Пока участники нашего форума в муках занимаются поисками балета будущего, а самый популярный танцовщик нашего времени в поте лица рождает "новый балет", рядовые труженики балетного фронта скромно и тихо делают свою работу и получают весьма достойные результаты.
На сей раз таковыми были домашний хореограф труппы Венского гос. балета в Народной опере Весна Орлич и её команда.
Госпожа Орлич, родом и образованием из Белграда, когда-то была деми-солисткой в Вене, затем перешла на балетмейстерско-педагогическую деятельность и начала потихоньку ставить свои собственные балеты в рамках знаменитой хореомастерской венского балета.
За "Кармину Бурану" была удостоена первого австрийского приза в области музыкального театра.
Ставила "1001 ночь" в детском варианте в связке с "Гадким утёнком" Андрея Кайдановского.
И вот - следующий полноценный детский балет, но уже на весь вечер.
Вот что хочу сказать: приятно иметь дело с профессионалами.
Берешь в руки программку.
Там указаны все, причастные к созданию спектакля.
Хореограф, она же сценограф.
Авторы музыки. А их аж 9. Начиная от австрийских эмигрантов, работавших в Голливуде, Эриха Марии Корнгольда и Макса Штайнера, до молодого оркестранта Себастьяна Брукнер-Луиза. А в буклете ещё и подробно расписано по сценам, кому что принадлежит.
Указан дирижёр, указан драматург, художник по костюмам, ответственный за видео, ответственные за музыкальный концепт (!), автор текста детских песен.
Ну и что? - удивится кто-то. Это ж нормально, так и должно быть.
Ан нет. Должно-то должно. Но бывает, как выясняется, не всегда. Чему подтверждением является наш последний опыт в Вероне. А до этого - обширная переписка с Гамбургским балетом в тщетных попытках выяснить автора музыкальной аранжировки "Щелкунчика" господина Ноймайера.
Кстати, о буклете. Это - отдельное произведение искусства за 3 евро 30 сентов.
Рассчитанное как на детей, так и на взрослых.
Для взрослых - масса полезной информации об истории создания спектакля, биографии хореографа, творческом методе и т.п.
Для детей: стикеры, карта Потерянной страны, вводный курс в язык индейцев, кроссворд ...
Издано на меловой бумаге, красочно, достойно ...
И весь сентябрь - особая акция к началу учебного года: идущие в сопровождении взрослых дети получают билет за 1 (единственный) евро. На все, даже самые дорогие места ( ну, взрослый рядом сидит за полную цену, конечно, хотя этой цене далеко до тех, что практикуются на спектаклях, несущих балет в широкие массы товарищей).
Но вернёмся к нашему самому дорогому - самому балетному произведению
Вы не поверите, но попробуйте сами забить в поисковик ЮТ: "Питер Пэн" - один из самых распространённых по миру балетов для детей. Даром, что не в России. Но от Вашингтона до Гон Конга летающие дети радуют маленьких и больших любителей балета.
Даже несколько полных версий имеются в сети.
Мы пробежались по ним, дабы получить представление для сравнения с новой венской версией.
И, надо сказать, были приятно удивлены.
Весне Орлич удалось создать ни на кого не похожий спектакль на стыке мультимедия, кино и балета.
Уже само начало под увертюру, когда как в кинотеатре на экране пошли титры с выходными данными, погрузило нас как бы в мир ожившего кинематографа, плавно перешедшего в "живой" спектакль.
Очень эффектно.
Блестяще удалось и оснащение героев собственным танцевальным языком: миссис и мистер Дарлинг выступили в жанре полубальных танцев, фея Дзинь обладала какой-то совершенно "феической" пластикой на стыке классики и модерна, Венди выступила неоклассичкой, принцесса-индианка единственная танцевала на пуантах в стиле индийцев Петипа. Пираты пришли из лэпстика и фламенко...
Но самой оригинальной находкой явился, вероятно, капитан Кук - его деревянная нога была поставлена на пуант ...
Браво Лашло Бенедик - с такой поистине деревянной ногой он умудрился крутить фуэте, солировать в фламенко и даже исполнить пародию на "Умирающего лебедя" - ведь в душе Кук, как известно, был непонятым романтиком и тоже брошенным ребёнком ....
Ну и, конечно, заглавный герой - летающий мальчик Питер в исполнении Кейзуке Нейиме. Как он только не летал: и на канатах вверх головой, и на них же вниз, но главное - он летал в многочисленных балетных па. И делал это на высшем уровне. На пару со своей замечательной тенью - Робертом Вайтхасом. Тоже интересная режиссёрская и хореографическая находка.
Особая "песня" спектакля - детский хор Венской народной оперы. Маленькие артисты не только прекрасно пели, но и играли, и танцевали. Они и были войском Питера Пэна.
Фею Дзинь танцевала Сюзанна Кертеш. Имя, достойной запоминания.
Венди - уже известная нам по "Золушке" Маландена Мила Шмидт.
Современная, стильная, свежая, инновативная работа. С большим вкусом и любовью к первоисточнику и его маленьким читателям.
Безусловное "браво"!