ПОЦЕЛОВАННАЯ БОГОМ
gazetauzao.ru
В ряду самых талантливых современных танцовщиц народная артистка России прима-балерина театра «Кремлевский балет» Наталья Балахничева стоит особняком: ее попросту ни с кем невозможно сравнивать. Она абсолютно неповторима и узнаваема – всегда – с первых же секунд своего появления на сцене. Удлиненные линии невероятной красоты тела, совершенно особенная утонченность в каждом движении, каждом жесте – это то, что невозможно «наработать» никакими усилиями, это дается от природы, а, может быть, и откуда-то свыше, как особое благословение к истинному творчеству. Не зря же ее педагог, великая Екатерина Сергеевна Максимова, сказала о своей юной ученице: «Бог ее поцеловал, Бог ее коснулся». В начале года в Кремле торжественно отметили 25-летие творческой деятельности Натальи Геннадьевны Балахничевой, и она порадовала своих почитателей, исполнив главную партию в балете «Снегурочка» на музыку П.И. Чайковского.
А ПУТЬ БЫЛ ДОЛОГ. И ОЧЕНЬ НЕПРОСТ…
Наталья Балахничева родилась в небольшом городе Кирове-Чепецке (Кировская область). Ее отец был достаточно известным художником, мама – мастер спорта, дипломированный тренер-хореограф по гимнастике. Так что любовь к искусству и профессиональное упорство, похоже, заложены у нее в генах. Девочке всегда нравились пластика, танец, движение, но прежде в ее жизнь вошла музыка: Наташа поступила в музыкальную школу, в класс скрипки – она и теперь нередко музицирует для души, у нее удивительной красоты руки, с тонкими длинными пальцами… Однако все в нашей жизни складывается так, как угодно судьбе. И однажды среди слушателей на концерте, в котором принимала участие Наташа, оказалась профессиональная балерина. Взглянув на девочку, она настоятельно советовала ее маме отдать дочь в балет. И вот десятилетняя Наталья Балахничева стала ученицей Пермского государственного хореографического училища, причем тогда ее приняли единственную из 80 претенденток.
Если вам не довелось посмотреть документальный фильм «Пленники Терпсихоры» (1994, режиссер Ефим Резников), непременно сделайте это. И тогда вы сможете в полной мере осознать, через что приходится пройти тому, кто решил посвятить себя искусству классического танца – такому дивному, изысканному, возвышенному, такому до зависти манящему, когда наслаждаешься балетным спектаклем из зрительного зала. Только истинным подвижникам, тем, кому и впрямь откуда-то свыше назначено нести остальным свет этой неземной красоты, под силу переломить себя и - подчас вопреки инстинкту самосохранения - преодолеть все назначенные профессией испытания, став эталоном грации и физического совершенства.
Главная героиня этого фильма – Наталья Балахничева, в ту пору учащаяся Пермского хореографического училища. По просьбе режиссера Наташа озвучивала мысли из своего дневника (они звучат за кадром). И вот одна из них: «Быть балериной всю жизнь? Какая ужасная судьба…». Правда, уже в самом конце фильма, она скажет по-другому: «Быть балериной всю жизнь? Я согласна», пояснив, что балет позволит тебе состояться в профессии, только после полного отрешения от своего прежнего «я». А это дается ох как непросто!
В Перми Наталья училась в классе Людмилы Павловны Сахаровой, легендарного педагога, подготовившего к большой сцене многих будущих звезд, в том числе и народную артистку СССР легендарную приму Большого Надежду Павлову. Но работала со своими воспитанницами Сахарова предельно жестко, девочки реально ее боялись, а потому процесс обучения не только был физически труден, но и превращался в настоящее психологическое испытание.
В принципе фильм построен на негласном внутреннем конфликте педагога и ученицы, временами он представляется непреодолимым, но в финале становится ясно: у них была общая цель, хотя далеко не всегда участники этого конфликта правильно понимали происходящее и друг друга. Но чем особенно интересна сегодня эта лента, так это тем, что она дает представление о характере Натальи Балахничевой: совершенно очевидно, что балерина всегда, с ранней юности, умела стоять на своем, ее невозможно заставить идти против собственной природы. Такой она и осталась. И, вероятно, во многом благодаря и этой черте ее характера, на большой балетной сцене родился тот неповторимый феномен, который известен ныне всему миру как невероятная Наталья Балахничева.
В своей книге «Мадам «Нет» Екатерина Сергеевна Максимова писала:
«В серьезную балерину выросла в «Кремлевском балете» Наташа Балахничева. Она единственная, кто сейчас танцует весь репертуар. Не могу сказать, что Наташа - открытый человек, но контакт у меня с ней есть. Она по своей натуре сосредоточенно-углубленная в себя, в тот потаенный внутренний мир, в котором существует. Говорят, Наташа похожа на меня - да, что-то есть, но чисто внешнее: по пропорциям, по пластике, по линиям, а не потому, что я хотела ей что-то навязать или она пыталась меня копировать. Наоборот, она всегда ищет свое. Наташа пока сама не разберет, сама не переварит, сама не воспримет, ни за что не сделает! Поэтому с ней работать трудно, но интересно. Конечно, она сейчас сильно изменилась: и техника выросла, и актерская выразительность».
Кстати, в 2006 году на экраны вышел фильм Ефима Резникова «Пленники Терпсихоры-2». Он строится на творческом взаимодействии (и весьма интеллигентном по способам выражения, но от этого отнюдь не менее глубоком противостоянии) следующей принципам классического балета Натальи Балахничевой, уже танцующей на кремлевской сцене, и знаменитого американского хореографа, убежденного сторонника современного свободного танца Билла Т.Джонса. Он, американский мэтр, деликатно, но настойчиво пытается увести Наталью от «зажатости» классической хореографии в мир «внутренней раскрепощенности». Она послушно выполняет все поставленные задачи, но – и это ощущается с первых же кадров – не согласна с хореографом. Каков же итог? Балерина остается верна тем творческим принципам, которые ей близки, и Джонс, восхищенный ее талантом и жаждущий работать с Балахничевой, тем не менее вынужден отступить.
СНЕГУРОЧКА-ТО, ОКАЗЫВАЕТСЯ, С ХАРАКТЕРОМ…
Выбор для юбилейного вечера Натальи Балахничевой «Снегурочки» на музыку П.И. Чайковского (постановка художественного руководителя-главного балетмейстера театра «Кремлевский балет» народного артиста России Андрея Петрова), на мой взгляд, не только удачен, но и в чем-то символичен. Потому что эта сказочная героиня словно аккумулировала в себе ключевые черты разных созданных балериной образов – те самые, которые в совокупности и являют собой это сценическое чудо, Наталью Балахничеву. Да, ее Снегурочка невероятно хрупка, по-детски трогательна и очень уязвима. Но в то же время достаточна тверда в своих намерениях и умеет настоять на своем. А еще – всегда следует только зову своей души, даже если знает, что рискует всем.
Вообще, это удивительно красивый и по-настоящему драматичный балет, в котором неразрывно переплетены фантастические фольклорные мотивы и вполне жизненные психологические коллизии. Хореограф-постановщик «простроил» все основные партии (прежде всего, Снегурочки, Купавы, Мизгиря) так, что они получились живыми, объемными, волнующе-убедительными. И, конечно же, в том, что замысел балетмейстера в этот вечер был блистательно воплощен на сцене государственного Кремлевского дворца, немалая заслуга исполнителей – великолепных танцовщиков Наталии Балахничевой (Снегурочка), Михаила Евгенова (Мизгирь) и заслуженной артистки России Ирины Аблицовой (Купава).
Так вот о Снегурочке Натальи Балахничевой. Если в первых – красивейших – сценах, разворачивающихся в зимнем лесу, она предстает милым ребенком, этаким снежным «эльфом», очаровывающим своей непосредственностью как отца Мороза, так и всех без исключения обитателей таинственного леса, то, влюбившись с первого взгляда в Мизгиря, она обретает невероятную внутреннюю силу. И эта сила беззащитной, непосредственной и абсолютно искренней в проявлении своих чувств Снегурочки оказывается совершенно непреодолимой для окружающих. А потом выясняется: у нее достаточно отваги, ведь, несмотря на предостережения матери-Весны, она все-таки идет на вполне осознанный риск, и на самопожертвование ради любви это неземное создание тоже способно…
Надо заметить, что Наталья Балахничева в великолепной форме, создается впечатление, что время над ней в принципе не властно, потому как по-прежнему на сцене невесомая тоненькая девушка, от которой невозможно оторвать взгляд. Ее танец завораживает, околдовывает, бесконечно восхищает.
ЕЕ ЖИЗЕЛЬ, ЕЕ ДЖУЛЬЕТТА…
Наталья Балахничева танцевала главные партии едва ли не во всех спектаклях театра «Кремлевский балет». Не могу представить себе на современной сцене лучшей принцессы Авроры, чем она в «Спящей красавице» П.Чайковского, а какая дивная Наташа Мари в «Щекунчике» П.Чайковского или графиня Розина в балете «Фигаро» на музыку Россини…
И все-таки особое место в ее репертуаре занимают «Жизель» А.Адана и «Ромео и Джульета» С.Прокофьева. Партия Жизели, особенно второй, «белый» акт, словно создана для Натальи Балахничевой с ее точеными удлиненными линиями, романтической отрешенностью, какой-то нездешней, воздушной, пластикой, невесомым летящим прыжком. При этом не надо забывать, что Жизель - труднейшая партия, требующая от балерины виртуозного владения техникой танца. И Наталья Балахничева демонстрирует ее в полной мере. И вновь – твердость характера, скрытая, сдержанная, не на показ, но способная противостоять любой, даже потусторонней силе.
Что же касается Джульетты, то в конце этого материала мы приводим запись спектакля «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, в котором танцует Наталья Балахничева – соответственно, у вас есть возможность своими глазами увидеть, насколько она хороша в этой партии: поначалу как озорная Джульетта-девочка, а потом как потрясающая лирико-трагическая героиня.
Кстати, сама Наталья в одном интервью признавалась, что по характеру она совсем не похожа на шекспировскую героиню, и, окажись на месте Джульетты, не стала бы идти наперекор родителям и вышла бы замуж за Париса. Тем не менее, балерина говорила, что восхищается самоотверженностью и смелостью Джульетты и называла ее «своеобразной магистралью своего творчества».
Фото: https://yandex.ru/search/
Фото: https://yandex.ru/search/
В репертуаре Натальи Балахничевой в театре "Кремлевский балет" в разные годы были следующие партии:
Джульетта («Ромео и Джульетта»); Жизель («Жизель»); Аврора, Принцесса Флорина («Спящая красавица»); Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»); Мари («Щелкунчик»), Людмила («Руслан и Людмила»), Снегурочка («Снегурочка»), Па д’эскляв («Корсар»); Золушка («Золушка»); Эсмеральда («Эсмеральда»); Анастасия («Иван Грозный»); Леда («Зевс»); Бекки («Том Сойер»); Китри («Дон Кихот»); Графиня Розина («Фигаро»); Царевна Будур («Тысяча и одна ночь»); Памина («Волшебная флейта»), Седьмой Вальс, Прелюд, Одиннадцатый Вальс («Шопениана») и др., а также партии в спектаклях проекта «Русские сезоны XXI века: Краса Ненаглядная («Жар-птица»), Агнес («Павильон Армиды»), Девушка («Синий Бог»), Тамара Карсавина («Клеопатра – Ида Рубинштейн»).
https://kremlinpalace.org/staff/natalya-balahnicheva
Мне довелось лично познакомиться с Натальей Балахничевой в 2011-м, когда наша редакция организовывала в галерее «Нагорная» выставку, посвященную 20-летию театра «Кремлевский балет». Наташа производит впечатление человека сдержанного, деликатного, довольно закрытого, в ней ощущается какая-то хрупкость, ранимость и некая отстраненность – она словно внутренне находится где-то над обыденностью, в мире своих прекрасных героинь. Но при этом характер человека, который умеет настоять на своем, «считывается» практически сразу.
«…Она ведь из-под Вятки, из тех уральских мест, которые в давние и не очень давние времена оказывались на пути захватчиков с Юга и Востока, и где люди умели превозмочь лихолетье, пережить иго и не утратить свой образ. Конечно, там эпос, национальная история, а тут частная жизнь, биография одаренной артистки, но законы выживания здесь сходные, и сходен таинственный механизм внутреннего сопротивления, позволяющий оставаться собой.
… Здесь (в театре «Кремлевский балет» - прим. ред.) она станцевала свои лучшие партии, здесь окончательно сформировался ее стиль, и здесь она с неочевидным упорством - отстаивает свой путь, одинокий путь лирической танцовщицы, чуждой какой-либо агрессивности, каких бы то ни было злых поползновений. При этом она вовсе не кажется старомодной. Ей дан дар романтической линии, по-старинному протяженной, но и по-современному четкой, даже графичной, даже несколько заостренной».
Вадим Гаевский («Из Дневника балетного критика»)
http://ptj.spb.ru/archive/50/15let-50/i … o-kritika/
Кстати, в городе Наташиного детства, Кирове-Чепецке, ее по-прежнему любят и гордятся тем, что именно здесь родилась девочка, ставшая столь блистательной балериной. На здешнем городском портале размещены даже посвященные ей стихи:
«Концертный зал, и юная скрипачка,
Смычок держа, на сцене выступает.
На ухо маме: «К этим б ножкам пачку!
В балет попробуйте, талант ведь пропадает!»
…Она осталась пленницей навек,
Великой красоты, балетной примой.
Максимовой светил ей звездный свет,
Девчонке юной, ставшей балериной»
Александр Когадеев
https://mmr-kch.ucoz.ru/index/balakhnicheva/0-8
Ну а у москвичей есть счастливая возможность видеть Наталью Балахничеву «вживую» - на сцене Государственного Кремлевского дворца. В конце концов, карантин закончится, и не за горами новый театральный сезон…