Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Балетная вагнериада

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

С подачи дорогой ivette меня заинтересовали взаимоотношения Рихарда Вагнера и искусства балета.
И, надо сказать, нашлось в этих отношениях много чего интересного.
Вот, к примеру, о чём сообщает нам сайт https://ballet-enc.ru/html/v/vagner.html

"ВАГНЕР (Wagner) Вильгельм Рихард (22.5.1813, Лейпциг, - 13.2.1883, Венеция), немецкий композитор и дирижёр. Крупнейший представитель позднеромантич. направления в европ. музыке. Некоторые оперы В. содержат танцевальные эпизоды; для 3-й редакции оперы "Тангейзер" В. написал "Вакханалию" (1861, парижская Опера, балетм. Л. Петипа). Опера ставилась также в Байрёйте при участии балетм. А. Дункан (1904), Р. Лабана и К. Йосса (1930), М. Бежара (1961). Среди балетов, созданных на муз. В.: "Грот Венеры" (1923, Большой театр, Москва, балетм. А. А. Горский), "Вакханалия" (на муз. увертюры и "Вакханалии" из оперы "Тангейзер", 1939, "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. Л. Ф. Мясин), "Безумный Тристан" (на муз. из оперы "Тристан и Изольда", 1944, "Балле интернэшонал", балетм. тот же), "Каин и Авель" (на муз. из оперы "Зигфрид", 1946, Мехико, балетм. Д. Лишин), "Па д'аксьон" (1949, "Балле де Пари", балетм. Р. Пти), "Тристан" (1958, "Американ балле тиэтр", Нью-Йорк, балетм. Г. Росс), "Тристан и Изольда" (1963, Минск, балетм. Н. Стуколкина); "В честь Вагнера" (1965), "Бодлер" (на музыку В. и Дебюсси, 1968), "Победители" (на музыку В. и традиц. инд. муз., 1969) - все Балет XX века, балетм. М. Бежар, "Воспоминания" (на муз. "Пяти песен на слова Везендонк", 1973, "Сити сентер Джофри", Нью-Йорк, балетм. Р. Джофри; был показан в СССР этой труппой в 1974) и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)"

Какие, однако, имена!

Дункан, Лабан, Йосс!
Кстати, в той программе, которая была протранслирована из Джэкобс пиллэу и посвящена А. Дункан, тоже были её номера на музыку Вагнера.

И, конечно, Горский.

А дальше - понеслось!
Ну, кто же, если не Мясин! И не с кем-нибудь, а с самим Сальвадором Дали.

+1

2

Вот здесь декорации Дали к балету "Вакханалия", поставленному Мясиным на музыку из первого действия "Тангейзера". Либретто было также придумано Дали. Премьера состоялась в 1939 году в Нью-Йорке силами Le Ballet Russe de Monte Carlo. Мясин рассказал об этом в своей книге "Моя жизнь в искусстве"
«Вакханалия»
Единственной премьерой 1939 года стал балет «Вакханалия» – мы репетировали его в Париже, когда началась война. Его идею подал мне Сальвадор Дали, создавший декорации и костюмы. В основу легли видения сумасшедшего короля Баварии Людвига Второго, отождествлявшего себя с вагнеровским Тангейзером, что, естественно, предполагало богатый материал для балета. Дали настаивал на том, что вагнеровская музыка для сцены в гроте Венеры никогда не устареет, что только исполнение её стало стандартным, а потому скучным, что у нас есть возможность рискнуть и подать ее в совершенно новой интерпретации.

Эксцентричный сюжет точно соответствовал гению Дали и вдохновил его на создание причудливых образов. Он начал с изображения гигантского лебедя, который занимал значительную часть сцены и охранялся золотыми рыбами. Он также придумал образ смерти в виде большого черного зонта, украшенного черепами. Идеи Дали побудили меня к пластическому решению, соответствовавшему кошмарной символике его декораций.
К счастью, когда я вернулся к работе над «Вакханалией», Дали был в Нью-Йорке, и мы смогли возобновить наше тесное сотрудничество. Оно было мне необходимо, чтобы полностью осмыслить значение каждого эпизода, задуманного им. Он называл работу «первым параноическим представлением», подразумевая таким образом фрейдистскую интерпретацию сумасшедших попыток Людвига жить мифами вагнеровских опер. В этом смешении символизма, психологии, фантазии и реальности мы показали Людвига, вообразившего себя Тангейзером, встречающего Венеру (в исполнении Нини Тейлад) и почти ослепшего от лучезарного видения. Она превращается в дракона, и, как Лоэнгрин, Людвиг убивает его. Но зрение становится все хуже, и его последнее видение, когда он умирает, надевая шлем Лоэнгрина и пилигримское одеяние Тангейзера, – Леда, обнимающая лебедя, – «символ», по словам Дали, «гетеросексуальной любви». Финальными символами смерти Людвига были небольшой зонтик и Лола Монтес, появлявшаяся из брюха лебедя. Так как я должен был поддерживать своей хореографией эксцентричную атмосферу Дали, не вторгаясь в его сценические творения, у меня не было в этом балете такого простора для балетмейстерских поисков, как в «Фантастической симфонии». Это было не что иное, как царство безумных снов. Кроме того, я чувствовал, что меня чем-то подавляют сюрреалистические декорации и костюмы.
Первое представление «Вакханалии» состоялось в ноябре 1939 года в Метрополитен и дало богатую пищу для дискуссий. Балет не шел в Европе до 1966 года, когда я готовил его новую версию для первого Вечера балета Монте-Карло по случаю столетия Монте-Карло."

Цитируется по https://www.facebook.com/notes/академия-русского-балета-имени-ая-вагановой/дали-мясин-3-балета/2652643781501557/

Там же есть несколько фотографий костюмов и декорации.

https://www.dalipaintings.com/bacchanale.jsp

+1

3

Дали написал также либретто к балету "Безумный Тристан" для постановки с Мясиным также на музыку Вагнера к "Тристану и Изольде".

В 2012 году был найден в старых коробках задник Дали для этой постановки и выставлен в Монреале.
Послt этого он был использован цирковой труппой Финци Паска для спектакля "La Verita".

http://www.the-wagnerian.com/2012/11/sa … eaves.html

Trailer "La Verita"

+1

4

Следов "Па д"аксьона" от Пети обнаружить не удалось (как и много чего другого от Пети, не здесь будет упомянуто), но зато мне вспомнилось, что в "Прусте" у Пети Майя Михайловна танцевала под увертюру из "Риенци"

+1

5

Бежар, конечно, мимо Вагнера пройти не смог.

"Бодлера" и "Победителей" обнаружить не удалось, но зато вот Хорхе Дон танцует "Смерть Зигфрида" из "Дионисия"

А вот Диана Вишнёва в "Кольце вокруг кольца" с Берлинским гос. балетом

+1

6

Друг наш Джон как-то часа два рассказывал, как мучительно он искал музыку к "Смерти в Венеции". Хотя что там было искать?
После первоначального Баха балет всё-таки состоялся на смесь Баха с Вагнером. А как же ещё?

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9983043456853728419&url=http://video.mail.ru/list/romankova.larisa/_myvideo/505.html&text=Смерть в Венеции/ Tod in Venedig.  Балет Джона Ноймайера на музыку Вильгельма Рихарда...&path=sharelink

+1

7

А вот "Тристан и Изольда" из Женевы

Тристан и Изольда: Приветствую тебя, о мир!/ Tristan et Isolde: Salue pour moi le monde!
Tristan et Isolde: Salue pour moi le monde! Балет Жоэль Бувье на музыку Рихарда Вагнера. Grand Théâtre de Genève (27 мая 2015)

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3712360544493583155&url=http://video.mail.ru/mail/viktorlaskin/5563/15624.html&text=Тристан и Изольда: Приветствую тебя, о мир!/  Tristan et Isolde: Salue pour moi le monde!&path=sharelink

+1

8

Борис Яковлевич использовал отрывки из Вагнера в балете "По ту сторону греха"

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6784166552784241390&url=http://video.mail.ru/mail/viktorlaskin/1580/38353.html&text=Братья Карамазовы.  Балет Бориса Эйфмана на музыку С. В. Рахманиова, В. Р. Вагнера...&path=sharelink

+1

9

PRIVET написал(а):

Вот здесь декорации Дали к балету "Вакханалия", поставленному Мясиным на музыку из первого действия "Тангейзера". Либретто было также придумано Дали. Премьера состоялась в 1939 году в Нью-Йорке силами Le Ballet Russe de Monte Carlo. Мясин рассказал об этом в своей книге "Моя жизнь в искусстве"
«Вакханалия»
Единственной премьерой 1939 года стал балет «Вакханалия» – мы репетировали его в Париже, когда началась война. Его идею подал мне Сальвадор Дали, создавший декорации и костюмы. В основу легли видения сумасшедшего короля Баварии Людвига Второго, отождествлявшего себя с вагнеровским Тангейзером, что, естественно, предполагало богатый материал для балета. Дали настаивал на том, что вагнеровская музыка для сцены в гроте Венеры никогда не устареет, что только исполнение её стало стандартным, а потому скучным, что у нас есть возможность рискнуть и подать ее в совершенно новой интерпретации.

Эксцентричный сюжет точно соответствовал гению Дали и вдохновил его на создание причудливых образов. Он начал с изображения гигантского лебедя, который занимал значительную часть сцены и охранялся золотыми рыбами. Он также придумал образ смерти в виде большого черного зонта, украшенного черепами. Идеи Дали побудили меня к пластическому решению, соответствовавшему кошмарной символике его декораций.
К счастью, когда я вернулся к работе над «Вакханалией», Дали был в Нью-Йорке, и мы смогли возобновить наше тесное сотрудничество. Оно было мне необходимо, чтобы полностью осмыслить значение каждого эпизода, задуманного им. Он называл работу «первым параноическим представлением», подразумевая таким образом фрейдистскую интерпретацию сумасшедших попыток Людвига жить мифами вагнеровских опер. В этом смешении символизма, психологии, фантазии и реальности мы показали Людвига, вообразившего себя Тангейзером, встречающего Венеру (в исполнении Нини Тейлад) и почти ослепшего от лучезарного видения. Она превращается в дракона, и, как Лоэнгрин, Людвиг убивает его. Но зрение становится все хуже, и его последнее видение, когда он умирает, надевая шлем Лоэнгрина и пилигримское одеяние Тангейзера, – Леда, обнимающая лебедя, – «символ», по словам Дали, «гетеросексуальной любви». Финальными символами смерти Людвига были небольшой зонтик и Лола Монтес, появлявшаяся из брюха лебедя. Так как я должен был поддерживать своей хореографией эксцентричную атмосферу Дали, не вторгаясь в его сценические творения, у меня не было в этом балете такого простора для балетмейстерских поисков, как в «Фантастической симфонии». Это было не что иное, как царство безумных снов. Кроме того, я чувствовал, что меня чем-то подавляют сюрреалистические декорации и костюмы.
Первое представление «Вакханалии» состоялось в ноябре 1939 года в Метрополитен и дало богатую пищу для дискуссий. Балет не шел в Европе до 1966 года, когда я готовил его новую версию для первого Вечера балета Монте-Карло по случаю столетия Монте-Карло."

Цитируется по https://www.facebook.com/notes/академия … 781501557/

Там же есть несколько фотографий костюмов и декорации.

https://www.dalipaintings.com/bacchanale.jsp

Очень интересно, спасибо огромное! Но, видимо, г-н Мясин немного запутался в героях Вагнера  - Лоэнгрин никаких драконов не убивал, он вообще не убивал - он рыцарь-хранитель Священного Грааля, защитник слабых и унетенных,  Дракона убил Зигфрид из тетралогии "Кольцо Нибелунга". Ну да все это мелочи. Мне кажется, проблема с музыкой Вагнера для балета в том, что она слишком самодостаточна и если партии певцов скорее оттеняют роскошь самой музыки, органично, но не навязчиво в нее вписываясь, то в балете нужно создать что-то грандиозное, хотя бы на равных с музыкой, чтобы танец не превратился во второстепенную иллюстрацию к музыке, а это ох как не просто! Немного off topic - меня сразила трансляция Лоэнгрина из Мет оперы аж 1986 года, особенно очаровал певец Петер Хофманн своим рыцарским, практически балетным образом. Стала копаться в прошлом - очень интересная биография, мальчик из рок-группы случайно где-то засветился с партией из Вагнера и началось триумфальное шествие по мировым сценам - Лоенгрин в нескольких версиях, Зигмунд в Валькирии, многочисленные записи, скачала себе все, что есть в наличии. А потом - Паркинсон, проблемы с памятью и голосом, и достаточно ранняя смерть. Постараюсь разместить фото из метовского Лоэнгрина. А еще, дорогой PRIVET, очень интересная тема  - связь нашего дорогого Петра Ильича с Людвигом Баварским и заколдованными лебедями! По этой теме кое-что есть, тема очень интересная.https://forumupload.ru/uploads/0013/ae/d4/353/860900.png

Отредактировано ivette (14-06-2020 02:09:07)

0

10

ivette написал(а):

Лоэнгрин никаких драконов не убивал, он вообще не убивал

Убил напавшего на него Фридриха.
Да и вообще эти рыцари Святого грааля везде ездили и за что-то сражались. Так что вполне мог каждый убить какого-нибудь дракона.
О чём, видимо, и нафантазировал Дали, а Мясин повторил.
Вообще же германская легенда о Лоэнгрине напоминает наши русские народные сказки о Фениксе-ясном соколе или Царевне-лягушке. Фольклор вообще вещь увлекательная, особенно компаративный.

ivette написал(а):

Мне кажется, проблема с музыкой Вагнера для балета в том, что она слишком самодостаточна и если партии певцов скорее оттеняют роскошь самой музыки, органично, но не навязчиво в нее вписываясь, то в балете нужно создать что-то грандиозное, хотя бы на равных с музыкой, чтобы танец не превратился во второстепенную иллюстрацию к музыке, а это ох как не просто!

Вот безусловно.
При этом надо иметь в виду, что Вагнер являлся создателем теории нового музыкального театра, в котором драматическое и музыкальное произведение должны сливаться в единое целое, либретто он всегда писал сам и его оперы являли собой то, что он обозначил термином "гезамткунстверк". Произвольное использование его музыки для балетных постановок данное "целостное художественное произведение" неотвратимо разрушает. А вот создаёт ли новое?

ivette написал(а):

дорогой PRIVET, очень интересная тема  - связь нашего дорогого Петра Ильича с Людвигом Баварским и заколдованными лебедями! По этой теме кое-что есть, тема очень интересная.

Давайте обсудим. Хотя, на мой взгляд, это больше тема господина Ноймайера  :flag:

0

11

Дорогой PRIVET, а что вы думаете об этом?
http://von-meck.info/legendy/24-smi/smi … nye/241-ii

0

12

ivette написал(а):

Дорогой PRIVET, а что вы думаете об этом?
http://von-meck.info/legendy/24-smi/smi … nye/241-ii

Похоже на литературную фантазию.

0

13

PRIVET написал(а):

Похоже на литературную фантазию.

И тем не менее, дорогой PRIVET, в Лоэнгрине колдунья Ортруд набрасывает цепь на юного герцога Брабанта и превращает его в Лебедя, и если бы Эльза не нарушила клятву, данную Лоэнгрину, заклятие было бы снято. Тем не менее, Вагнеру хотелось показать, что молитва христианина сильнее заклятья язычницы, и несмотря ни на что, после страстной молитвы Лоэнгрина, юный герцог Брабанта Готфрид возвращается в свое человеческое обличье. Очень волнующая история и сходство сюжета

0

14

ivette написал(а):

Очень волнующая история и сходство сюжета

Дорогая ivette, о каком сходстве Вы говорите? О превращении человека в птицу или животное злым волшебником? Это мотив многочисленных сказок у многих народов.
Если Вы имеете в виду "Лебединое", то там несколько другая история: там не христинство и язычество, а любовь, побеждаюшая зло. Потому что по изначальному либретто Зигфрид бросается в озеро за Одеттой и, жертвуя своей жизнью, навечно воссоединяется с ней, вопреки козням зла, желавшего их разлучить. Это потом уже появились всякие другие варианта типа счастливого конца в этом мире или всяких изысков по Фрейду. В исходной сказке все было и проще, и возвышенней.
Возвращаясь к птичьему сюжету, можно вспомнить русскую Царевну-лебедь или сказку Андерсона "Дикие лебеди".
Красивая лебедь птица и благородная.:)

0

15

ivette написал(а):

И тем не менее, дорогой PRIVET, в Лоэнгрине колдунья Ортруд набрасывает цепь на юного герцога Брабанта и превращает его в Лебедя, и если бы Эльза не нарушила клятву, данную Лоэнгрину, заклятие было бы снято. <...> Очень волнующая история и сходство сюжета

ivette, в оригинальном либретто, с которым работал Чайковский, не было заклятия. Одетта превращалась в лебедя и обратно в девушку по собственной воле. И происхождение этого сюжетного хода точно известно: он заимствован из "Озера волшебниц" Обера (либо из самой оперы, либо из балетной версии Тальони).

PRIVET написал(а):

Потому что по изначальному либретто Зигфрид бросается в озеро за Одеттой и, жертвуя своей жизнью, навечно воссоединяется с ней, вопреки козням зла, желавшего их разлучить. Это потом уже появились всякие другие варианта типа счастливого конца в этом мире или всяких изысков по Фрейду.

Нет, в изначальном либретто Зигфрид срывал с Одетты корону, она умирала от чар мачехи-совы, а Зигфрида (вместе с уже мертвой Одеттой) поглощало вышедшее из берегов озеро.
Счастливый финал, если не ошибаюсь, появился впервые в постановках Гансена, а тот, который описали Вы - в петербургском спектакле 1895 года.

Отредактировано Amaliris (20-06-2020 18:26:19)

0

16

Amaliris написал(а):

а тот, который описали Вы - в петербургском спектакле 1895 года.

Дорогой Amaliris!

Как приятно Вас встретить на полях близкой Вашему сердцу темы  :flag:

Именно этот спектакль и имелся мною в виду. И то, что осталось от него в недавно снятой с репертуара версии Сергеева/Доуэла в РОХ.

Amaliris написал(а):

Нет, в изначальном либретто Зигфрид срывал с Одетты корону, она умирала от чар мачехи-совы, а Зигфрида (вместе с уже мертвой Одеттой) поглощало вышедшее из берегов озеро.

В данном случае таже самая идея: вечное воссоединение, несмотря на козни зла.

0

17

PRIVET написал(а):

В данном случае таже самая идея: вечное воссоединение, несмотря на козни зла.

Не уверен, что сценаристы хотели выразить именно эту идеи (и вообще хотели выразить что-то определенное). Московское либретто и в целом-то не отличается большой внятностью, а в последнем действии логика делается совсем неосязаемой.

0

18

Amaliris написал(а):

PRIVET написал(а):

    В данном случае таже самая идея: вечное воссоединение, несмотря на козни зла.

Не уверен, что сценаристы хотели выразить именно эту идеи (и вообще хотели выразить что-то определенное). Московское либретто и в целом-то не отличается большой внятностью, а в последнем действии логика делается совсем неосязаемой.

Сюжет с девами - лебедями в эпосе и так довольно запутан (за древностью оного), а уж в головах литераторов и балетмейстеров 19 века он вообще превратился в бог знает что. Кстати, почему надо было черпать вдохновение из каких-то германских сказочников, когда есть прекрасная "Сказка о царе Салтане" :glasses: . Типичное преклонение перед западом-с...  Я, конечно, не дерзну учить Петра Ильича Чайковского, но вот если бы кто-то из нынешних творцов сочинил балет по Пушкину, это было бы получше всех современных извращений на тему Лебединого Озера. Там и придумывать ничего не нужно, сюжет сам просится на балетную сцену. (По крайней мере, мне так кажется на фоне коронавируса) :smoke:

+1

19

primipilos, сходство со "Сказкой о царе Салтане" появилось только в петербургском либретто. Не исключено, что на нее ориентировались сознательно. Из четырех человек, имевших отношение к новому сценарию, трое - Всеволожский, Иванов и Модест Чайковский - не могли ее не знать.
Балет по "Сказке о царе Салтане" ставила Бронислава Нижинская, на музыку из оперы Римского-Корсакова.

+1