Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » И об опере кое-что... » Оперные голоса. Тогда и сегодня.


Оперные голоса. Тогда и сегодня.

Сообщений 1 страница 22 из 22

1

SAM301165 написал(а):

В 20 веке  можно припомнить, пожалуй,  только Каллас с такими возможностями. В СССР таких певиц не было

Ув.SAM301165, я не музыкант, нот не знаю, но много слушала и слушаю опер, читала о великих певцах, о голосах, об их классификации. Поэтому позволю себе заметить, что, как я понимаю, колоратурным меццо владеет Сесилия Бартоли, выдающаяся исполнительница и исследователь барочной музыки. Её основная карьера состоялась именно в 20-м веке. Наша Юлия Лежнёва тоже поёт барочную музыку, но она, конечно, сопрано. Кроме того, выдающаяся итальянская певица Фьоренца Кассото, приезжавшая с театром Ла Скала в Москву, была меццо-сопрано, но исполняла партию Розины в Севильском цирюльнике, а также Сантуццу. Впрочем, эти обе партии поют оба голоса. В советское время, конечно, Розину пели сопрано. А Сельская честь, во всяком случае, в Ленинграде не шла. Возможно, это не удачные примеры, т.к. эти партии не требуют колоратурного меццо, но диапазон голоса у этих певиц значительно больше, чем у обычных меццо. Наша Елена Образцова, например, исполняла арию Лауретты из Джанни Скики, хотя поют её сопрано. И ещё я понимаю, что колоратурное меццо - это не только 3 октавы, это ещё и возможности голоса, и техника. Наверное, даже техника важнее. А теперь из-за интереса к барочной музыке появилось много контртеноров.
Возможно, среди советских певиц и были колоратурные меццо, но они себя проявить не могли, поэтому мы и не знаем. Да и репертуар был очень скудный.
Подчёркиваю ещё раз, что я не музыкант. Возможно, я не права. Буду признательна, если Вы меня поправите.

+1

2

Prima написал(а):

Ув.SAM301165, я не музыкант, нот не знаю, но много слушала и слушаю опер, читала о великих певцах, о голосах, об их классификации. Поэтому позволю себе заметить, что, как я понимаю, колоратурным меццо владеет Сесилия Бартоли, выдающаяся исполнительница и исследователь барочной музыки. Её основная карьера состоялась именно в 20-м веке. Наша Юлия Лежнёва тоже поёт барочную музыку, но она, конечно, сопрано. Кроме того, выдающаяся итальянская певица Фьоренца Кассото, приезжавшая с театром Ла Скала в Москву, была меццо-сопрано, но исполняла партию Розины в Севильском цирюльнике, а также Сантуццу. Впрочем, эти обе партии поют оба голоса. В советское время, конечно, Розину пели сопрано. А Сельская честь, во всяком случае, в Ленинграде не шла. Возможно, это не удачные примеры, т.к. эти партии не требуют колоратурного меццо, но диапазон голоса у этих певиц значительно больше, чем у обычных меццо. Наша Елена Образцова, например, исполняла арию Лауретты из Джанни Скики, хотя поют её сопрано. И ещё я понимаю, что колоратурное меццо - это не только 3 октавы, это ещё и возможности голоса, и техника. Наверное, даже техника важнее. А теперь из-за интереса к барочной музыке появилось много контртеноров.
Возможно, среди советских певиц и были колоратурные меццо, но они себя проявить не могли, поэтому мы и не знаем. Да и репертуар был очень скудный.
Подчёркиваю ещё раз, что я не музыкант. Возможно, я не права. Буду признательна, если Вы меня поправите.

Из советских певиц колоратурным меццо по-настоящему была одна только Зара Долуханова. Она обладала совершенно уникальным голосом и возможностями. Ее запись "Золушки" Россини, например, была единственной тогда . Но она погоды не делала. Большинство певиц советской эпохи были , так сказать, узко специализированными)))) , а небольшие вылазки в соседние репертуары только подтверждали общее правило. Таких голосов как в 19 веке были у Малибран, или Джудитты Пасты, или той же Полины Виардо в СССР не было.
Коссото была типичной меццо, а партия Розины вообще написано для меццо-сопрано, так что ничего необычного в том не было. У нас в СССР лирико-колоратуры приватизировали эту партию, о чем кстати, Вишневская и пишет, но были и прецеденты возврата. Нина Романова, например, прекраснейшая меццо-сопрано Ленинградского Малого оперного, с блеском в 70-е ее исполняла. Сантуццу исполняют и драмсопрано и меццо, она такая смежная партия.
А вообще вы правы, репертуар советских оперных театров был скудным, достаточно однообразным.  Вагнер практически вообще не шел. Один "Лоэнгрин" в Кировском. Барочных опер не ставили. Бельканто - 2-3 названия. Тех опер, для которых требуются такие специфические голоса тогда практически не ставили.
Долуханова, кстати, в основном и известна поэтому как концертная и камерная певица. Вот, кстати ее и можно было бы позвать на озвучание Арто. Было бы достаточно аутентично.

Отредактировано SAM301165 (17-06-2021 11:53:26)

+1

3

Ув.SAM301165,  я посмотрела в Википедии: партия Розины там дана через косую черту, для колоратурного меццо и сопрано. Возможно, Википедия не истина, но я ноты читать не могу.
Видимо, Вы по нотам определили или хорошо знаете. Интересно, что Сантуцца была написана как будто для сопрано, но сейчас ее поют чаще почему-то меццо.
Сейчас на западе есть ещё одна певица - колоратурное меццо - американка Джойс Дидонато. Она пела и Анжелину-Золушку. К сожалению, в исполнении Долухановой Золушку не слышала. Обязательно послушаю.
Я лишний раз убеждаюсь, что колоратурное меццо - это кроме диапазона ещё и техника. В 19 веке писали такую музыку, поэтому и певцы были. Но, слава богу, немного, но они есть. И контртеноры появились даже в России.

Отредактировано Prima (17-06-2021 21:56:52)

+1

4

Prima написал(а):

Ув.SAM301165,  я посмотрела в Википедии: партия Розины там дана через косую черту, для колоратурного меццо и сопрано. Возможно, Википедия не истина, но я ноты читать не могу.
Видимо, Вы по нотам определили или хорошо знаете. Интересно, что Сантуцца была написана как будто для сопрано, но сейчас ее поют чаще почему-то меццо.
Сейчас на западе есть ещё одна певица - колоратурное меццо - американка Джойс Дидонато. Она пела и Анжелину-Золушку. К сожалению, в исполнении Долухановой Золушку не слышала. Обязательно послушаю.
Я лишний раз убеждаюсь, что колоратурное меццо - это кроме диапазона ещё и техника. В 19 веке писали такую музыку, поэтому и певцы были. Но, слава богу, немного, но они есть. И контртеноры появились даже в России.

Отредактировано Prima (Вчера 21:56:52)

Надо сказать, что Википедия - не самый точный и достоверный источник информации, хотя и быстрый))). Передо мной клавир. Издания 1900 года. Стоит только бегло посмотреть партию Розины, чтобы понять что ни о каком сопрано даже речи не идет. Ария "Una voce poco fa" в ми-мажоре, кругом си малой октавы, тесситура низкая, просто альтовая, тоже и и в дуэтах с Фигаро и прочих ансамблях. Колоратуры упрощенные, без архисложностей и выкрутасов. А вот советский клавир. Там уже варианты. Основными жирными нотами выписан авторский текст и тут же сверху меленькими вариант для сопрано. В приложениях ария в фа-мажоре и с колоратурными чудесами а ля Барсова или Шумская)))) В ансамблях так называемые пунктиры и транспорты на октаву кое-где. В общем приспособили эту партию для сопран, ибо их как собак нерезаных обычно, а Меццо, да еще колоратурные товар редкий и штучный))))
В 90-е в российских оперных театрах началась тенденция возврата к авторской редакции. Про Романову в МАЛЕГОТе я уже писал, но это было скорее исключение. В Мариинке появилась сначала Бородина, затем еще  и т.д. Так постепенно вернулись к истокам. Но сопраны не сдавались и отдавать без боя любимую роль не собирались. Были курьезы. Рассказывал знакомый режиссер, что в Большом однажды начинают  2 акт. Оркестр играет бравурное вступление к арии - и кошмар. У половины оркестрантов ноты в низкой тональности, у половины в высокой. Разница в полтона, в общем,  полная какофония. Два такта кошмара, дирижер приходит в себя, показывает большим пальцем вниз, музыканты, на ходя транспонируя, умудряются закончить в ми-мажоре. Открывается занавес, а на сцене Розина - ультраколоратура с огромными от страха глазами, которая всю какофонию за занавесом слыхала и вообще не понимала куда вступать.  Так и пропела басочком всю арию)))) Благо, что разница невелика, но все-же!
А Долуханову обязательно послушайте. Это была великая певица! Там вся семья потрясающие музыканты. Ее сестра была замужем за знаменитым Павлом Лисицианом, а племянницы  - мои любимые камерные певицы сестры  Карина и Рузанна Лисициан. В общем краса и гордость советского искусства.

+1

5

Огромное спасибо, ув.SAM301165, за Ваш мастер-класс! Конечно, клавир 1900 года - 100% гарантия. Да, колоратур было слишком много, всё теперь понятно. Лисицианов я слушала, а баритон Павла Лисициана необыкновенного тембра, всегда можно узнать.
На концертах Долухановой я была, но в колоратурном репертуаре не слышала. Обратилась опять к Википедии. Вы, наверное, это знаете, но пела на сцене она только в Ереване, а потом занялась концертной деятельностью и было ей тогда 26 лет. Возможно, Вы знаете, почему она так рано покинула сцену? Я всегда считала, что из-за небольшого голоса. В концертном исполнении это трудно определить, тем более мне, да и репертуар был не оперный, как я помню.
Я могла её слышать не раньше конца 60-х - начала 70-х годов.
А Бородину я не слышала в колоратурном репертуаре, только в традиционном меццо. Но нашла её Золушку в тюбе: голос звучит совершенно по-другому, чем в традиционном меццо-репертуаре. Я не думала, что она -  колоратурное меццо.
Была ещё одна меццо-виртуозка-итальянка Джульетта Семионато. В её репертуаре есть Золушка. Москвичам повезло, они её могли слышать во время первых гастролей Ла Скала в Москве в 1964 г. Правда, что она пела, я уже не помню, возможно, выступала только в концертах, которые транслировали по телевидению. Надо восстановить. Интересно, что она прожила почти 100 лет, как, оказывается, сестра Долухановой.
Не могли бы Вы точно сказать, для какого голоса изначально написана Сантуцца? Действительно для сопрано, как указано в Википедии?

0

6

Сантуцца - да. Для драмсопрано. Но в принципе,  хорошее высокое меццо справляется. И в этом случае голос звучит немного напряженнее, что работает на драматургию и смысл. Ибо это веризм, открытые страсти, яркие эмоции. Образцова была просто великолепна в этой роли. Дзеффиреллевский фильм с ней  -
просто чудо чудное!

И,  кажется,  вы ошибаетесь. В 1964 "Золушку"  Ла Скала не привозил. Это было в 1974. Вот:

https://www.bolshoi.ru/upload/medialibr … 822039.pdf

И пела ее тогда  - Лючия Валентини-Террани.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Валентини-Террани,_Лючия

0

7

SAM301165 написал(а):

И,  кажется,  вы ошибаетесь. В 1964 "Золушку"  Ла Скала не привозил. Это было в 1974.

Я написала только, что Золушка есть в репертуаре Семионато и что она приезжала в Москву с Ла Скала, но я не помню, что она пела:
"В её репертуаре есть Золушка. Москвичам повезло, они её могли слышать во время первых гастролей Ла Скала в Москве в 1964 г. Правда, что она пела, я уже не помню, возможно, выступала только в концертах, которые транслировали по телевидению". Вот и доказательство того, что Семионато точно пела тогда на концерте. Она как раз в начале записи: https://www.youtube.com/watch?v=IssbQkXGU_c

Нашла случайно запись "Севильского цирюльника" 1964 г. в Москве:
https://www.youtube.com/watch?v=9KNWSVcC6Co

Розина - Фьоренца Коссото. Значит и её можно отнести к колоратурным меццо. Вот их уже сколько!
Теперь методом исключения получается, что в привезённом Трубадуре 1964 г. Азучену всё-таки пела Семионато. Но это, конечно, партия "нормального" меццо-сопрано.

А Золушку, конечно, привезли во 2-й раз. Я её в первый раз у итальянцев и услышала, видимо, по ТВ тоже транслировали или позже уже в записи.

0

8

Prima написал(а):

Я написала только, что Золушка есть в репертуаре Семионато и что она приезжала в Москву с Ла Скала, но я не помню, что она пела:
"В её репертуаре есть Золушка. Москвичам повезло, они её могли слышать во время первых гастролей Ла Скала в Москве в 1964 г. Правда, что она пела, я уже не помню, возможно, выступала только в концертах, которые транслировали по телевидению". Вот и доказательство того, что Семионато точно пела тогда на концерте. Она как раз в начале записи: https://www.youtube.com/watch?v=IssbQkXGU_c

Нашла случайно запись "Севильского цирюльника" 1964 г. в Москве:
https://www.youtube.com/watch?v=9KNWSVcC6Co

Розина - Фьоренца Коссото. Значит и её можно отнести к колоратурным меццо. Вот их уже сколько!
Теперь методом исключения получается, что в привезённом Трубадуре 1964 г. Азучену всё-таки пела Семионато. Но это, конечно, партия "нормального" меццо-сопрано.

А Золушку, конечно, привезли во 2-й раз. Я её в первый раз у итальянцев и услышала, видимо, по ТВ тоже транслировали или позже уже в записи.

Читая фразу "В её репертуаре есть Золушка. Москвичам повезло, они её могли слышать во время первых гастролей Ла Скала в Москве в 1964 г", у меня сложилось полное ощущение,  что второе местоимение "её" относится к Золушке, а не к певице)))))

0

9

SAM301165 написал(а):

Читая фразу "В её репертуаре есть Золушка. Москвичам повезло, они её могли слышать во время первых гастролей Ла Скала в Москве в 1964 г", у меня сложилось полное ощущение,  что второе местоимение "её" относится к Золушке, а не к певице)))))

Мда. И сам написал классическую конструкцию "проезжая мимо сией станции, у меня слетела шляпа"))))) Читать так: Когда я прочитал фразу....., у меня сложилось впечатление... Долой двусмысленность!!))))

+1

10

SAM301165 написал(а):

SAM301165 написал(а):

    Читая фразу "В её репертуаре есть Золушка. Москвичам повезло, они её могли слышать во время первых гастролей Ла Скала в Москве в 1964 г", у меня сложилось полное ощущение,  что второе местоимение "её" относится к Золушке, а не к певице)))))

Мда. И сам написал классическую конструкцию "проезжая мимо сией станции, у меня слетела шляпа"))))) Читать так: Когда я прочитал фразу....., у меня сложилось впечатление... Долой двусмысленность!!))))

Всё понятно. Никаких проблем. Спасибо!

+1

11

Prima написал(а):

Всё понятно. Никаких проблем. Спасибо!

О. Какая-то мысль меня теребила. Наконец, вспомнил. Есть совершенно потрясающая меццо-колоратура. Вот слушая ее, можно представить возможности певиц той великой плеяды 19 века - Малибран, Пасты и пр. Зовут ее Малена Эрнман, это шведка, мама печально знаменитой Греты Тунберг ( которая кстати запретила маме петь, ибо та своими выступлениями портит окружающую среду))))) Ну пока дочура еще была маленькой и не сошла с ума, маман сделала в  2000-х офигительную карьеру. Вот тут диапазон возможностей не просто впечатляет, а ошарашивает  - от Кармен, до каких-то безумных барочных ролей, в т.ч. до Царицы ночи(!). Я никогда еще не слышал чтобы одна певица могла  петь столь совершенно противоположные по диапазону партии.

https://www.youtube.com/watch?v=dvIuMK_Soxw.

Вот слушаешь и думаешь, да тембр меццо-сопрано. Наверное транспорт и понизили. Проверил на фортепиано - нет, ре-минор и фа третьей октавы наверху.
А вот она поет Розину .

https://www.youtube.com/watch?v=1IokqPm8PtI

Тут с низами все в порядке. Малая октава просто прекрасно в грудном регистре озвучивается. В общем три октавы диапазона и никаких сложностей с подвижной техникой. Кроме того, она просто офигенная актриса, при ее статности и северной красоте просто клоун в юбке. Особенно хороша была в травестийных ролях - Керубино, князь Орловский, всякие барочные цари. 

https://www.youtube.com/watch?v=WtTnCeuYkgI

Она еще и на эстраде себя проявила, по-моему как-то даже Евровидение если не выиграла, то какой-то приз отхватила. В общем, совершенно уникальная певица. Была, к сожалению. Дочура чокнутая маме кислород перекрыла.

Отредактировано SAM301165 (22-06-2021 09:50:24)

+1

12

Дорогой SAM301165!

А Вы не допускаете, что там голос мог меняться со временем, в том числе и в связи с гормональными изменениями, связанными с беременностью и родами?

P.S. Выделю дискуссию о голосах в отдельную тему. :flag:

0

13

SAM301165 написал(а):

Зовут ее Малена Эрнман

Большое спасибо за информацию об Эрнман. Она заняла 21-е место в Москве на Евровидении в 2009 году с песней Голос, которую потом пели Нетребко и Киркоров. Я тогда думала, что автор песни Киркоров, так всё было представлено.
Да, певица уникальная. Но они умеют считаь деньги. Ей сейчас 50 лет. Может быть, она посчитала, что хватит напрягаться с пением, что можно и на дочурке заработать. Что-то мне не верится, что она отказалась от карьеры певицы, т.к. дочь её убедила. Тогда у неё крыша едет больше, чем у её дочери. Дочь ведь, кажется, больной человек, аутист.

0

14

PRIVET написал(а):

P.S. Выделю дискуссию о голосах в отдельную тему.

Обязательно, заранее спасибо. А то мы здесь место занимаем.

0

15

Prima написал(а):

Большое спасибо за информацию об Эрнман. Она заняла 21-е место в Москве на Евровидении в 2009 году с песней Голос, которую потом пели Нетребко и Киркоров. Я тогда думала, что автор песни Киркоров, так всё было представлено.
Да, певица уникальная. Но они умеют считаь деньги. Ей сейчас 50 лет. Может быть, она посчитала, что хватит напрягаться с пением, что можно и на дочурке заработать. Что-то мне не верится, что она отказалась от карьеры певицы, т.к. дочь её убедила. Тогда у неё крыша едет больше, чем у её дочери. Дочь ведь, кажется, больной человек, аутист.

Ну я  поподробнее почитал. Там не то, чтобы запрет на исполнительство со стороны дочурки. Там запрет на использование самолетов как транспорта, ибо они поганят окружающую среду своими керосиновыми двигателями. А поскольку теперь ей приходится ездить поэтому только поездами, то количество гастролей просто резко сократилось. И то, если  только в пределах Европы. Америка, Азия и Австралия - это вообще нереальные регионы получились. Я думаю, что у себя в Швеции она еще выступает. Больно уж творческий человек. Читал ее интервью, она интереснейшая личность. Но вот то, что дочку такую вырастила - это плохо, но  у многих артистов, а особенно артисток так, увы. Недостаток родительского внимания в связи с карьерными делами родителей. Ну и аутизм. Да и элементарную зависть ( мама известнейшая певица, а я никто)  со стороны дочки никто не отменял.  Вот и нашла себе поприще чтобы доказать, что она тоже единица, а не ноль. А оперный мир потерял замечательную артистку.

Отредактировано SAM301165 (29-06-2021 09:26:14)

+1

16

Есть такой Александр Уманчук, который ведёт канал в ютюбе о пении, голосах и певцах, о сложностях професси.и. Он анализирует пение и рассказывает о различных голосах, о достоинствах, недостатках, сравнивает пение разных певцов в доступной форме.
Вот, например, как он анализирует изменение с годами голоса Анны Нетребко:

Всё очень ясно и доходчиво, так, что понятно любому непрофессионалу.

А здесь сравнение теноров на примере Юсифа Эйвазова, Марио дель Монако, Владимира Атлантова, а также Баскова и прочих:

Если бы кто-то мог так рассказать о балете!

Отредактировано Prima (31-07-2021 01:23:42)

+2

17

К дискуссии о колоратурном меццо. Молодая певица Василиса Бержанская:

+1

18

Prima написал(а):

Большое спасибо за информацию об Эрнман. Она заняла 21-е место в Москве на Евровидении в 2009 году с песней Голос, которую потом пели Нетребко и Киркоров. Я тогда думала, что автор песни Киркоров, так всё было представлено.
Да, певица уникальная. Но они умеют считаь деньги. Ей сейчас 50 лет. Может быть, она посчитала, что хватит напрягаться с пением, что можно и на дочурке заработать. Что-то мне не верится, что она отказалась от карьеры певицы, т.к. дочь её убедила. Тогда у неё крыша едет больше, чем у её дочери. Дочь ведь, кажется, больной человек, аутист.

Помню как ещё ребёнком смотрела тот конкурс. На мой взгляд, московский фестиваль был лучшим за всю историю "Евровидения": каскад уникальных артистов, мелодичных и запоминающихся песен, организация просто на высшем уровне.. Эрнман поразила тогда смелостью - ведь до неё, насколько я помню, никто не брал кроссовер в качестве конкурсной заявки. И образ выстроен очень грамотно - оперная дива в окружении не мозолящих глаз бэк-вокалисток.

А что до её карьеры, то, увы, дело в тенденциях сегодняшнего дня - даже оперные исполнители в конце концов понимают, что помимо голоса необходим какой-никакой, но пиар. С девочкой этот пиар вышел за все рамки дозволенного. Сама по себе идея о чистоте воздуха и сохранении экологии праведна и необходима. Но во всём надо знать меру. Перегнули палку с этими лозунгами :no:

Разделяю с ув. SAM301165 негодование по поводу карьеры Эрнман. К слову, и по поводу Нетребко у меня те же мысли. Но в ином "прочтении". Прекрасный голос был испорчен, а знаменитые сценические "фишки" превратились в назойливый штамп. Ну и неграмотный выбор репертуара сыграл свою роль: низов у Анны почти не осталось, голос стал блёклым, невыразительным, чересчур манерным. Опера не терпит таких изменений. Даже если очень хочется поэкспериментировать и выйти за рамки.

0

19

Не понял, извините, о каких "низах" речь...
Какой же голос, по Вашему мнению, у Нетребко сейчас?! 😉

0

20

fromantall написал(а):

Не понял, извините, о каких "низах" речь...
Какой же голос, по Вашему мнению, у Нетребко сейчас?! 😉

Под «низами» я подразумеваю уход в низкие ноты. На мой взгляд, здесь голос её подводит. В молодости с этим было лучше.

Но нельзя сказать, что происходящие изменения однозначно её вина. Коммерциализация оперы и стремление певцов выступать как можно больше и чаще пагубно повлияли на обстановку. Голосу надо давать отдохнуть – это же такой же музыкальный инструмент, как и скрипка, труба, рояль… :dontknow: 

Я отталкиваюсь в данном случае исключительно от своего субъективного зрительского опыта, мнений то может быть бесчисленное количество. Ув. Prima приносила сюда разборы Александра Уманчука – они дают пищу для размышлений. И я намеренно не ссылаюсь здесь на Журавлёва, который так резок по отношению к Анне по каким-то своим личным причинам. Это видно))

0

21

Что значит в молодости было лучше с "низами"?!
Простите, но я хорошо помню Анну, когда она начинала в нашем театре ещё как лирико-колоратурное сопрано... После родов она постепенно перешла почти на "спинтовый репертуар". Конечно, другой бы давно надорвался его петь с подобной бедностью тембральных красок голоса, интонировкой и полным отсутствием кантиленности, но Нетребко похоже все нипочём!..

0

22

Поэтому и пела партию Адриены Лекуврер. Но как раз в этой опере она мне нравилась.

0


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » И об опере кое-что... » Оперные голоса. Тогда и сегодня.