Как бы там ни было, но Шпук умеет удивлять.
После "Щелкунчика или мышиного короля", в котором он обратился к первоисточнику Хофманна, удивить меня ему удалось и в "Спящей".
Его спектакль современен и, возможно, помимо его воли современен остро.
То, что кажется злом, на самом деле есть исторически обоснованная логика развития событий:
бездетная пара король и королева просто украли младенца, который должен быть крестником Карабосс.
В результате, прибывшая после всех фей за своей коляской с младенцем Карабосс обнаружила пустую коляску.
В этой истории много всего: здесь и сегодняшний день с его "разведением" младенцев в матерях-инкубаторах и другими способами получить вожделенных наследников, помимо предписанных природой.
Здесь и мотив неотвратимости наказания за содеянное. Куда уж актуальнее. Хотя постановка была задумана и осуществлена задолго до....
И, конечно, обоснование мести, которая исходит не от самой Карабосс, которая нежно любит "уведённую" у неё Аврору, а от всемогущих сил Судьбы. И для их включения не достаточно просто забыть пригласить фею на праздник. Здесь понадобилось преступление настоящее - настоящий обман и настоящая кража, принёсшая страдание.
В соответствии с сегодняшними западными реалиями Шпук "восстанавливает" равноправие полов: сколько можно дескриминировать мужскую половину рода человеческого - почему феи должны быть дамами? У Шпука феи мужского пола, в крайнем случае - андрогенны.
Не знаю, сознательно ли Шпук сделал их стрекозами. Но на Востоке эти насекомые являются символом спасения души. А на Западе - наборот: "летающими драконами". Вот такое сочетание - в физическом плане мужского и женского, в духовном - единства и борьбы противоположностей.
Интересно, что столь глубокую "подкладку" Шпук предподносит средствами ироничной хореографии - практически, развивая своё "Классическое па-де-де": даже Сирень отличается от остальных маленькой сиреневой сумочкой, напоминающей ту, с которой появлялась балерина в том самом номере.
На страже "пршлогоднего снега" - проходящего времени - сидят гермафродиты. В назначенный срок от одного из них Аврора и получает то, чем колется. На глазах страдающей Карабосс, которая хоть и пытается, но не в состоянии спорить с Судьбой. Кстати, она сопровождает Аврору в течение всей её юной жизни и даже дарит ей шарик - символ Земного шара.
Выбор женихов стал для Шпука возможностью залезть во фрейдистские пущи: не воспылав ни к одному из принцев, Аврора танцует адажио с отцом.
Отдана дань и так актуальной теме окружающей среды и роли в ней человеку: вслед за феями-стрекозами танцуют бабочки. Под обработанную тему Синей птицы.
Ну, и самое интересное происходит при пробуждении Авроры: ведёт к ней Принца всё тот же крёстный отец Карабосс. Подбадривающие "добрые феи" как ни стараются, помочь разбудить спящую принцессу не могут: даже после третьего поцелуя Аврора не проснулась.
И лишь после поцелуя в лоб от Карабосс чудо совершилось: любовь в сердце злого фея победила в нём же обитающее зло.
При этом надо отметить, что поданы данные аллюзии и смыслы в ироничной режиссёрско-хореографической манере.
В общем, как мы уже писали в другом месте: к балетоманскому просмотру очеь рекомендуется.
Как всегда: лучше один раз увидеть...