Писать сейчас о балете, мне лично, не просто. Мысли совсем в другом месте.
Но надо. Надо жить. Назло нацистам и реваншистам.
"Мария Антуанетта" - как это ни странно, звучит сейчас современно: тоже время больших исторических сдвигов, как ни как.
О Маландэне мне тоже писать приятно: из западных современных хореографов он один из тех, кто не запачкался участием в проукраинских акциях и не опустился до ратманского полка. (Замечу на полях, что французы здесь вообще неплохо выступили. Не все, но многие.)
Помню, как на заре балетоманской молодости Маландэн вызвал непонимание.
Каюсь. И ценю сейчас ещё больше.
"Мария Антуанетта" радует доходчивостью рассказа: если знать хотя бы в общем, кто и что, то все эпизоды понятны без либретто.
Радует и метафоричностью: вот, к примеру, любимая хореографом железная рамка. Здесь она как метафора жёстких законов политики Габсбургов по укрелению своего влияния в Европе за счёт браков по расчёту, и как жёсткое супружеское ложе, и как маячащая на горизонте гильотина...
Или же выбор музыки: Гайдн - современник эпохи и Глюк, который был учителем музыки Марии Антуанетты. Существует легенда, что, находясь со своей воспитанницей в театральной ложе, Глюк испугался рубинового ожерелья на шее принцессы, в котором ему привиделся её страшный конец...
Или же сцена придворного представления: Парис и Медуза-Горгона - чёрные глашатаи страшного кровавого будущего.
А вообще здесь много жизни и много красоты.
Спасибо, дорогой primipilos.
Будем жить.