О балете. Леонид Лавровский (1985)
Леонид Лавровский
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться214-02-2019 11:54:57
Leonid Lavroskiy Metamorphoses-ЛЕОНИД ЛАВРОВСКИЙ МЕТАМОРФОЗЫ-1/3
Поделиться321-06-2025 19:01:46
Российский государственный архив литературы и искусства(РГАЛИ).
К 120-летию со дня рождения Леонида Михайловича Лавровского (18 июня 1905, Санкт-Петербург – 27 ноября 1967, Париж)
«И сейчас невольно мысленным взором пробегаешь путь, пройденный долгими годами. В нем были большие радости, были большие огорчения, были взлеты, были и падения – было все, из чего состоит длинный путь театрального деятеля. Но в нем было всегда неизменно одно: это труд огромного напряжения, поиски и еще раз поиски необходимых выразительных средств для более полного выражения поставленной перед собой художественной задачи», ‒ так оценивал свою творческую деятельность сам Леонид Михайлович Лавровский в материалах к статье, относящейся к 50-летию годовщины Октябрьской революции, затем этот текст был опубликован, уже после его кончины в статье «Большому балету – большая дорога» в газете «Советский артист» 31 января 1969 года. Действительно, жизнь балетмейстера состояла из множества трудностей и преодолений. Но ему всегда сопутствовал успех и ревностное усердие, порожденные огромным талантом, данным Леониду Михайловичу от природы.
Будущий великий хореограф родился в семье артиста хора Мариинского театра и домохозяйки. С детства Леонид был увлечен загадочным и манящим миром сцены, проникая за кулисы театра. В 1916 году, окончив городское училище, он поступил в Петроградское театральное балетное училище (ныне Академия русского балета им. А.Я. Вагановой), которое окончил в 1922 году и сразу был принят в труппу Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский театр) в качестве артиста балета. Леонид Михайлович танцевал там ведущие партии во многих балетах: «Египетские ночи», «Жизель», «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Раймонда» и др.
Но важным и едва ли не поворотным моментом своей жизни он считал знакомство с кругом артистки балета Екатерины Николаевны Гейденрейх, впоследствии ставшей его первой супругой. Это случилось еще в студенческие годы, когда Леонид оказался в ее доме на званном вечере. В квартире, обставленной с большим вкусом, шли интеллектуальные беседы об искусстве, а среди гостей были директор Эрмитажа С.Р. Эрнст и круг известных художников. Будущий великий мастер балета, сам воспитываясь в театре с детства, вдруг обнаружил свое незнание по многим волновавшим его темам. Тогда-то он и решил, что должен обязательно восполнить образование. Отчасти такие пробелы случились, как он понимал, из-за собственной лености, отчасти ‒ из-за недостаточного внимания педагогов. Самообразование Лавровский начал с изучения богатого собрания гравюр, посвященных балету, событиям Французской и Английской революций, а также коллекций старых рисунков декораций в Музее петроградских государственных академических театров. Затем, заручившись протекцией заместителя директора Театрального музея Левкия Ивановича Жевержеева, молодой Лавровский продолжил изучать историю искусства в закрытом отделе гравюр и рисунков Русского музея. Потом настал черед отдела гравюр и рисунков Эрмитажа. Все эти полученные знания и впечатления Леонид Михайлович будет затем с пользой применять в хореографии.
Самообразование Лавровский сочетал с первыми шагами в педагогической деятельности, – с 1926 года он преподавал классический танец и дуэтный танец в Петроградской Первой художественной студии на Каменноостровском проезде. Здесь же он впервые попробовал себя в роли балетмейстера и поставил для своих классов дуэт из четвертого акта «Дон Кихота», гран-па из балета «Раймонда», а затем начал экспериментировать, соединив соло дуэта из «Дон Кихота» с антуражем гран-па «Раймонды», за что получил критическую оценку педагогов. Однако после того первого «удара» Лавровский решился на самостоятельную постановку «Вальса» Я. Сибелиуса. Она оказалась весьма удачной, и с этого момента мастер твердо решил следовать своему призванию балетмейстера. Продолжил деятельность режиссера-постановщика Леонид Михайлович в Хореографическом училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), затем в Малом оперном театре Ленинграда (ныне Михайловский театр).
.
В его хореографии были поставлены «Времена года» П.И. Чайковского, «Симфонические этюды» Р. Шумана. Редкими находками блистали постановки Л.М. Лавровским балетов «Фадетта» К. Делиба и «Катерина» А.Г. Рубинштейна и А. Адана в 1934 и 1935 годах соответственно. Оба этих балета в творчестве мастера стали этапными и знаковыми работами, в которых он обращается к психологическим вопросам, сконцентрировав внимание на средствах выражения жертвенной любви героев.
С 1935 по 1938 годы Леонид Михайлович являлся художественным руководителем балетной труппы Малого оперного театра, затем, по 1944 год, – Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). Причем одновременно, в эвакуации в Армении с 1942 по 1943 годы Лавровский руководил Ереванским театром оперы и балета им. А.А. Спендиарова. В 1944 году уже прославленный мастер был назначен главным балетмейстером Большого театра, в котором прослужил до 1964 года.
Вероятно, самым «главным» балетом в творческой жизни Лавровского стал балет «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева, поставленный в Ленинградском театре им. С.М. Кирова. Премьера состоялась 11 января 1940 года. Работа над постановкой не была гладкой, оба мастера немало спорили, поскольку по-разному смотрели на трагедию Шекспира. Однако все это пошло на благо, и в итоге композитор и балетмейстер создали лучшую постановку трагедии о юных влюбленных. «Ромео и Джульетта» Лавровского стала с тех пор одним из символов советского балета, где показали свое мастерство М.М. Габович, Г.С. Уланова, С.Г. Корень, А.Н. Ермолаев. Спустя шесть лет Леонид Михайлович переносит балет на сцену Большого театра, изменив ряд сцен и углубив характеры героев.
В 1954 году на киностудии «Мосфильм» вышла экранная версия балета, поставленная Леонидом Лавровским и режиссером Лео Оскаровичем Арнштамом, где юную Джульетту по-прежнему играла Галина Уланова. С большим успехом балет «Ромео и Джульетта» был показан за рубежом в 1956 году в лондонском Ковент-Гардене. Это были первые гастроли Большого театра за рубежом, и успех их оказался ошеломляющим. Лондонский корреспондент Клайв Бранс писал: «‟Ромео и Джульетта” оказалась великолепным выбором для открытия гастролей балета Большого театра. Хореография Лавровского проста с точки зрения техники, но удивительно выразительна. Старая ‟утка” о том, что советский балет ничего не почерпнул из уроков Фокина и все еще находится позади, в эпохе Петипа, была ‟убита наповал” в течение первых же десяти минут. Сюжет раскрывается скупыми средствами, но с исчерпывающей ясностью, и Западу нечему научить их по части танцевальной характеристики. В танце последовательно выдержан стиль. За самыми простыми движениями чувствовалось присутствие непрерывной традиции, простирающейся далеко, почти за двести лет назад». На протяжении нескольких лет «Ромео и Джульетта» гастролировали по Франции, США, Канаде и другим странам.
Но этим взаимодействие с зарубежными коллегами не ограничилось; Леонид Михайлович осуществил постановки «Жизели», «Сказа о каменном цветке» и «Ромео и Джульетты» в Венгрии, Югославии, Финляндии и других странах. (В апреле 2024 года состоялась премьера возобновленного балета «Ромео и Джульетта» Л.М. Лавровского в Большом театре, причем осуществил ее сын балетмейстера ‒ Михаил Леонидович Лавровский).
Помимо постановок классического балета, Л.М. Лавровским в 1957 году был создан Московский ансамбль «Балет на льду», которым он руководил до 1963 года. В СССР это был первый подобный коллектив. Артисты труппы гастролировали по всему Советскому Союзу и за границей. Для ансамбля Лавровский ставил программы по собственным либретто – «Зимняя фантазия» и «Снежная симфония».
.
Леонид Михайлович был человеком многогранным и трудолюбивым, пройдя путь от артиста балета до главного балетмейстера Большого театра. Значительную часть своей жизни он посвятил преподавательской деятельности и с 1964 года был художественным руководителем Московского хореографического училища (ныне Московская государственная академия хореографии). Лавровский не только ставил балеты и концертные номера для учащихся, но и принял участие в создании учебной программы «Классический танец» для хореографических училищ. Профессор и руководитель балетмейстерского отделения в ГИТИСе, он внес огромный вклад в развитие отечественной современной хореографии, проявив свой талант не только как артист и режиссер-постановщик, но и как опытный руководитель и методист.
Неслучайно, еще в 1946 году за выдающиеся достижения в области хореографического искусства он был удостоен Государственной премии II-й степени; в 1947 году за спектакль «Ромео и Джульетта» ‒ Государственной премии I-й степени, в 1959 году получил звание Народного артиста СССР.
.
В последние годы жизни Лавровский Л.М. работал над тремя балетами: «О, Русь, взмахни крылами» ‒ о С.А. Есенине, «Антоний и Клеопатра» и «Отелло». Работы, к сожалению, завершены не были ‒ во время гастролей Московского хореографического училища в Париже 27 ноября 1967 года Леонид Михайлович Лавровский скоропостижно скончался. Его прах был захоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Кривенцова.Главный специалист РГАЛИ.
Отредактировано Рома (21-06-2025 19:15:24)