Трагическое и комическое, как известно, близнецы-братья.
Как и неудачи-победы, личные и общие.
И применимо это ко всем и ко всему - от универсально-космического, как Бетховен, до маленького, но так дорогого самому себе человека, как Ваш покорный слуга.
И поэтому когда случаются по жизни обломы, например, на дорогом моему сердцу нашем форуме, то самое лучшее, чем можно восстановить душевное равновесие, не превратившись окончательно в главного персонажа выдающегося произведения Ларса фон Трира "Dogville", это сделать нечто креативное и полезное для заинтересованной общественности.
Помнится, когда случилась у нас тут драма по поводу научных изысков танцующих, мне удалось найти утешение в изучении этих самых изысков, их анализе, а заодно и приобретении огромного объёма интереснейшей информации относительно хореографа Крэнко и той эпохи в истории европейского балета, в которую он творил.
Ноймайер, как известно, есть тоже выходец из кузницы кадров Крэнко и его 160 (!) творение подвернулось мне как нельзя кстати после той трагикомедии, которая разыгрывалась тут у нас на последней неделе.
Итак, трудотеперапия.
Первым делом, с гордостью могу сообщить, что почти 2,5 часа фантазий по Бетховену от Ноймайера мною честно отсмотрены. А это само по себе дело не простое, а когда параллельно с этим пытаешься ещё выгрести нечистоты с форума, то непростое оно вдвойне. Тут даже ненароком забываешь имена главных персонажей ДК, куда уж осилить высоко интеллектуального маэстро. Но - осилен был. Чем горжусь.
Как написал автор вот этого ревью, смотревший балет Ноймайера впервые в жизни, https://www.zeit.de/2018/27/beethoven-p … r-ballett, пытаться понять происходящие надо прекращать как можно раньше. Потому что это мешает слушать музыку. А её там много и она прекрасна.
Собственно, самое замечательное в данном "Проекте" есть тот самый проект, который осуществил при своей жизни сам великий Людвиг.
Но нашему Джону - море по колено. И если Бетховен не писал балетов, а оперу написал только одну, то почему бы не отанцевать то, что Бетховен написал. В конце концов, какие вопросы могут быть к Гамбургскому интенданту, если он так вот эту музыку видит? Не запретишь же ему так на это смотреть. А нам смотреть на то, как смотрит он. И испытывать при этом различные чувства.
Вот, к примеру, одно из последних - чувство неподдельного восхищения богатой фантазией постановщика: это надо же такого понапридумывать! И что ещё можно понаделать под музыку Бетховена! Кстати, и свет, и костюмы есть тоже творение господина Ноймайера.
Он, конечно, творец удивительный: творит на классику всех времён и народов, но только не того народа - североамериканского - плоть от плоти и ум от ума которого он есть.
И, соответственно, и русскую классику, и немецко-австрийского гения видит он через призму этого местечкового сознания.
Иначе как объяснить тот факт, что его Бетховен визуализирован этаким мальчиком-попрыгунчиком, где-то юродивым, где-то трагикомичным, но практически нигде не поднимающимся до драматизма судьбы своего прототипа?
У меня, честно говоря, было устойчивое ощущение, что попутал постановщик Бетховена с Моцартом, да ещё таким, каковым тот предстал в фильме Милоша Формана.
И вместо рыжеволосого бунтаря-гиганта перед нами вот это вот существо.
Имеющее своим идеалом чистокровного арийца в лице Эдвина Ревазова. Это при том, что идеалом до определённой поры был у него малорослый корсиканец, а после разочарования в своём герое не склонял Бетховен голову ни перед кем и никогда.
Понятное дело, что Ревазов - идеал самого Ноймайера. Ещё со "Смерти в Венеции".
Но зачем "одаривать" собственными грёзами-фантазиями несчастного Бетховена, который в однополых страстях замечен не был, а был как раз наоборот. Там и без этого драм хватало.
Творит ноймайеровский Бетховен тоже весьма забавно: создаёт нечто из неких личинок, напоминающих Св. Николаусов и куклусклановцев в одном бокале, пока их не разденут до термического белья. А затем появляются Аполлон в лице Ревазова и Терпсихора в лице Анны Лаудере, дабы сделать из механических игрушек что-то. Вероятно, это Ноймайер зафантазировался и вместо оммажа Бетховену ненароком соммажировал Баланчину.
Но, конечно, не всё так поразительно-удивительно и далеко от хоть какого-то намека на виновника торжества есть в данном творении.
Вот, к примеру, исполнитель главной партии Алекс Мартинез.
Потрясающий танцовщик! А какой выносливости: часами не покидает сцену. И первые две трети протанцевал со сбитыми в кровь ногами. А танцевать там много чего надо - здесь фантазии хореографа нет равных так близко и так скоро.
Или те же Лаудере с Ревазовым - ну красивы, так красивы. Боги, чего уж там.
Кстати, именно с ними Ноймайеру удался центральный и, пожалуй, выдающийся момент постановки - дуэт на траурный марш из "Эроики". Это очень сильно и очень больно: самая большая любовь неизбежно и неотвратимо обрекает на самые большие страдания. Да.
Нельзя не отметить и уникального умения постановщика на воспроизведение полифонии как в драматургии, так и в хореографии.
Драматургическую полифонию Ноймайер блестяще воплотил в своём цикле о Нижинском, а в данном проекте показал себя мастером хореографической фуги. Очень актуально, учитывая наши беседы о фуге в "Жизели". Вот у кого мог бы поучиться господин Ратманский.
В общем и целом, проект этот послан мне был явно в утешение. Потому что всё, что создал великий страдалец, есть бесценный его дар миллионам томящихся душ.
А над воплощением в танце его использованной животворящей музыки трудились следующие артисты:
Вариация и фуга es-dur «Героика»
Бетховен – Алекс Мартинез
Идеал Бетховена – Эдвин Ревазов
Племянник Бетховена – Боря Бермудез
Фортепианное трио d-dur, оп. 70 № 1 «Призрачное трио», 2 часть
Мать Бетховена – Патриция Фриза
Струнный квартет № 15 а-моль, оп. 132, 3 часть
Далёкая возлюбленная Бетховена – Анна Лаудере
2 интермеццо
Творения «Прометея» оп. 43, отрывки
Прометей – Алекс Мартинез
Его создания - Мадока Сугаи, Боря Бермудез
Аполлон – Эдвин Ревазов
Терпсихора – Анна Лаудере
3. «Героическая»
Симфония №3
1 часть
Майо Арии – Лижонг Ванг
Юн Су Парк – Марк Юбете
Анна Лаудере – Эдвин Ревазов
2 часть
Анна Лаудере – Эдвин Ревазов
Ансамбль
3 часть
Эмили Мазон – Александр Труш
Грета Йоргенс – Кристофер Эванс
4 часть
Анна Лаудере – Эдвин Ревазов
Майо Арии – Лижонг Ванг
Юн Су Парк – Марк Юбете
Мадока Сугаи – Мария Югет
и др. артисты труппы
А мне остаётся только поблагодарить мироздание, что послало в нужное время Бетховена на подмогу.
Хотя и в таком траги-комическом варианте.
Что-то в этом всё же есть.