Существует прекрасная русская поговорка: "Век живи, век учись".
И если качество балета измеряется, среди прочего, способностью проникнуть в неизвестную ранее танцовщикам материю новой для них хореографии и логики мышления хореографа, то качество балетомана, не в последнюю очередь, зависит от возможности обобщить и осмыслить свой собственный балетоманский опыт.
Когда-то мне пришлось писать о "ДК" Нуриева в Вене.
То, что тогда бросилось в глаза, изложено здесь.
"Don Quixote". Vienna State Ballet. 18.09.2015
И прочитать это сегодня было интересно и забавно. И не согласиться с этим было нельзя.
Но за прошедшие четыре года изменился не только мир вокруг, но изменился, к счастью, и сам это писавший.
И поэтому, не отказываясь от написанного тогда, сегодня напишет совсем другое.
Итак, Нуриев, наконец-то, прибыл на российскую сцену.
И, оглядываясь по сторонам, на то, чем сцена эта на сегодня богата, мы не можем не констатировать, что водворение на ней постановки Нуриева является грандиозным событием на нашем балетном ландшафте и его несомненным обогащением.
Если кто-то посчитает, что "наш" Нуриев есть повторение того, что имеется в Париже, Милане и Вене, то это будет ошибкой: московский спектакль есть реплика первой парижской постановки с восстановленными декорациями и костюмами Николаса Георгиадиса 1981 года для постановки в Париже.
И хотя в Вене, к примеру, Георгиадис указан как автор декораций и костюмов, но это не так.
В Париже и, подозреваю, и Вене балет идёт в том виде, в котором он был восстановлен в 2000 году русскими художниками Александрoм Беляевым и Еленой Ривкиной. Это красочное зрелище, разрушающее, однако логику и единство той парижской постановки.
Посему МАМТ может гордиться уникальностью своего спектакля на данный момент.
Постановку Нуриева отличает стильность и точность передачи духа Испании. И именно в данных мрачных, как водится, декорациях Георгиадиса.
То, что Нуриев "вышел из народного танца" прекрасно сыграло ему на руку/на ногу: возьмём, к примеру, выходную вариацию Базиля.
https://www.youtube.com/watch?v=01lZeHxFWWM
И вот там есть так непривычные для нашего глаза "выделывания" ступнями по полу. И как бы кто бы ни возмущался, но сие пришло от испанских народных, оно есть не только в глубоко почитаемой на нашем форуме балетной "Качуче", но и в качуче, танцуемой в самом Кадизе.
Поэтому советую всем недоумевающим по данному поводу, посмотреть вот это.
https://www.youtube.com/watch?v=cuUhsM-MLVg
И обратить внимание, среди прочего, на эшапе. Их Нуриев также обильно использует. И, как видим, не без причины.
Сначала он встраивает испанские народные элементы в вариацию Базиля, а затем создаёт с их помощью совершенно захватывающие танцы народа на площади.
Впечатляющее, скажу я вам, зрелище.
Правда, для тех, кто ожидал увидеть то, что танцуют в России, зрелище это неподходящее. А зачем было этого ожидать?
Спектакль Нуриева основан на равенстве женских и мужских партий, что очень наглядно проявляется во взаимдействии Уличной и Эспады: они танцуют свои дуэты-соперничества на "постоянной основе" через весь спектакль: от первого выхода - через таверну - до заключительного фанданго-болеро.
И это тоже поставлено виртуозно.
Весь спектакль пронизан очень большим чувством юмора - в многочисленных маленьких деталях у "маленьких" персонажей. Не только Гамаша-Панчо и главных героев.
Можно было бы долго рассказывать о всяких "деликатесных" деталях нуриевской фантазии.
Но неблагодарное это дело. Спектакль записывали профессионально и я очень надеюсь, что его покажут широкой публике.
Пару слов о том, как всё это великолепие было станцовано первым составом.
Денис Дмитриев. Базиль. Вообще-то он не Базиль, а Принц чистых кровей. И с такой статью, без предыдущего опыта выделывать "кренделя", поставленные на себя невысоким Нуриевым было ой как сложно. Но как ни странно, господин Дмитриев прекрасно справился, хотя последние вариации в гран па дотанцовывал "на зубах". Браво.
Ксения Шевцова. Очень волновалась. Отсюда взаимодействие с партнёром, особенно в начале, равно было нулю. Танцевала, дабы станцевать. Что ей, в приципе, удалось, не считая определённой "каши" в ногах, которой у партнёра, к его чести, не было. А к чести госпожи Шевцовой надо заметить, что ей с блеском удалось станцевать в том самом нуриевском стиле, в котором танцуют в Париже: нога в арабеске/аттитюде согнута, как и в перекидных в выходной вариации. Очень непривычное для Москвы зрелище. Как и абсолютно деревянные в первом акте руки в дуэтах, придающие комичности действию. Это те ньюансы, которых нет, к примеру, в знаменитий записи из Милана в исполнении Натальи Осиповой. А в этом, простите, соль. Поэтому "браво" не только Шевцовой, но и Изабель Герен - репетитору-постановщику данного спектакля.
Мы спишем на премьерное волнение одну неважную поддержку на "флажке" и один выход из маленькой поддержки в конце гран па. Это не испортило общего впечатления. Тем более, что адажио гран па было исполнено так, что овации зала были длительными и очень искренними.
Очень элегантен и ожидаемо харизматичен был Эспада - Георги Смилевски. Правда, выходная вариация с диагональю сиссонов далась ему не просто. Но зато в последнем акте трудно было себе представить лучшего "вожака" болеро.
Прекрасна и убедительна, достойна своего Эспады была Мария Бек в партии Уличной танцовщицы. У них и химия присутствовала, в отличие от начальных выходов главных героев.
Абсолютно безупречны подруги Китри - Жанна Губанова и Елена Соломянко. У Соломянко даже было больше и лучше взаимодействие с Базилем, чем у Шевцовой (где оно вообще было, конечно).
Наталья Клейменова была настоящей Королевой дриад. Если бы ещё не это коварное итальянское фуэте.
Прекрасный Амурчик в исполнении Александры Дорофеевой и безупречная вариация в гран па от Ирины Захаровой.
Летающий цыган Иннокентия Юлдашева.
И, безусловно, абсолютно уморительные Гамаш Антона Домашева, Санчо Панчо Дениса Акинфеева и заглавный герой Никиты Кириллова.
Всем "браво", а из "народонаселения" городской площади особое "браво" Максиму Севагину.
Шика и элегантности этой постановке добавляет аранжировка от Лэнчбери. Так непривычная русскому уху, она, безусловно, звучит современно, местами просто джазово, остроумно и легко. И прекрасно "отанцована" хореографом.
Кто б сказал мне пять лет назад, что мною будет написано всё вышe изложенное? Но правда жизни состоит в том, что нет в ней ничего постоянного. Кроме высокого искусства.
Поэтому мне очень радостно, что в Москве появилась эта цельная, стильная, сильная постановка.
И что есть у нас поколение артистов, которому подвластна самая разнообразная хореография. Что и было доказано в МАМТе в последние годы под руководством Лорана Илэра.
Спасибо, маэстро.