31 июля в соцсети просочилась информация об «увольнении» худрука балета, главного балетмейстера Астраханского театра оперы и балета, заслуженного артиста России Константина Уральского. Самые экзальтированные из его поклонниц сразу поспешили обвинить директора театра во всех возможных грехах, придав событию масштаб «гуманитарной катастрофы и преступления против искусства».
В тот же день оказалось, что «преступление против искусства» на сюжет «Моцарта и Сальери» явно не тянет, так как руководство театра экстренно собрало балетную труппу, пригласило СМИ и ту самую «общественность». Выяснилось, что Константина Семёновича не увольняют – с ним не продлевают контракт, о чём была достигнута взаимная договорённость ещё 27 июля, а представить нового руководителя 4 августа должен был сам «виновник» получившего преждевременную огласку события. Когда же «общественности» стало понятно, что это решение принято совместно художественным руководителем театра, главным дирижером Валерием Ворониным и директором Натальей Шаговой, в соцсетях пепел посыпался и на голову прежде чтимого Воронина: особо взволнованные особы стали вбивать клин между достижениями балетного «цеха» и якобы упадком оперной труппы. «Падает» астраханская опера, надо понимать, номинациями на «Золотую Маску» (четырежды) и выступлениями на Новой сцене Большого театра, дважды лауреатством Всероссийской премии «Грани театра масс» (в номинации «Лучший театр на открытом воздухе» за многолетний проект «Русские оперы в Астраханском кремле»), участием в Фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку», получением нескольких грантов, четырьмя премьерами за последний сезон («Богема», «Ревизор», «Руслан и Людмила», отложенная из-за карантина «Кармен»), успешным участием молодых солистов в конкурсах (среди недавних – Егор Журавский, лауреат 38-го Международного конкурса оперных певцов имени Ганса Габора "Бельведер", получивший возможность два года стажироваться в Королевском театре «Ковент-Гарден»)…
"Сам же К.Уральский поблагодарил руководство Астраханского театра оперы и балета за плодотворную работу, но от публичных комментариев для нашей редакции отказался".
Попробуем разобраться в логике нынешнего кадрового решения на основе доступной открытой информации и собственных впечатлений.
Сегодня в репертуаре театра 14 балетных названий, из них 6 одноактных («Carmina Burana», «Концерт Рахманинова», «Наяда и рыбак», «Пиаф. Я не жалею ни о чём», «Крёстный отец», «Кармен-сюита»), один «балет для всей семьи» – «Приключения Винни-Пуха».
«Концерт Рахманинова», «Ромео и Джульетта», «Вальс белых орхидей», «Кармен-сюита» ставились Уральским ранее в других театрах.
Только один спектакль поставлен приглашённым мастером («Крёстный отец» итальянского хореографа Лучианно Конитто).
Классическая хореография – Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского, В. Вайнонена, К. Голейзовского, Р. Захарова – представлена лишь в четырёх спектаклях: «Жизель», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Щелкунчик» (в последнем – лишь фрагментарно).
От слова совсем не представлена хореография Дж. Баланчина, Ю. Григоровича, Р. Пети, Д. Ноймайера, других выдающихся мастеров мирового балета (даже в виде концертных номеров).
Артисты редко принимают участие в международных и всероссийских конкурсах.
В прежние годы наяву, а в период карантина в трансляциях на YouTube-канале Астраханской Оперы мы увидели несколько авторских спектаклей К. Уральского: «Кармен-сюита», «Андрей Рублёв», «Вальс белых орхидей», «Пиаф. Я не жалею ни о чём». В каждом из них есть режиссёрские находки, которые, впрочем, легко можно представить в драматическом спектакле, мюзикле, пантомиме. Хореографического развития образов – минимум, танцевальная лексика однообразна, утомительно много статичных картинных «остановок».
Освежив в памяти немногие рецензии на спектакли К. Уральского разных лет, обнаружил в них схожие впечатления:
Сергей Рощин
Бесстрастие по Рублёву
"Музыка прослоена хоровыми вставками, в ней слышатся отголоски ораторий, песнопений, она во многом вторична, не задает сильных эмоций, в ней нет стремительности, большей частью плавно течет, но она вполне позволяет танцевать. С хореографией сложностей гораздо больше. Где-то в анамнезе и «Весна священная» Нижинского, и Тарковский с буквальной цитатой проекции «Троицы», и «Князь Игорь» в борьбе с половцами. Но танца мало, больше хороводов в разных вариантах. Танца иногда настолько мало, что в некоторые моменты танцоры просто стоя слушают музыку".
А. Гордеева
Анна Гордеева
18.06.2003
Балетная жертва
«Вальс белых орхидей» разогнал публику
«Вроде бы тридцатые. Вроде бы Париж. На фонограмме -- скрежетание Равеля, шипение радио, меняющего Жака Бреля на «Лили Марлен», ну и голосок Адольфа пробивается, конечно. Либретто -- «по мотивам произведений Эриха Марии Ремарка» (без уточнений; видимо, имеются в виду все произведения сразу) -- хореограф написал сам. Зовут хореографа Константин Уральский, за фамилией в скобочках стоят три буковки «США», что означает постановки в балете Айовы. Учившийся в московском балетном училище и затем в ГИТИСе человек при громадном дефиците хореографов в России применения на родине себе не нашел. Нынешняя премьера в Русском камерном балете «Москва» -- «Вальс белых орхидей» -- объяснила, почему. /…/
Выстраиванием сюжета хореограф пренебрегает, взаимоотношения персонажей туманны. /.../
Зрители начали уходить с середины первого акта, в антракте валили толпами, во втором - бежали самые стойкие. Спектакль провалился с тем же пустынным грохотом, что несколько лет назад сочиненная тем же Уральским "Улица"».
_______________________________________________________________________________________________________
К. Уральский приглашён в Астрахань в сентябре 2011 года. Поклонники пишут, что он создал в Астрахани балет с нуля, а сам Константин Семёнович в видеоподкасте «Чилим с Дарьей Мищенко» (YouTube-канал MIMI PROD) утверждает, что доставшиеся ему артисты имели слабую подготовку, а больше половины из них «не стояли на пальцах», в репертуаре была «пара названий». Это не соответствует действительности. До прихода Уральского в репертуаре Астраханского музыкального театра были «Жизель» (первый «полнометражный» балет в Астрахани, 2000; главные партии исполняли Эсмиральда Мамедова, Алексей Меренков, Андрей Млынец; сегодня в нашем театре работает участница первой балетной премьеры Э.Р. Мамедова); «Египетские ночи», «Половецкие пляски», «Вальпургиева ночь», «Сказки Шехеразады», «Жар-птица»; «Щелкунчик» (постановка балетмейстера Большого театра Ирины Лазаревой); главный балетмейстер Краснодарского музыкального театра Владимир Пак поставил «Шопениану», «Павану мавра», «Пахиту»; к 100-летию со дня рождения выдающегося балетмейстера, народного артиста СССР, нашего земляка Р.В. Захарова народная артистка СССР Людмила Семеняка возобновила в Астрахани «Бахчисарайский фонтан»; поставлен дипломный спектакль выпускниц балетмейстерского факультета ГИТИСа Е. Мариниченко и О. Лобановой «Дюймовочка». Была создана балетная студия. Несмотря на сложности, связанные с пополнением труппы профессиональными танцовщиками, молодой коллектив под руководством коренной астраханки Ларисы Павловны Сивицкой, окончившей Новосибирское хореографическое училище, работал с огромной самоотдачей. По состоянию на 2011 год в репертуаре Музыкального театра уже было 3 балета крупной формы, 7 одноактных балетов, 3 балета для детей (всего 13 названий).
И только после этих первых успехов молодой труппы власти области приняли решение укрепить коллектив выпускниками ведущих хореографических училищ и вузов страны и пригласить К.С. Уральского. В первый же месяц главный балетмейстер снял с репертуара ВСЕ поставленные до его прихода спектакли.
В Астрахани К.С. Уральскому всегда создавались самые благоприятные условия для реализации творческих замыслов.
За девять лет сделано многое. Стали регулярными зарубежные гастроли балетной труппы, открыто обучение по специальности «Искусство танца» в Астраханском колледже культуры и искусства, поставлены авторские балеты главного балетмейстера, по инициативе К.С. Уральского проведены Каспийский хореографический форум «День балета на Каспии» (2018), вечера «Петипа-гала» с участием ведущих мастеров балета Большого и Мариинского театров. Дирекция театра оплачивает найм жилья для артистов балетной труппы, обучение пяти артистов балета в Институте театрального искусства (Москва), обеспечивает приезд приглашаемых худруком балета театральных критиков и других специалистов. Штатное расписание балетной труппы в 2018 году увеличено на 10 должностных единиц.
К сожалению, несмотря на обеспечение жильём и грантовую поддержку, в балетной труппе очень большая «текучка». За девять лет работы К.С. Уральского Астрахань покинули 90 артистов балета. Некоторые уезжают, соглашаясь даже на менее выгодные социально-бытовые условия в других городах, потеряв надежду «натанцевать» здесь большой классический репертуар.
При подготовке к подписанию в 2019 г. контракта на большие гастроли по городам Франции, представители принимающей стороны после просмотра авторского балета Уральского «Щелкунчик» настояли на его замене классической версией В. Вайнонена.
В театре работают опытные педагоги-репетиторы Ю.А. Ромашко, Э.Р. Мамедова, но творчески расти молодым артистам сложно ввиду ограниченности репертуара.
Вспомним цитату из приведённой выше рецензии 2017 года: "Но танца мало, больше хороводов в разных вариантах. Танца иногда настолько мало, что в некоторые моменты танцоры просто стоя слушают музыку".
Старожилы форума ещё помнят громкие скандалы, сопровождавшие недолгий период работы К.С. Уральского в Челябинском академическом театре оперы и балета (2008-2010): конфликт с режиссёром Алексеем Степанюком при постановке оперы «Демон», массовое бегство солистов балета…
В Астрахани Уральский удержался девять лет.
Руководство театра предложило Константину Семёновичу дальнейшее сотрудничество. Его авторские спектакли остаются в текущем репертуаре театра.
Руководство театра ставит задачу дальнейшего качественного роста артистического состава на основе постоянного руководства труппой крупным мастером и расширения репертуарно-художественных возможностей. 4 августа станет известно имя нового руководителя балетной труппы.
ПРЕССА:
Что на самом деле произошло в Астраханском Театре Оперы и Балета с главным балетмейстером
Увольнения главного балетмейстера Астраханского Театра оперы и балета сильно преувеличено
Ситуацию с уходом Константина Уральского обсуждали на срочной встрече с руководством театра артисты и представители СМИ
Почему отстранили Уральского: о причине скандала в астраханском театре оперы и балета
3 августа 2020, 09:04
Отредактировано Красс (03-08-2020 14:53:00)