец – это язык, который до сих пор не раскрыт до конца. Это невероятно мощный язык. Мы танцуем на свадьбах, мы танцуем на вечеринках. Мы просто ставим себе рамки, в каких ситуациях мы можем танцевать, а в каких нет. Это должно быть в нашем ДНК, это есть в нашем ДНК, нам надо просто использовать это.
- Что вы делаете, когда боретесь с теми властными людьми, которые хотели бы использовать Вас?
- Я люблю помогать людям, которые, как мне кажется, нуждаются в этом, и я верю в это. Если я вижу актёра, которому нужна помощь в производстве фильма, я посвящу себя этому и выделю время на этого человека, если я верю в него. Если я верю в политика, в то, что он делает что-то правильное, я буду помогать ему.
- Что бы вы могли посоветовать артисту, которого хочет раздавить истеблишмент? Бороться или…?
- Единственное, что может сломить тебя, это ты сам. Никто ничего не сделает, если ты не начнёшь разрушать себя. Если кто-то говорит что-то об артисте и истеблишмент хочет избавиться от него, артист начинает пить и употреблять наркотики, в принципе убивать себя. После этого он уже никогда не может вернуться. Если ты знаешь, куда идёшь, если ты трезво смотришь вперёд, если рядом с тобой замечательные люди, надо доверять им, и ничто тебя не остановит. Ты сам творец своей судьбы.
- Вас любят приглашать в крупные фильмы. «Убийство в Восточном экспрессе», «Красный воробей». Расскажите мне о новом фильме, «Passion Simple», съёмки которого недавно завершились.
- Да, фильм «Passion Simple» сняла прекрасный режиссёр Даниэла Арбид. Это история любви между француженкой и русским, история настоящая. Фильм очень страстный и хороший. Если я там ничего не напортил, фильм будет очень хороший, потому что всё там было просто идеально с художественной точки зрения, прекрасная работа актёров и оператора.
- Вы собираетесь снимать фильмы в будущем? Наверное, мне следовало бы спросить, будет ли Ваша новая версия «Ромео и Джульетты» на DVD.
- Я думаю об этом. Мне бы очень хотелось сделать хорошую запись этого спектакля. Язык танца в скором времени будет иметь большое значение в кино.
- Вас удивило, что видео с Вашим танцем стало столь популярно в интернете?
- Да, удивило. В это время я пребывал в негативе. Когда я увидел это видео, то был разочарован. Я подумал, что ничего у меня не получилось. Когда Дэвид Лашапель выложил его на YouTube, ко мне стали подходить люди и говорить, что это прекрасное видео. Я соглашался с ними из вежливости, но это немного смущало меня. Вдруг я осознал, что мне надо идти к свету, быть не плохим, а хорошим парнем, который вдохновляет других. Для меня это было эффективнее и мощнее.
- Во время съёмок ролика Вы на самом деле были расстроены, это не было наиграно?
- Да, на самом деле. На Украине только начиналась война и во время съёмок я плакал на протяжении девяти часов. Это помогло мне, когда я думал о том, что гибнут молодые люди…
- Которые погибли во время снайперских обстрелов на площади?
- Да, именно так. И затем началась война, эта бессмысленная война на границе. Один из членов съёмочной группы поехал туда воевать и пропал без вести.
- На Донбасе, на северо-востоке?
- Да.
- Что вы думаете о том, как подобные события освещаются в СМИ? Если вы читаете новостные сообщения здесь, в Британии, их позиция довольно сильно отличается от Вашей.
- Я не думаю, что этим новостям можно доверять. Интересно путешествовать по миру, потому что можно увидеть различные версии освещения событий в прессе.
- Что касается критики в сфере искусства, вы простите всех этих критиков, когда снова займёте лидирующие позиции в Британии или нет?
- Я благодарен, что они пишут обо мне. Для меня это уже здорово. Хорошо или плохо - не важно, я благодарен за то, что кто-то думает обо мне.
- Но то, что они говорят, ужасно.
- Сейчас это не влияет на меня. Было сложно два года назад, я не знал, что так произойдёт и моя команда не была готова к этому. А влиятельные люди слушают критиков, не думают самостоятельно, а доверяют газетам.
- Не знаю, слышали ли вы о том, что произошло в Глэстонберри, на одном из крупнейших музыкальных фестивалей в мире. Там подняли вопрос расизма в балете, о том, что на протяжении нескольких веков пуанты оставались одного и того же цвета. Балет всё больше и больше выходит в мейнстрим.
- Балет всё такой же, каким был сотни лет назад. Я не вижу, чтобы там особо что-то менялось. В балете много рамок и ограничений, слишком много...))
Видео интервью с дубляжом на русский язык:
https://doc.rt.com/filmy/artist-baleta- … yrbdvCB984
Отредактировано Старр (18-07-2019 19:10:06)