Побывав на прошлой неделе в Лондоне, я кроме гастролей БТ, решила побывать ещё и в Айви Хауз (Ivy House), где жила Анна Павлова.
Хотела сама во всём убедиться, хотя бы место посмотреть. Информация-то противоречивая. В книге-сборнике о Николае Цискаридзе "Полёта вольное упорство...", издтельства "Театралис" 2010 г. автор одной из статей о Цискаридзе Наталия Диссанаяке пишет, что там был маленький музей, куда пускали по субботам, т.к. лондонским балетоманам удалось договориться с владельцем, но потом возможности балетоманов иссякли, и "... эти "субботники" постепенно угасли". Было это в 70-80-х годах прошлого столетия.
Не помню, как вышла на статью в Петербургских ведомостях. Я решила, что должна обязательно там сама побывать. Эта статья от января 2013 г.
Выпуск № 013 от 24.01.2013
Айви-хауз
и его лебединое озеро
возродила Анна Павлова в предместье Лондона
Лев БАРОН
Если из центра Лондона проехать по черной линии метро до станции Goldens Green, а потом пройти немного в гору по Норд энд роуд, то справа можно увидеть небольшой особняк, отмеченный мемориальной доской. Она выполнена в традиционном для Лондона стиле – в кругу синего цвета белая надпись: «Анна Павлова жила здесь в 1912 – 1931 годах». Это Айви-хауз, дом великой русской балерины.
Рубин вместо жемчуга
Какой дом, и какие гости бывали в нем!Анна Павлова родилась в Петербурге в феврале 1881 года. После окончания в 1899 году Императорской танцевальной школы (ныне – Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) ее зачислили в труппу Мариинского театра, и уже через семь лет она стала прима-балериной. В ее репертуаре – ведущие партии в балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Чайковского, «Жизель» Адана, «Баядерка» и «Дон-Кихот» Минкуса и многих других.
4 января 1908 года Анна Павлова впервые исполнила хореографическую миниатюру «Лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса в постановке Михаила Фокина. Премьера номера прошла блистательно, но балерина и хореограф так и не решили, умирает в финале лебедь или нет. Павлова настаивала на трагической ноте, Фокин же требовал большего оптимизма. Трудно сказать, чем бы закончился этот спор, но однажды камеристка, помогая Павловой надевать балетный костюм-пачку, заколола его не белой жемчужной брошью, а красной рубиновой. Получилась как бы капелька крови на груди у лебедя. С тех пор «Умирающий лебедь» стал коронным номером Павловой, а сам «царь птиц» – ее талисманом. Очевидцы рассказывали, что после триумфального выступления балерины в «Русских сезонах» 1909 года Сергея Павловича Дягилева к ней за кулисы парижского театра Шатле пожаловал седобородый джентльмен и с волнением в голосе произнес: «Я и не подозревал, какую замечательную музыку написал!». Это был сам Камиль Сен-Санс!
Хлебосольный «плющевый дом»
Блистательна, воздушна...Эмиграция Анны Павловой из России связана не с революционными событиями, а с ее напряженнейшим гастрольным графиком. С 1907-го по 1931 год она посетила 44 страны: выступала в Японии и Китае, Индии и Африке, Австралии и Латинской Америке, много раз приезжала в США. Балерине аплодировали не только в театрах, но и на совершенно не приспособленных для классического танца площадках, например, в сельской местности на фермах, а в 1918 году в Мехико даже на арене для боя быков. Но гастрольные пути-дороги неизменно приводили Павлову в Англию. В 1911 году она принимала участие в празднествах по случаю коронации Георга V, двоюродного брата Николая II, того самого короля, который был похож на русского царя, как близнец. А уже в 1912 году Павлова и ее муж Виктор Эммануилович Дандре (он же ее импресарио) приобрели в поселке Голденс Грин близ города-спутника Лондона Хемпстеда увитый древним плющом старинный Айви-хауз. «Плющевый дом», по некоторым данным, принадлежал когда-то знаменитому английскому художнику-пейзажисту Джозефу Тернеру.
На участке в 6 акров балерина привела в порядок запущенный сад, а пруд превратила в настоящее лебединое озеро, заселив его длинношеими птицами. Особой любовью Павловой пользовался выращенный ею Джек: с этим лебедем балерина изображена на многочисленных фотографиях. В доме хозяйка оборудовала рисовальную комнату, где в часы досуга занималась живописью и лепкой, а в холле устроила студию, в которой обучала хореографии восемь – десять прошедших суровый отбор девочек. Вместе со своим постоянным сценическим партнером Лаврентием Лаврентьевичем Новиковым Павлова организовывала в Айви-хаузе балетные феерии, карнавалы, парадные приемы. Иной раз на 400 персон. Гостями балерины были великий Федор Иванович Шаляпин; выдающийся итальянский танцовщик и балетный педагог Энрико Чекетти, много лет работавший в Петербурге (исполнявший, в частности, партию Феи Карабос в «Спящей красавице») и дававший в свое время Павловой уроки; русские аристократы-беженцы. Среди изысканных яств на столы непременно подавались и блюда русской национальной кухни – пироги, гречневая каша, осетрина, грибы, масляные блины со свежей икрой. В одной из гостиных стоял бильярд.
Музей великой балерины
...Анна Павлова скончалась во время гастролей в Нидерландах 23 января 1931 года. После ее смерти в течение многих лет в Айви-хаузе располагался госпиталь, а с 2002 года – Лондонский Еврейский культурный центр. Большая часть исторических интерьеров давно утрачена, тем не менее холл первого этажа превращен в мемориальный музей великой балерины. На стендах – многочисленные фотографии с развернутыми текстами, в витринах – афиши и программки выступлений, газетные и журнальные рецензии. В одной из витрин – личные вещи Павловой, в том числе ее балетные туфли (непрерывно выступая, балерина заказывала их до двух тысяч пар в год!). В музее с утра до вечера демонстрируются видеозаписи с ее участием. Кстати, сама Павлова принадлежала к числу страстных поклонников «великого немого» и, рассматривая кинематограф как прекрасную возможность увидеть себя со стороны, устроила в «плющевом доме» домашний кинотеатр. На территории Айви-хауза находится два памятника Анне Павловой. Один установлен у лебединого озера. Другой, представляющий балерину в облике стрекозы, – у террасы ее дома...
ФОТО АВТОРА
http://pda.spbvedomosti.ru/article.htm? … V_Articles
Должна сразу сказать, что никто про этот дом не знает. Только две женщины, одна пожилая, другая молодая, мне показали, где это. Пожилая сказала, что там уже ничего нет, а молодая сказала, что там, кажется, было общество еврейской культуры. В гоститинце тоже не знают, в Виндзоре я спрашивала, тоже не знают. Конечно, у меня был адрес, да к тому же я была там в Кенвуд Хауз, который находится сравнительно недалеко. Сначала подумала, что не найду, а потом, выйдя из автобуса 210, который доехал до метро и фактически проехал Айви, я решила вернуться. Его трудно узнать, т.к. теперь там всё опять закрыто, пахнет строительством, древесиной, там высокий забор. К её скульптуре не пройти, т.к. всё перегорожено. И этого общества, при котором опять появился музей, тоже нет. Никакого знака, о котором в статье говорится, я не видела. Возможно, его повесят потом?
А собираются там открыть вот что:
А теперь сам дом. Как видите, трудно сейчас сделать фото, как в статье из газеты:
Это план местности, который висит до сих пор на автобусной остановке.
Он напечатан в 2014 г. На плане ещё существует этот центр.
Значит, всё закрыли недавно. И никому теперь до этого нет дела. А ведь от
Кенвуда туда ехать 10 мин., но там никто не знает. Правда, одна служительница
из Латвии говорила по-русски и сказала мне, что она вроде бы видела значок
голубой, когда проезжала, но точно не помнит.
Отредактировано Prima (16-08-2016 23:48:34)