Балерина Тамара Туманова
Тама́ра Влади́мировна Тума́нова (2 марта 1919, Тюмень Россия — 29 мая 1996, Санта-Моника, США) —прима-балерина, хореограф и актриса. Ученица Ольги Преображенской. Танцевала на всех ведущих балетных сценах Европы и Америки: Парижская Опера, Ковент-Гарден, Ла Скала...
Для неё ставили Серж Лифарь, Леонид Мясин, Джордж Баланчин, Бронислава Нижинская. С ней репетировал свои балеты Михаил Фокин. Близкие творческие и дружеские отношения связывали Туманову с Александром Глазуновым,Сергеем Прокофьевым, Пабло Пикассо, Марком Шагалом и другими крупнейшими деятелями ее времени.
Профессионально танцевала до 1969 года.
В детском возрасте эмигрировала вместе с родителями из России. Семье в первые годы эмиграции пришлось пережить много бед и лишений. Выступать начала рано. Совместно с Ириной Бароновой и Татьяной Рябушинской участвовала в трио «Бэби-балерины» в составе труппы Русский балет Монте Карло. Их выступления стали сенсацией 1932 года и были замечены Жоржем Баланчиным.
Девочкам с ту пору было около 13 лет.
«Я думаю, они обеспечат превосходство русского искусства ещё на долгие годы», — так отозвалась о них Матильда Кшесинская.
Тамара Туманова обладала редкими внешними данными, за что ее называли «чёрной жемчужиной» русского балета, поскольку, как писал А. Котон (A. V. Coton), она была «самым прекрасным существом в истории балета» — с шелковистыми чёрными волосами, глубокими карими миндальными глазами и бледной кожей.
В интервью журналу «Американский танцор» Тамара Туманова обозначила свое творческое кредо:
«Важнейшим в балете является развитие драматических способностей балерины при создании её ролей. Это приходит постепенно с опытом передачи на сцене больших чувств и глубоких переживаний. Танец и игра составляют единое целое. Они должны быть взаимосвязаны. Недостаточно быть хорошей или даже блестящей техничкой. Балерина должна быть и тонкой актрисой... Техника всегда должна идти фоном. Как только она начинает выставляться напоказ, уровень искусства падает, и мы видим представление, но не артиста. Меня всегда одинаково сильно интересует театр, музыка и драма, точно так же, как и танец. Балерина должна обладать широким и глубоким пониманием всего искусства, только танец недостаточен. Он один вас далеко не уведёт.»
Туманова славилась своими великолепными сценическими костюмами, гримом и прическами. Созданный для неё костюм Лебедя стал классикой художественной интерпретации этой миниатюры.
Её коллега по балету Юрий Зорич вспоминает:
«Тамара обладала безукоризненной красотой в жизни и на сцене. Её техника была бесподобной, динамичной и всегда оставляла незабываемое впечатление своим магнетизмом.»
Тамара Туманова. Портрет:
Бэби-балерины:
Умирающий лебедь:
Тамара Туманова и Джин Келли:
Драматический отрывок из фильма «День Славы»:
Образ Тамары Тумановой, вдохновивший художника Джозефа Корнелла:
Знаменитая русская балерина Тамара Туманова много танцевала, воплощала свои хореографические замыслы, снималась в кино, всегда достойно представляя русскую танцевальную школу в изгнании на балетных сценах мира, способствовала утверждению, признанию и прославлению ее основ.
Отредактировано Айрин (21-09-2014 13:05:48)