"Золотая маска" и наш золотой primipilos любезно предоставили мне возможность ознакомиться с победителем 2020 года в номинациях за лучшую работу балетмейстера и за лучшую работу художника.
Хотя номинации были ещё и по следующим разделам:
«Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа композитора», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Елена Воровьева), «Лучшая мужская роль» (Арсентий Лазарев).
Вероятно, Елена Воробьёва и Арсентий Лазарев вполне могли получить свои маски за роли. (В трансляции танцевал другой состав и был тоже очень хорош).
Но там "омасачили" Овчаренко за "Зимнюю сказку" и Булдакову за "Баядерку".
Хотя, вероятно, Воробьёва и Лазарев заслужили больше.
Хотя бы за то, что то, что они танцевали, было значительно более нетрадиционно именно для российского балетного театра и поставлено современным российским балетмейстером.
Но, как мы знаем, у "Маски" свои законы существования и принятия решений.
С тем же, что этот спектакль не получил премию как "Лучший спектакль" в балете, мы вполне можем согласиться, безотносительно к тому, кто эту премию получил. (А это "Артефакт-сюита" БТ - вот уж очередной, ставший правилом нонсенс, давать "Маску" секонд-хэнду).
А соглашаемся мы потому, что данный спектакль как спектакль просто не состоялся.
Заявленный как посвященный Петипа сюжетный балет, он не имеет ни сюжета, ни либретто.
Вот как тут не вспомнить наш диспут с dear Amaliris о роли либреттиста: нет либреттиста, способного создать вменяемое либретто, нет и спектакля.
С чем мы и поздравляем повинного в этом Богдана Королька, который весьма занимательно читает лекции по истории балета, но как либреттист оказался настолько беспомощен, что даже не верится, что такое возможно.
Отсылки к различным балетам Петипа, быть может, и читаются теми, кто изучил все неизвестные сегодняшнему миру либретто балетов Петипа.
Но больше читаются отсылки хореографа, а не либреттиста к балетам Фокина, Григоровича, Баланчина, всех возможных контемпорери и с большой натяжкой к самому Петипа, а именно к гран па из ЛО (кто бы сомневался).
Начавшийся как великолепное театральное действо с интригующей завязкой спектакль, быстренько просел до уровня "а потанцевать".
И танцуют же прекрасно. Но! Отанцовывать можно музыку, наполненную смыслом.
Отанцовывать же исключительно дансабельную, лишенную смысла музыку танцем, смыслом которого является эта бессмысленная музыку - как уже ясно из семантики изложенного - есть нонсенс.
В который спектакль перешёл столь же плавно, как плавно в нем появился воздушный шарик в виде космического (?) корабля.
Хореография Самодурова, удостоенная "Маски", в определённой степени оригинальна и фантазийна.
Бессмысленна, правда, по упомянутой выше причине. Часто возникает впечатление, что движение не вырастает логически по ходу действия и музыки, о возникает по воле хореографа, имеющего целью изобразить что-нибудь такое покруче и пооригинальнее. Иногда удаётся, иногда нет.
А главное, при ближайшем рассмотрении эта хореографии во многом оказалась вторичной и плагиатной:
вся стилизация старинной хореографии переехала из балета Дэвида Бинтли в Бёрмингемском балете от 2015 года под названием "Король танцует".
Тот спектакль, кстати, тоже был удостоен премии круга критиков, правда, британских.
А ещё он отличался целостностью, динамичностью, музыкальностью и отличным либретто и драматургией.
Кстати, о музыке.
Правильно не дали "Маску" композитору Анатолию Королёву.
Потому что то, что он создал, весьма мило.
Но уж слишком напоминает музыку к тому же английскому балету.
Прямо, как близнец.
Там музыку написал также под заказ театра Stephen Montague.
Что касается получившего "Маску" художника Алексея Кондратьева, то кружки на заднике каким-то чудным образом оказались близнецами круга из того же "Король танцует".
Чудеса, да и только.
Телепатия, видимо.
Заштампованность мышления.
Или что-нибудь ещё.
В целом, конечно, если бы не озвученные претензии, смотреть это можно.
Насчёт награждать...
Для тех, кто относится к любопытным и неутомимым балетоманам, ссылка на "оригинал". Он, кстати, отсылает не к Петипа, а к кому надо - Людовику 14 - и посвящён развитию мужского танца от эпохи короля-солнца до наших дней.