Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Джон Ноймайер. "Проект Бетховен"

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Трагическое и комическое, как известно, близнецы-братья.
Как и неудачи-победы, личные и общие.
И применимо это ко всем и ко всему - от универсально-космического, как Бетховен, до маленького, но так дорогого самому себе человека, как Ваш покорный слуга.
И поэтому когда случаются по жизни обломы, например, на дорогом моему сердцу нашем форуме, то самое лучшее, чем можно восстановить душевное равновесие, не превратившись окончательно в главного персонажа выдающегося произведения Ларса фон Трира "Dogville", это сделать нечто креативное и полезное для заинтересованной общественности.
Помнится, когда случилась у нас тут драма по поводу научных изысков танцующих, мне удалось найти утешение в изучении этих самых изысков, их анализе, а заодно и приобретении огромного объёма интереснейшей информации относительно хореографа Крэнко и той эпохи в истории европейского балета, в которую он творил.
Ноймайер, как известно, есть тоже выходец из кузницы кадров Крэнко и его 160 (!) творение подвернулось мне как нельзя кстати после той трагикомедии, которая разыгрывалась тут у нас на последней неделе.
Итак, трудотеперапия.

Первым делом, с гордостью могу сообщить, что почти 2,5 часа фантазий по Бетховену от Ноймайера мною честно отсмотрены. А это само по себе дело не простое, а когда параллельно с этим пытаешься ещё выгрести нечистоты с форума, то непростое оно вдвойне. Тут даже ненароком забываешь имена главных персонажей ДК, куда уж осилить высоко интеллектуального маэстро. Но - осилен был. Чем горжусь.

Как написал автор вот этого ревью, смотревший балет Ноймайера впервые в жизни, https://www.zeit.de/2018/27/beethoven-p … r-ballett, пытаться понять происходящие надо прекращать как можно раньше. Потому что это мешает слушать музыку. А её там много и она прекрасна.

Собственно, самое замечательное в данном "Проекте" есть тот самый проект, который осуществил при своей жизни сам великий Людвиг.
Но нашему Джону - море по колено. И если Бетховен не писал балетов, а оперу написал только одну, то почему бы не отанцевать то, что Бетховен написал. В конце концов, какие вопросы могут быть к Гамбургскому интенданту, если он так вот эту музыку видит? Не запретишь же ему так на это смотреть. А нам смотреть на то, как смотрит он. И испытывать при этом различные чувства.
Вот, к примеру, одно из последних - чувство неподдельного восхищения богатой фантазией постановщика: это надо же такого понапридумывать! И что ещё можно понаделать под музыку Бетховена! Кстати, и свет, и костюмы есть тоже творение господина Ноймайера.

Он, конечно, творец удивительный: творит на классику всех времён и народов, но только не того народа - североамериканского - плоть от плоти и ум от ума которого он есть.
И, соответственно, и русскую классику, и немецко-австрийского гения видит он через призму этого местечкового сознания.
Иначе как объяснить тот факт, что его Бетховен визуализирован этаким мальчиком-попрыгунчиком, где-то юродивым, где-то трагикомичным, но практически нигде не поднимающимся до драматизма судьбы своего прототипа?
У меня, честно говоря, было устойчивое ощущение, что попутал постановщик Бетховена с Моцартом, да ещё таким, каковым тот предстал в фильме Милоша Формана.
И вместо рыжеволосого бунтаря-гиганта  перед нами вот это вот существо.
Имеющее своим идеалом чистокровного арийца в лице Эдвина Ревазова. Это при том, что идеалом до определённой поры был у него малорослый корсиканец, а после разочарования в своём герое не склонял Бетховен голову ни перед кем и никогда.
Понятное дело, что Ревазов - идеал самого Ноймайера. Ещё со "Смерти в Венеции".
Но зачем "одаривать" собственными грёзами-фантазиями несчастного Бетховена, который в однополых страстях замечен не был, а был как раз наоборот. Там и без этого драм хватало.
Творит ноймайеровский Бетховен тоже весьма забавно: создаёт нечто из неких личинок, напоминающих Св. Николаусов и куклусклановцев в одном бокале, пока их не разденут до термического белья. А затем появляются Аполлон в лице Ревазова и Терпсихора в лице Анны Лаудере, дабы сделать из механических игрушек что-то. Вероятно, это Ноймайер зафантазировался и вместо оммажа Бетховену ненароком соммажировал Баланчину.
Но, конечно, не всё так поразительно-удивительно и далеко от хоть какого-то намека на виновника торжества есть в данном творении.
Вот, к примеру, исполнитель главной партии Алекс Мартинез.
Потрясающий танцовщик! А какой выносливости: часами не покидает сцену. И первые две трети протанцевал со сбитыми в кровь ногами. А танцевать там много чего надо - здесь фантазии хореографа нет равных так близко и так скоро.
Или те же Лаудере с Ревазовым - ну красивы, так красивы. Боги, чего уж там.
Кстати, именно с ними Ноймайеру удался центральный и, пожалуй, выдающийся момент постановки - дуэт на траурный марш из "Эроики". Это очень сильно и очень больно: самая большая любовь неизбежно и неотвратимо обрекает на самые большие страдания. Да.
Нельзя не отметить и уникального умения постановщика на воспроизведение полифонии как в драматургии, так и в хореографии.
Драматургическую полифонию Ноймайер блестяще воплотил в своём цикле о Нижинском, а в данном проекте показал себя мастером хореографической фуги. Очень актуально, учитывая наши беседы о фуге в "Жизели". Вот у кого мог бы поучиться господин Ратманский.

В общем и целом, проект этот послан мне был явно в утешение. Потому что всё, что создал великий страдалец, есть бесценный его дар миллионам томящихся душ.
А над воплощением в танце его использованной животворящей музыки трудились следующие артисты:

Вариация и фуга es-dur «Героика»
Бетховен – Алекс Мартинез
Идеал Бетховена – Эдвин Ревазов
Племянник Бетховена – Боря Бермудез

Фортепианное трио d-dur, оп. 70 № 1 «Призрачное трио», 2 часть
Мать Бетховена – Патриция Фриза
Струнный квартет № 15 а-моль, оп. 132, 3 часть
Далёкая возлюбленная Бетховена – Анна Лаудере

2 интермеццо
Творения «Прометея» оп. 43, отрывки
Прометей – Алекс Мартинез
Его создания - Мадока Сугаи, Боря Бермудез
Аполлон – Эдвин Ревазов
Терпсихора – Анна Лаудере

3. «Героическая»
Симфония №3

1 часть
Майо Арии – Лижонг Ванг
Юн Су Парк – Марк Юбете
Анна Лаудере – Эдвин Ревазов

2 часть
Анна Лаудере – Эдвин Ревазов
Ансамбль

3 часть
Эмили Мазон – Александр Труш
Грета Йоргенс – Кристофер Эванс

4 часть
Анна Лаудере – Эдвин Ревазов
Майо Арии – Лижонг Ванг
Юн Су Парк – Марк Юбете
Мадока Сугаи – Мария Югет
и др. артисты труппы

А мне остаётся только поблагодарить мироздание, что послало в нужное время Бетховена на подмогу.
Хотя и в таком траги-комическом варианте.
Что-то в этом всё же есть.

+2

2

Анна Лаудере, Эдвин Ревазов "Траурный марш"

+1

3

P.S. Если от чьего-либо внимания ускользнуло: ссылка на запись имеется в теме Ноймайера. Она рабочая до марта.

0

4

PRIVET написал(а):

Как написал автор вот этого ревью, смотревший балет Ноймайера впервые в жизни, https://www.zeit.de/2018/27/beethoven-p … r-ballett, пытаться понять происходящие надо прекращать как можно раньше. Потому что это мешает слушать музыку. А её там много и она прекрасна.

Дорогой Privet, это рецензия? Я перешла по этой ссылке, а мне выдаёт "Dokument nicht gefunden".

0

5

Prima написал(а):

Дорогой Privet, это рецензия? Я перешла по этой ссылке, а мне выдаёт "Dokument nicht gefunden".

Да, странно, у меня тоже.
А из интернета открывается.
Вот статья

"Beethoven-Projekt"
:
Gemischte Gefühle

John Neumeiers jüngstes Werk heißt "Beethoven-Projekt". Unser Autor Florian Zinnecker kennt die Musik des Komponisten sehr gut. Ein Ballett von Neumeier sieht er zum ersten Mal.
Von Florian Zinnecker
27. Juni 2018, 16:25 UhrZEIT Hamburg Nr. 27/2018, 28. Juni 2018
AUS DER
ZEIT NR. 27/2018

Wenn man überschlägt, wie lange John Neumeier schon das Hamburg Ballett leitet (45 Jahre), wie viele Plätze die Staatsoper hat, in der das Ballett beheimatet ist (1690) und wie viele Vorstellungen in dieser Zeit getanzt wurden (unfassbar viele) – dürfte es zumindest rein rechnerisch keinen Hamburger geben, der noch kein John-Neumeier-Ballett gesehen hat.

Keinen außer mir. Aber jetzt bin ich da.

Hamburgische Staatsoper, Sonntagabend, Beethoven-Projekt. Ich näherte mich dem Abend wie einem fremden Land, dessen Sprache ich nicht spreche und dessen Gepflogenheiten ich nicht kenne, von den Traditionen ganz zu schweigen: vorsichtig, unsicher, gut angezogen. Was ich weiß, ist nur: dass Tanz nichts ist, was man auf die leichte Schulter nimmt. Alles ist ernst gemeint, die Tänzer haben nicht ihr Leben lang trainiert, um Witzchen zu machen.

Dieser Artikel stammt aus der ZEIT Nr. 27/2018. Hier können Sie die gesamte Ausgabe lesen.
Also gut.

Auf der Bühne: ein Steinway-Flügel, ein Pianist vor einer taubenblauen Wand spielt die Eroica-Variationen, unter dem Instrument windet sich Aleix Martínez um das Flügelbein, er tanzt die Hauptpartie. Halb schräg vor der taubenblauen Wand steht auch eine rote, der Flügel und die Tänzer werfen scharfkantige Schatten auf die Wände, das sieht gut aus.

Und schon beginnen die Schwierigkeiten. Denn es ist heikel, Tanz zu beschreiben, man macht sich schnell lächerlich. Es ist wie immer, wenn es um Kunst geht: Wäre Sprache geeignet, die Bewegungen einzufangen und ihre Aussage abzubilden, könnte man es dabei belassen und bräuchte den Tanz nicht. Aber es geht ja genau um das Unaussprechliche. Und neben den feingliedrigen Tänzern sehen die Worte, mit denen man sie zu fassen kriegen will, immer plump und aufgeplatzt aus.

Man kann aber schon einmal festhalten, was das Beethoven-Projekt nicht ist: eine getanzte Biografie Beethovens, vom ersten Klavierunterricht bis zum letzten Atemzug. Es ist eher: ein Ringen mit Beethovens Genius, mit seinen Ängsten und Visionen, ein Aufbegehren gegen die Konformität und auch gegen das Aufbegehren selbst.

Auch wenn ich noch nichts von Neumeier gesehen hatte, weiß ich, was er tut. Er choreografiert Musik, die eigentlich keine Choreografie braucht. Das Weihnachtsoratorium, Mahler-Sinfonien, Stücke, die allein schon so voll sind mit Gefühlen, dass sie keine weitere Tonspur vertragen. Ich finde die Kühnheit sensationell. Sich hinzustellen und zu sagen: Kann schon sein, dass das keine Ballette sind, die Beethoven komponiert hat, weil in den Tönen schon genug Bewegung ist. Ist mir aber egal, wir machen das trotzdem. Große Kunst braucht immer einen, der laut "Trotzdem!" schreit.

Ich sitze im Saal, schaue den Tänzern zu, wie sie sich leichtfüßig verausgaben. Versuche zu verstehen, merke, dass das nichts bringt, und ertappe mich dabei, die Wirkung auf ein erklärbares Maß herunterzurechnen. Wie kann man sich so viele Bewegungen in so vielen Stunden merken? Aber keiner der Menschen, die sich auf der Bühne verausgaben, hat all die Jahre trainiert, damit man jetzt zu viel denkt.

Die Frage, wie er darauf kommt, beantwortet John Neumeier im Programmheft. Improvisiert, frei assoziiert. Aus den Gefühlen, die er beim Musikhören hat. Keine Handlung, keine Dramaturgie, der ganze Abend: gemischte Gefühle.

Man kann jetzt fragen: Was interessiert mich, was der Neumeier bei Beethoven fühlt. Aber so schöne Gefühle hat kaum jemand sonst. Man muss es wirken lassen. Ich brauche lange, bis ich das einsehe: Es ist nicht nötig, die Komplexität aufzulösen. Es reicht, sie zu bewundern wie ein in schöner Handschrift aufgeschriebenes Rätsel.

John Neumeier choreografiert neben den Eroica-Variationen auch das Geistertrio, die D-Dur-Sonate op. 10, die Geschöpfe des Prometheus und, was dem Abend dramaturgisch einen hübschen Rahmen gibt, die Eroica-Sinfonie selbst. Die Themen, die anfangs der Pianist spielt, spielt am Ende das Orchester.

In der D-Dur-Sonate verliert Beethoven auf spektakuläre Weise sein Gehör. Die Musiker verlassen die Bühne und die Musik verschwindet aus dem Blickfeld in den Orchestergraben. Es lohnt sich, sich diese wunderschöne Paradoxie vor Augen zu führen. Als Beethoven noch hört, ist die Musik zu sehen. Dass er nicht mehr hört, sieht man daran, dass man sie nicht mehr sieht. Das klingt verwirrend, erschließt sich auf der Bühne aber sofort, und genauso verhält es sich mit dem Rest des Abends. Er ist: Ein zauberhaftes, feinstoffliches Gebilde aus Magie und halb nackten Körpern, das aber, sobald man anfängt, darüber nachzudenken, in sich zusammenfällt.

0