The Cellist
Company
The Royal Ballet
Choreography
Cathy Marston
Scenario
Cathy Marston and Edward Kemp
Music
Philip Feeney
Set designer
Hildegard Bechtler
Costume designer
Bregje van Balen
Lighting designer
Jon Clark
Удивительное дело: худруку РОХ в очередной раз удалось представить эксклюзивный новый балет.
Вот почему он может, а наши - не могут? А если что и могут, то кому оно надо?
"Виолончелистка" основана на короткой жизни и ещё более короткой, но очень яркой жизни сценической первой жены Даниэля Баренбойма Жаклин дю Пре.
Можно сказать, биографический балет. Само по себе событие нечастое, тем более, что один из протагонистов, слава богу, жив-здоров и продолжает радовать нас своим творчеством. Как же тонко и деликатно надо было работать, чтобы соответствовать масштабу героев.
И хореографу - Кэйти Марстон - это удалось. У нас это имя мало кому известно, а она успела побывать ассоциированным хореографом РОХа и худруком балетной труппы Берна. И вот теперь - первый "полносценный" спектакль для РОХ. И сразу - событие (может, БТ купит, у них это хорошо получается).
Вот Жаклин дю Пре и Даниэль Баренбойм в те далёкие годы, когда оба были молоды, здоровы и безмерно счастливы по-человечески и в совместном творчестве.
Jacqueline du Pré: Edward Elgar - Cello Concerto, 1st Movement (Excerpt)
Это отрывок из того самого концерта Эдварда Эльгара, который сделал Жаклин знаменитой и части из которого вошли в партитуру музыки балета, созданной Филиппом Фини, вместе с талантливо вплетёнными цитатами из Форе и Рахманинова.
Марстон взяла за основу пространства балета круг: он присутствует во всём, начиная от виниловых пластинок , через вращающееся пространство сцены до светильника под потолком. Кружащееся движение как символ совершенства творцов, но и бешеного круговорота их жизни, и той страшной болезни, которая в 28 лет настигла Жаклин. Ей поставили диагноз "рассеянный склероз". Потеряв всё - от способности играть на своей возлюбленной Страдивари "Давыдов" до любимого мужа, пройдя Голгофу страшного недуга, выдающаяся виолончелистка умерла в возрасте всего 47 лет.
Виолончель является равноправным партнёром основных героев трагедии. Как была частью самой дю Пре и её отношений с Баренбоймом.
То, что её исполняет артист - не новое явление в балете. Ещё Рахманинов в своей переписке с Фокиным по поводу балета "Паганини" просил ввести скрипку как действующий персонаж в спектакль. Можно ещё вспомнить Дуато с его "Формами тишины и пустоты", где артист играет смычком по телу женщины-виолончели. Да и сама Марстон уже пользовалась этим приёмом, поставив в 2017 "Опасные связи" для Датского королевского балета.
Но в данном случае мы имеем дело с трио - Жаклин, её виолончель и Даниэль - на протяжении всего спектакля.
Танцуют - потрясающее, грандиозно, ошеломляющее - Лорен Катберсон, Марселино Самбэ и Мэтью Болл.
Первое трио - гармония, красота, любовь, упоение счастьем
Трио второе - боль, отчаяние, мир, разбившийся вдребезги, где последним пристанищем героини является её инструмент.
И страшный конец, когда не спасает уже ничто
Мне остаётся только поздравить РОХ с ещё одной потрясающей трансляцией, отличающейся тонким вкусом и изысканностью: музыка, визуализированная в танце в "Танцах на вечеринке" и музыка души музыканта и его судьба, рассказанная движением тел танцовщиков.