Nutcrackers 2013
Удивительного "Щелкунчика" Мориса Бежара можно посмотреть в теме "Морис Бежар"
PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Наши любимые балеты. Unsere Lieblingsballette » Щелкунчик
Nutcrackers 2013
Удивительного "Щелкунчика" Мориса Бежара можно посмотреть в теме "Морис Бежар"
"Щелкунчик" в Новосибирском театре оперы и балета. Хореография Василия Вайнонена, редакция Игоря Зеленского,
http://music-gazeta.com/article/5650/
"Нового «Щелкунчика» в Сибири ставит художественный руководитель балета Новосибирского театра Игорь Зеленский, хореографию В. Вайнонена с труппой театра репетирует педагог-репетитор Мариинского театра Вячеслав Хомяков. Сценография спектакля создана выдающимся современным итальянским художником Эцио Фриджерио, художником по костюмам стала обладательница Оскара Франка Скуарчапино. Спектакли в их совместном оформлении идут в крупнейших театрах мира – Ла Скала, Парижской Опере, Английском Королевском балете, Большом и Мариинском театрах, Метрополитен-опера и множестве других. Под личным контролем художников сценография и костюмы изготавливались в мастерских Рима и Милана, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Художник по свету Виничио Кели постоянно сотрудничает с маэстро Фриджерио над созданием художественного оформления сценического пространства и станет художником по свету в новосибирском «Щелкунчике». Музыкальный руководитель и дирижер новой постановки – Петр Белякин.
Главные партии готовят звезды Новосибирской оперы и приглашенные солисты театра Сергей Полунин, Кристина Шапран, Ксения Рыжкова из Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В спектакле будут участвовать учащиеся Новосибирского государственного хореографического колледжа и артисты детского хора театра."
А вот такого "Щелкунчика" подарил Михайловскому театру на прощание Начо Дуато
"Щелкунчик" в театре Классический балет Касаткиной и Василёва.
"Щелкунчик" Боярчикова Михайловского театра, павший жертвой нового творения Начо Дуато. Маша - очаровательная Сабина Яппарова.
Ну вот, убрали!
Кому мешало?
Ведь была трансляция в детские дома этого балета. Ну и оставили бы и для всех последующих поколений!
Но, чтобы иметь представление, хоть кусочек:
"The Nutscraсker" "Little adagio" A. Lomachenkova, A. Ploom.
Ну вот и "блудный сын" БТ - Иван Васильев - вновь танцует так дорогогo его сердцу Принца - на сей раз Щелкунчика.
Ну что можно сказать: думается, что "принцевский" опыт, как то в "СК" Дуато, пошёл И.Васильеву на пользу: приобрёл он-таки некую грацию и галантость, отличающую принцев. Ну а прыжки и вращения и него всегда были. Взаимоотношения с партнёршей очень трогательные и нежные. Думается мне, что "Щелкунчик" этот вполне имеет право на существование в БТ - единственной сцене, которая по размерам подходит Ивану Васильеву.
Конечно, сложен этот принц атлетически. А кто, собственно, сказал, что принцы рождаются с длинными ногами?
И ещё хочется сказать об Анастасии Горячевой - прекрасная Маша. Такая, как должна быть. И "задвинутая" балерина: почему приму дали Образцовой, не имевшей к БТ никакого отношения, а Кретову урaвняли в ранге с Горячевой - известно только худруку. Мы можем только догадываться.
Очень хочется верить, что у Артемия Белякова - нового принца БТ, есть будущее.
Чего не могу сказать о Дарье Хохловой - это не Маша уровня БТ.
Но спасибо кордебалету: подняли Машу со Щелкунчиком синхронно. Не то что в варианте с И.Васильевым: сначала его, а потом Горячеву. Вот я и думаю: а что они имели в виду?
Прекрасная статья Павла Ященкова об истории создания "Щелкунчика".
http://www.mk.ru/culture/article/2014/0 … nchik.html
http://www.mk.ru/culture/article/2014/0 … nniku.html
И как иллюстрация - балет Баланчина.
Анжелина Воронцова и Виктор Лебедев
Какие светлые существа. Скромные, талантливые, хорошо воспитанные. Какой прекрасный петербургский мальчик - Виктор Лебедев. Со спокойной уверенностью настоящего мужчины. Замечательный Зигфрид, впечатляющий Альберт.
Умный, немного по-отцовски фамильярный ведущий. Обворожительная, тактичная и свeтящаяся изнутри Анжелина. Взрослая девочка.
Тёплая и познавательная передача.
"Щелкунчик" Балет Мариинского театра
Нина Капцова и Николай Цискаридзе о балете "Щелкунчик" (хор. Юрия Григоровича)
Добрый день)) Поздравляю дорогого администратора и всех участников с праздником Крещения Господня, желаю хорошего настроения, бодрости духа и частых встреч с прекрасным!
А я продолжаю рождественскую тему. Privet, спасибо за «Щелкунчика» Баланчина, даже сейчас пишу и улыбаюсь, до чего жизнерадостная постановка. Определенно, Баланчин провел свое петербургское детство в раю и от всего, что было в музыке Чайковского тревожного, зыбкого, от предчувствия расставания и потери он этот свой мальчишеский рай отстоял )))
Он говорил, что это балет о Рождестве, и что «у нас в Петербурге было гениальное Рождество». У Баланчина на сцене тоже Рождество гениальное))) Роскошь, ликование, чудеса и веселье безудержное. Количество детей способно положить на обе лопатки кого угодно)))
Отредактировано Zeta (19-01-2014 15:25:19)
Дорогая Zeta!
И Вам всего самого лучшего в этот прекрасный день!
Сегодня, поистине, день Баланчина: Ваш замечательный комментарий к "Щелкунчику" и трансляция "Драгоценностей" из БТ. Завтра соберусь с мыслями и поделюсь впечатлениями.
Что касается "Щелкунчика" Баланчина, то, как мне представляется, прежде, чем вообще что-то писать или как-то размышлять о каких-то "Щелкунчиках", надо знать Баланчинского. Потому что именно он имел счастье сам танцевать в постановке Иванова, и он воссоздал эти уникальные номера дивертисмента, которые и по сей день удивляют необыкновенной фантазией и неподдельной радостью, как Вы отметили в своём отзыве. И многие "находки" наших современников оказываются ничем другим, как заимствованиями или перепевами гениальных первопроходцев. Как, например, шарфик больной куклы у Дуато: оказывается, это цитата из Баланчина. Только там подвязывали зубы, а у Дуато - завязывали горло.....
P.S: Не могу не упомянуть ещё раз статью Ященкова: много и хорошо он там написал именно о первых "Щелкунчиках".....
Что касается "Щелкунчика" Баланчина, то, как мне представляется, прежде, чем вообще что-то писать или как-то размышлять о каких-то "Щелкунчиках", надо знать Баланчинского.
P.S: Не могу не упомянуть ещё раз статью Ященкова: много и хорошо он там написал именно о первых "Щелкунчиках"
Вот это точно! Когда я прочитала материал Ященкова и посмотрела спектакль Баланчина, мне захотелось вернуться к Шемякину))) Как-то изменилось восприятие. С одной стороны, поняла, что Шемякин опирался на либретто Петипа. С другой стороны, моему безусловному восхищению перестали мешать мясные туши и дети в саванах)))
И многие "находки" наших современников оказываются ничем другим, как заимствованиями или перепевами гениальных первопроходцев.
Ну вот, Дуато))) Помню, как один наш любимый артист говорил про современных хореографов в том смысле, что смотришь и видишь сплошные цитаты.
Отредактировано Zeta (21-01-2014 14:57:21)
Еще немного о Баланчине
Ссылка на главу из книги С. Волкова «Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным»
http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1253/
Это беседа о «Щелкунчике»: Чайковский, Гофман, Дюма, Петипа, Петербург, праздничные богослужения, подарки, Елисеевский магазин, елочные украшения, игра в снежки и даже храбрая балерина))) Тонкий аромат эпохи и обаяние большой личности.
Только три цитаты:
…Вообще, все в «Щелкунчике» изящное, миниатюрное. Я сказал бы, что это венский стиль. Мы в Петербурге любили венские пирожные и торты. «Щелкунчик» похож на них.
…Чайковский всю жизнь оставался ребенком, он чувствовал, как ребенок. Ему была близка немецкая идея о том, что человек в наивысшем своем развитии приближается к ребенку. Чайковский любил детей самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущие взрослые. В детях — максимум возможностей. Эти возможности позднее не развиваются, а теряются.
…«Щелкунчик» в нашем театре — для больших и маленьких детей. То есть для детей — и для взрослых, которые остались детьми. Потому что если взрослый — хороший человек, то в душе своей он остается ребенком. В каждом человеке главное, самое лучшее — это то, что в нем осталось от детства.
Отредактировано Zeta (21-01-2014 15:00:11)
Да, дорогая Zeta!
А Шемякин, в свою очередь, рассказывал, как родилась идея сделать этого "Щелкунчика". Привожу по памяти: он сидел в Нью-Йорке. Было Рождество, и опять везде транслировали Баланчинского "Щелкунчика", который ему лично порядком поднадоел и даже наскучил. И тут звонит Гергиев и предлагает ему сделать абсолютно новую авторскую постановку. Ну вот так мы и получили шедевр. А Кирилл Симонов тогда был ещё очень молодым хореографом. Кажется, изначально должен был ставить Ратманский. Но он в последний момент хлопнул дверью, и Симонов спасал положение. Как здорово, что так получилось.
Ну надо же, Ратманский! А Симонов молодец, не сробел перед такими монстрами, как Гергиев и Шемякин)))
Меня в статье Ященкова очень насмешило, как Бенуа обескураженно цитировал свой негативный отзыв о премьере «Щелкунчика». Вот я такой же зритель)))
Помню, что в спектакле Шемякина партия Маши такая, с непрерывным перетеканием движений из одного в другое без четкой фиксации поз, ну просто как ртуть. И мне это так мешало, мы же привыкли к клише, я думала, ну почему у них такая Маша беспокойная, неврастеничная даже, я уже сама нервничаю и напрягаюсь, когда смотрю на ее танец. И вот только что нашла интервью Шемякина: «Маша в новой постановке — болезненная, впечатлительная девочка, страдающая от недостатка внимания».
Ну вот все же правильно))) Не перестаю удивляться своему инертному сознанию. И вере художников в себя )))
Отредактировано Zeta (21-01-2014 14:58:10)
Еще немного о Баланчине
Ссылка на главу из книги С. Волкова «Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным» http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1253/
Это беседа о «Щелкунчике»: Чайковский, Гофман, Дюма, Петипа, Петербург, праздничные богослужения, подарки, Елисеевский магазин, елочные украшения, игра в снежки и даже храбрая балерина))) Тонкий аромат эпохи и обаяние большой личности.
Только три цитаты:
…Вообще, все в «Щелкунчике» изящное, миниатюрное. Я сказал бы, что это венский стиль. Мы в Петербурге любили венские пирожные и торты. «Щелкунчик» похож на них.
…Чайковский всю жизнь оставался ребенком, он чувствовал, как ребенок. Ему была близка немецкая идея о том, что человек в наивысшем своем развитии приближается к ребенку. Чайковский любил детей самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущие взрослые. В детях — максимум возможностей. Эти возможности позднее не развиваются, а теряются.
…«Щелкунчик» в нашем театре — для больших и маленьких детей. То есть для детей — и для взрослых, которые остались детьми. Потому что если взрослый — хороший человек, то в душе своей он остается ребенком. В каждом человеке главное, самое лучшее — это то, что в нем осталось от детства.
Спасибо, Zeta , за эту замечательную ссылку!
Вот именно это - любить детей самих по себе, а не кандидатов во взрослые! В этом весь смысл настоящего отношения к ребёнку - не как к материалу, из которого надо что-то лепить, зачастую ломая и унижая, делая из него неврастеника, лишая детства. Только из счастливого детства могут получиться самодостаточные и счастливые люди.
Ненавижу людей, пользующихся своей властью над детьми в своих каких бы то ни было корыстных целях ( не обязательно даже материальных - а так, для самоутверждения).
"Наше всё" - "Щелкунчик" в постановке Юрия Григоровича. Танцуют Екатерина Максимова и Владимир Васильев. 1987 год.
Dear privet , мне так же, как и Вам, запала в душу фраза Баланчина про кандидатов во взрослые…
А я как раз думала, что нужно бы поместить в эту чудесную тему спектакль Григоровича, и вертелось у меня в голове что-то в духе «Как сказки Пушкина…». А Вы так и написали
Да, совершенно особенное, родственное чувство у многих из нас к этому «Щелкунчику». Мы же росли под танцы Васильева и Максимовой. Все люблю в этом спектакле, от декораций и костюмов до мельчайшего жеста и поворота головы. Обожаю этот плотный хореографический текст, когда ни одна нота не оставлена без внимания.
И еще это счастье с привкусом пронзительной печали, визитная карточка Григоровича. Помню, что когда в миг торжества Маша и Принц взмывали вверх над дяденьками с канделябрами, у меня начиналось детское горе. Балетмейстер был с детьми серьезен)))
Отредактировано Zeta (25-01-2014 19:24:34)
Наконец-то нашёлся хоть крохотный кусочек реконструкции Медведева-Бурлаки для Государственного балета Берлина.
Дорогая Zeta!
По поводу редакции Юрия Григоровича - наверное, тот случай, когда гениальная музыка нашла своего хореографа. А потом - и своих исполнителей: Максимову и Васильева, Цискаридзе - со всеми партнёршами (кстати, можно это явление смело окрестить "феномен Цискаридзе").
Сама история жизни этой музыки, на мой взгляд, тоже удивительная - вместо развлекательной рождественской безделушки гений создал произведение вселенского масштаба и сам, видимо, этого не понял. А последующие поколения черпают в этом музыкальном тексте всё новые слои сознательного и подсознательного, и взросло-детского, и нескончаемо детского, и щемяще бесконечного и вообще трудно постижимых ещё глубин. Пусть черпают, конечно. Но вот Григоровичу удалось создать произведение, абсолютно соответствующее этой космической музыке. Причём без всяких "закидонов" и "примочек". Хорошо бы ещё было кому продолжать это на должном уровне танцевать. На сегодняшний день мне видится одна Маша - Екатерина Крысанова. И ни одного принца ...
Бесценному Privet(у) огромное спасибо за этот замечательный пост! Это и мои чувства и мысли тоже
Наконец-то нашёлся хоть крохотный кусочек реконструкции Медведева-Бурлаки для Государственного балета Берлина.
Ой, как интересно, а что это за реконструкция и какого года?
И ни одного принца ...
Вроде Д. Родькин говорил в интервью, что репетирует партию Принца для следующего сезона, может, дождемся настоящего? Он красивый, аристократичный, и лиризм ему присущ вполне.
Причём без всяких "закидонов" и "примочек".
Это Вы случайно не про Бежара? (шучу-шучу) Как Вам бежаровский спектакль? Вот аккордеон как-то мне не очень))
Концептуальность, конечно, - сильная сторона, отлично все "закручено", правда?
А еще "цирковой" дивертисмент понравился. Но как-то очень неожиданно)))
И мне очень интересно, гран па-де-де - это действительно подлинный Петипа или стилизация?
Мне очень интересно мнение Privet(a) и других участников тоже, но если я уже всех замучила "Щелкунчиком", то я подожду, чтобы все отдохнули и пойду в другую тему)))
Отредактировано Zeta (27-01-2014 22:01:19)
Дорогая Zeta!
Василий Медведев и Юрий Бурлака создали реконструкцию первоначальной версии балета Льва Иванова, с оригинальными декорациями Андрея Войтенко по пертербургским эскизам Константина Иванова и Михаила Бочарова в 2013 году. Ранее они уже делали для труппы реконструкцию "Эсмеральды". Василий Медведев рассказывал, что всю хореографию он стилизовал под Петипа-Иванова, поскольку остались только те кусочки, которые сохранились в постановках Баланчина и Вайнонена: дивертисмент и па-де-де. Это восстанавливал Бурлака. И они старались как можно более приблизиться к оригиналу. Получился такой прощальный подарок труппе Берлинского гос. балета под руководством Владимира Малахова. Об этом печальном событии я напишу в теме Берлинский гос. балет, где выложено интервью Малахова.
Что касается балета Бежара, то мне представляется, что его нельзя ставить в один ряд с балетами "Щелкунчик": это очень лично рассказанная автобиография художника, с интереснейшими документальными материалами, попытка обдумать и постичь процессы, происходившие с ним в детстве и юношестве, отношения с матерью, Эдипов комплекс, годы учёбы в хореографическом училище с неодназнaчным общением с учителями и сверстниками и т.д. Балет заслуживает отдельного большого разговора. Но я преклоняюсь перед танцовщиками труппы Бежара, в совершенстве владеющими приёмами классического и современного танца и перед гением этого хореографа, совмещающeго столь разнообразные хореографические языки с целью донести до зрителя самые глубокие мысли и тончайшие ньюансы чувств. И ещё горжусь, что для осмысления своей жизни он выбрал именно "Щелкунчика". Па-де-де действительно Петипа-Иванова, то самое, которое танцуют у Баланчина, Вайнонена и Питера Райта. Только почему-то в чёрных костюмах: то ли для большей торжественности, то ли по каким-то другим, более глубинным причинам.
Что касается Родькина - то да, готовил он уже принца. Но не знаю, что у него вообще в ближайшее время сложится: разброд и шатания в репертуаре, без Цискаридзе. Конечно, один и тот же танцовщик может блистательно танцевать Спартака и принцев. Только имя этому танцовщику дожно быть Владимир Васильев. Другие мне неизвестны.
А под "примочками" имелись в виду творения Нуриева, Дуато, Майо, который скоро осчастливит БТ "Укрощением строптивой".
Спасибо дорогому(ой) Privet за импульсы к размышлениям
Соглашусь , что этому «Щелкунчику» можно посвятить отдельный большой разговор, может, в теме про Бежара. Конечно, когда автор приглашает в путешествие по волнам подсознания, рассуждать могу только с оговоркой «мне кажется». Ну так, пару впечатлений хочется рассказать.
Мне кажется, Бежар в своих балетах будто наслаждался собственной творческой энергией, это было для него как сотворение мира из видимого хаоса стилей, направлений и видов искусств. Ему пьянило ощущение могущества. И что тут скажешь, моему разумению не поддается, как властью гения этот художественный Вавилон оказывается строго концептуальным и понятным спектаклем, но это так.
Мне кажется, па-де-де танцуют в черном, потому что белый цвет отдан матери. Образ матери в белом такой нежный, беззащитный, совершенно ангельский, все время ускользающий. А Дроссельмейер, он же Петипа и заодно то ли Фауст, то ли Мефистофель – вот он в черном, как и артисты – порождение его творческой фантазии. Черный цвет – цвет могущества. Петипа увлекает мальчика в мир творчества, где гений может сам дарить жизнь и отнимать ее. В конце первой части мама мальчика умирает, а в гран па ее будто воскрешают, и они с сыном опять танцуют вместе.
Я тоже обратила внимание, какое невероятное мастерство демонстрируют танцовщики. А еще меня совершенно покорила манера исполнения па-де-де. В ней столько нежности, такта, даже наивности. И еще в движениях нет резкой амплитуды, очень ровный темп. Это заставляет вспомнить о том, что балет по происхождению - придворное искусство, и великосветский лоск для него органичен. Мне кажется, что при русских императорах именно так и танцевали. Или это французский шарм, не знаю…
Ну вот так мне кажется
Дорогая Zeta!
Спасибо за интереснейшие размышления по "Щелкунчику" Бежара.
Вот действительно - чёрный цвет - Мефистофель - дух сомнений и поисков, без которых не может быть творчества.
И это певучее исполнение. Потрясающая бежаровская труппа...
Отредактировано bird (30-01-2014 21:54:11)
Вот действительно - чёрный цвет - Мефистофель - дух сомнений и поисков, без которых не может быть творчества.
И это певучее исполнение. Потрясающая бежаровская труппа...
Да, дорогая bird, и знаете, что интересно, самому Морису Бежару было присуще обаяние этого персонажа. Вот как описывает свою встречу с ним Майя Плисецкая:
«В меня впиваются белесо-голубые зрачки пронзительных глаз, окантованные черной каймой. Взгляд испытующ и холоден. Его надо выдержать. Не сморгну… Всматриваемся друг в друга. Если Мефистофель существовал, то походил он на Бежара, думаю. Или Бежар на Мефистофеля?..» (из книги «Я, Майя Плисецкая»)
А с Мариусом Петипа он вообще ощущал мистическую связь. Они оба родились в Марселе, а классическому танцу он учился у Николая Сергеева, многолетнего асссистента Петипа. О своем «Щелкунчике» он говорил:
«Думаю, я единственный человек в мире, который хорошо знает «старинный» стиль хореографии Мариуса Петипа. И я хочу использовать этот «старинный» стиль только во втором акте, для всего же остального планирую создать абсолютно новую хореографию».
Поэтому мне нравится думать, что манера исполнения классического танца его артистами оттуда, из императорского театра.
А Вы заметили, что в па-де-де у мальчика, исполняющего вариацию, лицо загримировано под кошачью мордочку? Мне кажется, это школьные воспоминания, наверное, их учили подражать кошачьим движениям. Одно из движений в балете так и называется «кошачий шаг» (па де ша). Вообще в спектакле много таких трогательных и озорных моментов.
Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Наши любимые балеты. Unsere Lieblingsballette » Щелкунчик