RPC написал(а):Да тут вечная путаница терминов. То что в хореографии называется "контемпорари" - это и есть то, что в остальном искусстве "постмодернизм". Но совсем не то, что в искусстве называется "контемпопари". Не только Ратман ский постмодернист, но и все, кто работает в современном, от Грэм до Макгрегора и Шеркауи. Это философия, в первую очередь. Критика и неверие в прогресс, депрессивное восприятие современного мира, отчаяние, одиночество итд. Это долгий разговор, как определить что есть постмодернизм в балете. Более того "модерн" в балете, да и еще и в разных странах, это совсем не то, что в живописи и литературе.
Хотелось бы навести определённый порядок в так называемой "путанице".
Конечно, можно всё контемпорери отнести к постмодернизму.
А почему и нет? Были "новый танец" или "танец модерн", из которых развилось то, что принято называть "контемпорери". Термин этот в переводе на русский означает не что другое, как "современное искусство". А ещё то направление в современном искусстве, которое отказалось от традиций классицизма.
И здесь нет никакой разницы в применении данных терминов во всех видах искусства. Просто для живописи мы в русском языке не используем термин "контемпорери". А в английском современная живопись именно так и называется.
Далее. Началось все не с Грэм. Началось все с Лои Фуллер, Айседоры Дункан, Рут Сан Дени и Рудольфа Штайнера. И названо было "новым танцем", "танцем модерн", а в случае Штайнера "эвритмия". Последняя расшифровывается как "искусство художественного движения, появившееся в начале XX века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи" и по сей день является обязательным предметом в школах Рудольфа Штайнера или Вальдорфских школах. Всем направлениям нового танца было свойственно освобождение из тисков классического балета, отказ от пуантов и спиритуальная составляющая, возвращающая танец к его физиологическим, коммуникативным и философским истокам.
Вообще, в начале века возникло множество направлений нового танца. Одно из самых сильных в Швейцарии и Германии, где работали, в частности, Рудольф фон Лабан и Мэри Вигман. Германии мы обязаны возникновением так называемого "выразительного" или "экспрессивного" танца (Ausdruckstanz). Его меккой стал Дрезден, где работали Мэри Вигман и Доре Хойер, а американским "пондантом" - школа Марты Грэм.
Интересно, что уже тогда предпринимались попытки соединить новый танец и классический балет, в частности, учеником Лабана Куртом Йооссом, создавшим в 1932 году балет "Зелёный стол".
В Вене творила Гертруда Боденвизер, в Берлине - эпaтажная Анита Бербер.
В России свою школу нового танца основала в Киеве Бронислава Нижинска, а её знаменитый брат поставил, как известно, "Фавна" и "Весну священную".
Позднее свой театр пластического танца создала Вера Майя.
Таким образом, мы видим, что "винить" во всём Марту Грэм, означает умалять заслуги всех остальных новаторов танцевального искусства.
Если проследить за танцевальными течениями и терминологией, то тут можно найти однозначные соответствия с другими видами искусства: танeц модерн Фуллер, Дункан и др. совпадает по времени с эпохой модерна в живописи, экспрессивный танец, зародившийся в Германии, с постмодерновым экспрессионизмом в живописи, чьей родиной также являлась Германия. Тот же Лабан был связан с "Голубым всадником" Василия Кандинского и питался его идеями. Так что сей "постмодерн" вполне себе друг другу соответствует.
Является ли "Критика и неверие в прогресс, депрессивное восприятие современного мира, отчаяние, одиночество" абсолютной характеристикой постмодерна? Однозначно нет. Иначе ни Алексей Ратманский, ни, к примеру, Александр Экман никогда бы не могли называться постмодернистами.
Попадание Ратманского под данный термин произошло вообще вот по данной причине
Ольг@ написал(а):Постмодернизм - это, прежде всего, понятия "деконструкция" и т.н. "смерть автора" (по Р.Барту). Свое наступление, по мнению филологов, ознаменовал в 1967 году, когда ведущие французские умы ( Барт, а с ним и Деррида) узаконили существование первоисточника самого по себе, в независимости от того, что в него вкладывал автор. С тех пор стал значим не автор, а интерпретатор.
Очень, я вам доложу, удобная штука для безграничного плагиата.
А по стилю хореографии Ратманский, конечно, есть неоклассик, а не постмодернист.
Подводя итог изложенному, хочу подчеркнуть:
1. Начиная с эпохи модерна, развитие искусства танца пошло в двух направлениях: классический балет и свободный танец.
2. Классический балет продолжает своё существование в виде традиционно сохраняемой классики и неоклассики. Последняя существует в виде современных нарративных балетов и "чистого танца" - балетов бессюжетных, "танцующих музыку". Данная традиция зародилась ещё во втором акте "Сильфиды" и была развита также в эпоху модерна - Михаилом Фокиным, Леонидом Мясиным. А позднее Сергеем Лифарем и Джoрджем Баланчиным.
3. Из свободного танца вышел танец современный, он же "контемпорери".