https://www.bfm.ru/news/523651?ysclid=l … 5517919028
Балет «Нуреев» убран из репертуара Большого театра
Текст:
Из репертуара Большого убрали балет «Нуреев» режиссера Кирилла Серебренникова. Это решение связано с принятым в России законом о запрете пропаганды ЛГБТ, заявил директор театра Владимир Урин. Успел ли спектакль окупиться и может ли у постановки сложиться будущее за рубежом?
«Нуреева» впервые показали в Большом в декабре 2017-го, когда Серебренников был под домашним арестом. Премьера неоднократно откладывалась, одна из озвучиваемых гипотез — страх, что лирические сцены фактически отношений Рудольфа и датского танцовщика Эрика Бруна кому-то покажутся пропагандой ЛГБТ. Но все критики после премьеры сошлись во мнении, что ничего крамольного в постановке нет.
Последний год после отъезда Серебренникова из России показов «Нуреева» вообще не было.
В афише балета были имена меценатов, Романа Абрамовича и Андрея Костина, и спонсоры театра, среди которых бренд Van Cleef & Arpels, его вклад — 100 тысяч евро. Затраты на создание либретто и услуги режиссера-постановщика Большой оценил в 250 тысяч и 3,5 млн рублей соответственно. Еще 1 млн 700 тысяч — за разработку сценографии. Размер вознаграждения композитора Ильи Демуцкого — 3 млн.
Редкий спектакль приносит доход, если это не «Лебединое озеро», которое «прокатывается» годами. Премьеры обычно ставят на привлеченные театром деньги, и они долго отбиваются. К тому же «Нуреев» шел в театре блоками, достаточно редко. При высоких ценах на билеты спрос был огромным. Но вряд ли постановка вышла в ноль.
В иных обстоятельствах Большой по собственной воле не стал бы отказываться от такого спектакля, уверена балетный критик Лейла Гучмазова:
Лейла Гучмазова
балетный критик
«То, что постановщики этого спектакля персоны нон грата, — это не театр придумал, это все происходит вовне и в театре только отзывается. Если у театра есть возможность прокатывать спектакль, который приносит ему славу и доход, разве театр это не сделает? Извне диктуются театру какие-то вещи, театр вынужден их выполнять, их придерживаться. В результате же театр собирает все шишки. Мне тоже жалко, а уж театру как жалко, поверьте. У артистов балета век втрое короче, чем просто у артиста. К 40 годам пенсия, и все, что ты успел станцевать, то и успел. Поверьте, локти кусает театр. Это не театр сам себе враг. Еще к премьере были подкорректированы какие-то вопросы, которые могли вызвать какое-то повышенное внимание. Если придерживаться того, что сейчас есть и куда оно все катится, возникнет вопрос об ориентации автора «Лебединого озера», понимаете? Это такой ящик Пандоры, который открывается, опять же, не театром, и оттуда сыпется одно, другое, третье».
Линия ЛГБТ в «Нурееве» не ключевая. Спектакль был очень зрелищным, там много сильных драматических моментов, выдающаяся сценография и костюмы. Но вряд ли у этой постановки может быть будущее, например, за рубежом, где такие темы поднимать разрешено. «Нуреев» очень громоздкий, тяжелый по сценографии, по машинерии. Кроме того, надо смотреть юридическую сторону дела, отмечает театральный обозреватель «Комсомольской правды» Анастасия Плешакова:
Анастасия Плешакова
театральный обозреватель «Комсомольской правды»
«Мы можем только теоретически рассуждать, но для этого должны найтись импрессарио, спонсоры, продюсеры. Какие правовые отношения у Большого театра с авторами этого спектакля? То есть это юридический, авторский, наверное, вопросы в первую очередь надо урегулировать, а потом находить деньги, потому что Большой театр — это все-таки богатая организация, есть попечительский совет, есть спонсоры, есть меценаты. Есть откуда взять средства на такую дорогую постановку. Какие правовые отношения с художником постановки, сценографом, с художником по костюмам — этого я не знаю. Это надо спрашивать у Большого театра. «Если бы захотели кто-то, допустим, Гранд-опера поставить «Нуриева» буквально, вот они могут у вас выкупить этот спектакль?» И что ответит Урин или юристы Большого театра?»
В марте Большой театр отменил майские показы балета «Герой нашего времени» в постановке Серебренникова. В драматических театрах, где еще остались его спектакли, из программок убрана фамилия режиссера.