Сегодня писать не хотелось.
Сегодня день совсем не радостный выдался.
Но опять вышел в ночь кот.
И надо продолжать бодрствовать, пока этот бандит не вернётся.
Поэтому напишу.
Спектакль произвёл впечатление выстраданного.
Собственно, таким он и является: премьера переносилась не раз, работали в "баблах", Ксения Рыжкова танцевала с бандажированными коленями.
Не думаю, что эти бандажи были частью костюма. Думаю о другом: куда делись те самые брюки главной героини - современной девушки, о которых говорила художник по костюмам (хорошо, что у нас остался перевод, потому что видео уже удалили)?
Видимо, костюмы тоже выстрадывали до последнего.
А перед премьерой узнали о самоубийстве хореографа, чью премьеру танцевали в предыдущем стриме...
И он был их ровесником...
И даже внешне смахивал на героя этой премьеры...
В общем, метель судьбы разыгралась не на шутку.
И если в первом акте был хороший балетный синематограф, к которому нас уже успел приучить Кайдановский, то второй акт как-то завял, просел, побледнел и не впечатлил.
Вообще, я люблю этот рассказ Пушкина.
Люблю старый советский фильм, люблю музыку Свиридова.
Но Кайдановский раскрывает такие грани таланта нашего народного достояния, о которых мы вроде и знаем, но как-то упор на них особо не делаем.
Философская глубина "Метели", собственно, выпукло представлена именно в первом акте.
И здесь видишь то, о чём часто писали большие пушкиноведы: в Пушкине есть всё, что было в русской литературе после него.
Гротеск и мистика Гоголя, страсти Достоевского ....
Ну, и не из русского тоже есть - фантасмагория Гоффманна, к примеру.
Вот это то, как лепит свой спектакль хореограф, удивляя зрителя причудливой фантазией в создании страшных сновидений.
Или высылая в снежную бурю безлицых существ, закручивающих несчастного Владимира в те измерения, откуда нет возврата.
Прекрасная, на мой взгляд, метафорическая находка этот снежный шар, который вынуждена держать в руках и носить с собой героиня: шар своей собственной судьбы. От которой не уйдешь.
И так и приходят на ум пословицы - выстраданная веками народная мудрость: "Человек предполагает, а бог располагает", "Кому что на роду написано", да и "От судьбы не уйдёшь".
А ещё Высоцкий для Марины Влади - "Я несла свою беду..."
Но есть там один интересный штрих: перед побегом на венчание Мария сначала забывает "свою судьбу", свой снежный шарик. А потом возвращается за ним. А перед тем, как пойти с ним к двери, встряхивает его и вызывает внутри него метель. И вот она, метель за дверью...
Так что же всё-таки, куём свою судьбу сами? Ну, хотя бы частично?
Во втором акте меня, по большому счёту, впечатлил только один момент: Белкин с инвалидами. Это было вполне в духе Кайдановского - ударить в самый нерв, когда сначала был вроде такой чёрный юмор, потом возмущение от того, что кто-то смеётся над увечными, а потом удар наотмаш - он тоже увечный, человек, которого война разрушила изнутри. Это было сильно. И поставлено, и станцовано.
Актёрские работы блестящие как драматически, так и технически.
И Ксения Рыжкова, и грандиозные Йона Кук с Осиелем Гунео, и выдающийся Шейл Вэгман в своих маленьких, но таких запоминающихся соло.
Музыка спектакля меня не раздражала.
А это уже очень много для современных балетных партитур.
Какое счастье, что это не были бесконечные завывания Гласса, Демуцкого, Ауэрбах...
Опять же в первом акте вспомнились Стравинский и Бернстайн. Но не потому, что был плагиат, а потому, что был похожий подход.
Конечно, неиссякаемая хореографическая фантазия Андрея Кайдановского не может не восхищать.
Он умудряется создавать свой собственный язык в контемпе, при этом язык этот сам по себе настолько многогранен, что способен держать зрителя в постоянном напряжении и при этом ясно доносить мысль, заложенную во всех этих хитросплетений и переплетениях тела и тел. Когда кажется, что танцующие напрочь лишены костей. За что им, безусловно, отдельный глубокий респект.
И, конечно, глубокое уважение и благодарность Игорю Зеленскому.
За то, как подобрал труппу.
За трансляции.
За репертуар.
За то, что сделал придворным хореографом в Мюнхене Кайдановского.
За то, что поддерживает и помогает тем, у кого в жизни всё сложно: когда-то вытянул Полунина, сейчас Вэгмана.
Пытался помочь Скарлетту.
Не получилось.
"Кому что на роду написано..."